Дело № 2-1025/2023
(УИД 26RS0№-14)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2023 года город Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Апостоловой М.И., с участием истца Семенова Д.В., его представителя ФИО5, представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области ФИО6, действующей на основании доверенности, участвующей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Семенова ФИО10 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об обеспечении санаторно-курортным лечением в календарном 2023 году,
УСТАНОВИЛ:
Истец Семенов Д.В. обратился в суд с иском к ответчику Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об обеспечении санаторно-курортным лечением в календарном 2023 году.
Из поданного искового заявления следует, что в п. 39 ПРП истца от ДД.ММ.ГГГГ указана нуждаемость в сопровождении. Истец понимает под сопровождением на протезирование и санкурлечение – действия (процессы) исполнителя на всем его жизненном цикле, которые могут включать в себя виды услуг, определенными профессиональным стандартом для сопровождающего лица для инвалидов, а именно утвержденный ФИО1 и соц. защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, проф. стандарт сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних с наименованием вида профессиональной деятельности. Деятельность по обеспечению процесса сопровождения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних. Основная цель вида профессиональной деятельности – оказание помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетним для прибытия к месту назначения, месту постоянного или временного проживания, а также при участии в спортивных и иных мероприятиях, посредством сопровождения. 3412 Социальные работники. 5169 работники, оказывающие индивидуальные услуги, не входящие в другие группы.
Санаторно-курортное лечение истец просил обеспечить в апреле-мае 2023 года. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДК-34-284ОЛ на заявление истца получено разъяснение, что ТСР по перечню истец будет обеспечен по заключению гос.контрактов по истечении срока пользования. При этом, имеется ссылка на письмо ФСС от ДД.ММ.ГГГГ, называемое ориентировочным перечнем. На стр. 2 этого письма ответчик указал причину отказа в предоставлении путевки – путевка предоставляется в течении календарного года, а истцу путевка на СКЛ предоставлялась в 2022 году с заездом ДД.ММ.ГГГГ на 21 день. Заявление истцом подавалось в 2023 году, календарный год закончился ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного просит обязать ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2023 году до окончания срока действия ПРП (до ДД.ММ.ГГГГ календарного года), с сопровождением санаторно–курортного лечения профессионально подготовленным лицом (социальным работником).
В судебном заседании истец Семенов Д.В. и его представитель ФИО5 заявленные исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить, уточнив их в части обращения решения к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области ФИО6, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные исковые требования считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Прокурор Кировского района, будучи надлежащим и своевременным образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин своей не явки и не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, суд посчитал возможным рассмотреть дело без его участия.
Суд, изучив поданный иск, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон) обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона, оплата дополнительных расходов, предусмотренных пп. 3 п. 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 286 (далее Положение), решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).
Как установлено в судебном заседании, истец Семенов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 1-й группы, инвалидность установлена бессрочно, причина инвалидности трудовое увечье, инвалид по зрению.
ДД.ММ.ГГГГ Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 Д.В. выдана Программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ/2022.
Следовательно, истец Семенов Д.В. как застрахованное лицо, имеет право на получение обеспечения по социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – закон № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
Согласно абз. 2 части 2 статьи 6.3 № 178-ФЗ, в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Федерального закона, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 929н/1345н утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее по тексту - Порядок).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 23 Порядка).
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан осуществляются с учетом медицинских показаний и медицинских противопоказаний в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (п. 24 Порядка).
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (п. 25 Порядка).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 834н. (п. 27 Порядка).
Очередное заявление о предоставлении путевки подается гражданином после обеспечения его путевкой на санаторно-курортное лечение по ранее поданному заявлению.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом № Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ПРП № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 29) истцу Семенову Д.В. установлена нуждаемость в санаторно-курортном лечении в санаториях по профилю: болезни органов пищеварения; сезоны: зима, весна, лето, осень; в санаторно-курортных организациях местного и федерального значения. Срок проведения реабилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом предписанного профиля, сезона рекомендованного лечения и срока проведения реабилитационных мероприятий и согласно заключению санаторно-курортных организаций рекомендованных для санаторно-курортного лечения Волгоградским региональным отделением было принято решение о предоставлении ФИО1 Д.В. путевки № для санаторно-курортного лечения в санаторно-курортное учреждение - Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов "Центр восстановительной медицины - санаторий "Лесная поляна" и путевки № для сопровождающего лица с заездом с ДД.ММ.ГГГГ на 21 день.
Согласно отрывным талонам к санаторно-курортным путевкам № и № ФИО1 Д.В., в сопровождении ФИО7, прошел полный курс санаторно-курортного лечения (21 день) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, фактически истец, в рамках ПРП №ДД.ММ.ГГГГ/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, просит предоставить в 2023 году дополнительную путевку на санаторно-курортное лечение, что в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 31 Положения "Об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 286 (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 703) не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, оценивая действия ответчика, суд приходит к выводу о том, что порядок обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение истца Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> не нарушен.
Учитывая изложенное и то, что доказательства неправомерных действий ответчика по обеспечению Семенова В.Д. путевкой на санаторно-курортное лечение отсутствуют, заявленные исковые требования об обязании ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2023 году до окончания срока действия ПРП (до ДД.ММ.ГГГГ календарного года), не подлежат удовлетворению.
Поскольку требования истца об обязании ответчика обеспечить его сопровождением санаторно-курортного лечения профессионально подготовленным лицом (социальным работником) и об обращении решения к немедленному исполнению является производными от его же требований об обязании ответчика предоставить ему путевку на СКЛ в 2023 году, в удовлетворении которых истцу отказано, соответственно, и в указанной части иск также подлежит оставлению без удовлетворения.
При этом, ссылка истца в подтверждении его нуждаемости в сопровождении на проф. стандарт "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетних лиц на спортивные мероприятия", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ N 191н., судом признана не состоятельной, поскольку указанный проф. стандарт регламентирует процедуру сопровождения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних лиц в процессах физкультурно-оздоровительной, тренировочной и соревновательной деятельности, то есть оказание помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетним лицам для прибытия на мероприятия и участия в мероприятиях, связанных с физкультурно-оздоровительной, тренировочной и соревновательной деятельностью, по видам экономической деятельности: деятельность в области спорта, но никак не обеспечение инвалида сопровождением на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 871н "Об утверждении профессионального стандарта "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 40111), на который, в том числе, ссылается истец в поданном иске, признан недействующим.
Оценив в совокупности все доказательства представленные сторонами в состязательном процессе, признав из относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными в рамках рассматриваемого дела суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Семенова ФИО11 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об обеспечении санаторно-курортным лечением в календарном 2023 году, оставить без удовлетворения.
Отказать Семенову ФИО12 в обязании ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2023 году до окончания срока действия ПРП (до ДД.ММ.ГГГГ календарного года), с сопровождением санаторно – курортного лечения профессионально подготовленным лицом (социальным работником).
Отказать Семенову ФИО13 об обращении решения к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Судья П.П.КУЛИК.