Решение по делу № 33-27495/2013 от 12.12.2013

к делу № 2-711/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Новопокровская 22 октября 2012 года

Краснодарского края

Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Некрут К.А.

с участием старшего помощника прокурора Новопокровского района Барона В.В.,

при секретаре судебного заседания Кашкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новопокровского района в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации Новопокровского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации автомобильных дорог местного значения, диагностике, паспортизации улично-дорожной сети, в непринятии мер к регистрации земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог, ремонту автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новопокровского района обратился в Новопокровский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействий администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившихся в непринятии мер по государственной регистрации автомобильных дорог местного значения, диагностике, паспортизации улично-дорожной сети, ремонту автомобильных дорог, обязании администрации Новопокровского сельского поселения произвести государственную регистрацию автомобильных дорог местного значения; государственную регистрацию земельных участков, находящихся в границах полосы отвода автомобильных дорог; выполнить работы по диагностике и паспортизации улично-дорожной сети; ремонт автомобильной дороги – пер. Садовый (напротив домовладения № 34) ст. Новопокровской.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Новопокровского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства, в том числе об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, при предоставлении земельных участков под застройку, выдаче разрешительной документации, а также создании специализированных стоянок автотранспорта. Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением ОГИБДД ОМВД России по Новопокровскому району установлено, что на пер. Садовом напротив домовладения № 3 ст. Новопокровской существует угроза безопасности дорожного движения, поскольку покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью, а также обочина ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более 4 сантиметров. Указанное является нарушением ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 1967-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 17 Закона № 257-ФЗ и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги», что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённому кругу граждан.

В судебном заседании представитель заявителя - старший помощник прокурора Новопокровского района Барон В.В. частично поддержал заявленные требования, просил удовлетворить заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации автомобильных дорог местного значения, диагностике, паспортизации улично-дорожной сети, в непринятии мер по ремонту автомобильных дорог, обязании администрации Новопокровского сельского поселения произвести государственную регистрацию автомобильных дорог местного значения; выполнить работы по диагностике и паспортизации улично-дорожной сети; ремонт автомобильной дороги – пер. Садовый (напротив домовладения № 34) ст. Новопокровской, отказавшись от удовлетворения требований о признании незаконными действий администрации в непринятии мер к регистрации земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог и обязании администрации Новопокровского сельского поселения произвести государственную регистрацию земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог.

Представитель заинтересованного лица - администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района Охрименко С.С. по доверенности № 02-10/108 от 31.01.2012 года в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора в части ремонта участка автомобильной дороги в ст. Новопокровской по пер. Садовый (напротив домовладения № 34), в удовлетворении других требований прокурора просила отказать, при этом пояснила, что Новопокровское сельское поселение получило имущество, в том числе и автомобильные дороги, в муниципальную собственность на основании Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1120-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новопокровский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Новопокровский район, в состав которого они входят». Часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ устанавливает порядок разграничения имущества между районами и поселениями в целях обеспечения имущества между районами и поселениями в целях обеспечения требований статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

В преамбуле Федерального закона № 131-ФЗ сказано: «Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления».

Муниципальные образования (поселения) для решения вопросов местного значения, определённых статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, могут иметь в собственности имущество, поименованное в статье 50 названного закона.

Имущество Новопокровского сельского поселения, переданное ему на основании Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1120-КЗ, принадлежит поселению в силу прямого указания закона. Так согласно статье 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий»: «Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации». Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. Установить, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи».

Часть 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в свою очередь определила, что «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Во исполнение Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрацией Новопокровского сельского поселения проведена техническая характеристика автомобильных дорог Новопокровского сельского поселения, составлены идентификационные карты и утверждён перечень автомобильных дорог местного значения Новопокровского сельского поселения. В соответствии с техническими характеристиками ежегодно проводится ремонт дорог по Программе социально-экономического развития Новопокровского сельского поселения на 2009-2012 годы. Так в 2012 году по указанной программе запланировано проведение ремонта 32 объектов, в том числе 26 дорог и 6 подъездов.

В соответствии с пунктом 2.4 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР, технический учет и паспортизацию производят организации и подразделения, подведомственные дорожным управлениям за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений. К дорожным управлениям относятся: управления автомобильных дорог, республиканские (АССР), краевые, областные и районные (в республиках, не имеющих областного деления) органы управления дорожным хозяйством. Таким образом, обязанность по проведению технического учета и паспортизации дорог не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Полномочия предусмотренные пунктом 5 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации исполняются администрацией Новопокровского сельского поселения в полном объёме.

Помимо указанного, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и местных традиций. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местным самоуправлением самостоятельно, в пределах своих полномочий, в силу статей 130, 131, 132 и 133 Конституции РФ и законом, устанавливаются права и обязанности местного самоуправления, а именно установлено, что местное самоуправление РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и в частности, вопросов, касающихся полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. При таких обстоятельствах прокурор не имеет полномочий обращаться в суд с требованием об обязывании органов местного самоуправления принять соответствующее решение, так как указанное требование является вмешательством в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления.

В судебном заседании главный архитектор МО Новопокровский район Марин А.Я. считал что, учитывая финансовое положение администрации Новопокровского сельского поселения, нет необходимости в трате денежных средств на государственную регистрацию автомобильных дорог местного значения, диагностику, паспортизацию улично-дорожной сети, обязании администрации Новопокровского сельского поселения произвести государственную регистрацию автомобильных дорог местного значения; государственную регистрацию земельных участков, находящихся в границах полосы отвода автомобильных дорог; выполнить работы по диагностике и паспортизации улично-дорожной сети.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявление прокурора Новопокровского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Закону Краснодарского края от 13.11.2006 № 1120-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новопокровский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Новопокровский район, в состав которого они входят», по акту приема-передачи имущества, утвержденного постановлением главы МО Новопокровский район от 05.12.2006 № 1012, в муниципальную собственность администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района безвозмездно принято имущество, в том числе автомобильные дороги общего пользования.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Новопокровского сельского поселения утверждён постановлением главы Новопокровского сельского поселения от 25.11.2009 № 229, согласно которого общая протяжённость автомобильных дорог составляет - 89,1 километров.

Следует отметить, что согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Учитывая, что автомобильные дороги относятся к объектам недвижимости, на них распространяются положения статьи 130 Гражданского кодекса РФ.

На основании п. 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход, и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.

Согласно статье 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 17 данного Закона предусмотрено, что владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно приказу Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» в отношении Автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Данным Порядком определён состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и её эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (диагностика), требованиям технических регламентов.

Следует отметить, что «Правилами диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 № ИС-840-р и рекомендованными для применения на всех дорогах общего пользования Российской Федерации, определено, что цель диагностики и оценки состояния автомобильных дорог состоит в получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, условиях их работы и степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требованиям движения. Систематический мониторинг является основой управления состоянием автомобильных дорог и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети.

Также с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог производятся технический учет и паспортизация автомобильных дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности («ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» Минавтодор РСФСР).

Необходимость точного и объективного знания исходных данных о состоянии, протяжённости проезжих и пешеходных частей улиц и их транспортно-эксплуатационных характеристиках вызвана также требованиями перехода к нормативному финансированию затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог.

Так, статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) предусмотрено: «Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления».

Вместе с тем работы по диагностике и паспортизации улично-дорожной сети не ведутся.

Из-за отсутствия технических паспортов на объекты улично-дорожной сети и работ по диагностике автодорог в сельском поселении отсутствует полная и достоверная информация о составе, протяжённости улично-дорожной сети, качестве покрытия проезжих и пешеходных частей.

Отсутствие в сельском поселении информации о категоричности дорог, а также исходных данных о состоянии улично-дорожной сети не позволяет сделать выводы о соответствии отремонтированных дорог нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей и соответственно о достижении задач, предусмотренных краевой и ведомственной целевых программ.

Помимо этого невозможно оценить эффективность расходования средств и обоснованность принятия управленческих решений по видам ремонтов дорог местного значения.

Администрация Новопокровского сельского поселения не исполняет возложенные на неё федеральным законодательством полномочия по реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам и техническим нормам, что подтверждается информацией ОГИБДД по Новопокровскому району ГУВД по Краснодарскому краю, о том, что по пер. Садовый, 34 ст. Новопокровской имеются выбоины на автомобильной дороге размером шириной 1,53 м., длиной 1,72 м., глубиной 6 см.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявление прокурора, поданное в интересах неопределённого круга лиц, подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новопокроского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации автомобильных дорог местного значения, диагностике, паспортизации улично-дорожной сети, в непринятии мер к регистрации земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог, ремонту автомобильных дорог, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации автомобильных дорог местного значения, диагностике, паспортизации улично-дорожной сети, в непринятии мер к регистрации земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог, ремонту автомобильных дорог.

Возложить на администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района обязанность.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий

33-27495/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г/п Ильинский Раменского м/р МО
Другие
Смирнова Л.Г.
Руководитель УФССП России по МО Главный судебный пристав МО Замородских Сергей Григорьевич
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
23.12.2013Судебное заседание
27.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2013Передано в экспедицию
23.12.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее