Дело № 2-37/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
24 февраля 2014 года Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н.,
при секретаре Чеботаревой М.В.,
с участием истца Старцева С.А.,
представителя ответчика Отдела Пенсионного фонда РФ в Ординском районе Пешниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску Старцева С.А к отделу Пенсионного фонда РФ в Ординском районе о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Старцев С.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании решения отдела ПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, обосновывая свои требования тем, что решением отдела ПФ РФ в Ординском районе <данные изъяты> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в льготный стаж не включен период работы мастером производственного обучения в Ординском учебно-курсовом комбинате с <данные изъяты> (7 лет 01 мес. 09 дн.), т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком, кроме того, не включен период службы в армии <данные изъяты> (2 года 01 мес. 09 дн.).
Полагает, что служба в рядах Вооруженных Сил должна быть включена в специальный стаж, т.к. на момент прохождения им службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утвержденное им Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», согласно которого служба в армии засчитывается в льготный стаж, и у него имеется специальный стаж, который составляет более 2/3 части от требуемого 25-летнего стажа.
В Списках профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет от 06.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 указан, в том числе мастер производственного обучения, при этом в специальный стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной принадлежности.
В соответствии с Законом РСФСР «О народном образовании» от 02.08.1974 года (в редакции от 07.08.1987 года), Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» профессионально-техническое образование включено в систему народного образования (ст.5), общедоступность начального профессионального образования гарантирована государством.
Согласно Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 года, к учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональные училища, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр и другие образовательные учреждения данного уровня.
Таким образом, учебно-курсовой комбинат является учебным заведением, осуществляющим реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также профессиональное обучение для подготовки новых кадров массовых профессий начального уровня квалификации (разряда, класса, категории). В связи с чем, учебно-курсовой комбинат в соответствии с его целями и задачами входит в систему профессионального образования.
Согласно п. 5 Правил исчисления сроков выслуги от 22.09.1999 года № 1067, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа, в том числе в учебно-производственном комбинате, профессиональном училище.
Приказом Министерства образования РФ от 1991 года на базе Ординского учебно-курсового комбината создано профессионально-техническое училище № 83. Период его работы в данном образовательном учреждении включен в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Считает, что период работы в УКК должен быть включен в льготный стаж.
С учетом оспариваемых периодов, его специальный стаж будет составлять более 25 лет, что является основанием для назначения трудовой пенсии досрочно.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил, что служба в армии должна быть зачтена в специальный стаж согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Работа в учебно-курсовом комбинате подлежит включению в стаж, т.к. в комбинате обучались не только взрослые, но и несовершеннолетние ребята, до службы в армии.
Представитель ответчика Пешнина Т.В. иск не признала, суду пояснила, что Постановление № 1397 от 17.12.1959 г. утратило силу в 1993 году, применению не подлежит. Служба в армии может быть зачтена, если предшествовала ей и за службой в армии следовала педагогическая деятельность. Учебно-курсовой комбинат не предусмотрен Списком, утвержденным Постановлением № 781, наименование учреждений расширительному толкованию не подлежит. Истцом не было представлено документов, подтверждающих, что в УКК проводилось обучение детей, а не курсы повышения квалификации взрослых.
Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Старцев С.А. 28.10.2013 г. обратился в отдел Пенсионного фонда России в Ординском районе за назначением досрочной трудовой пенсии.
Решением комиссии отдела Пенсионного фонда РФ в Ординском районе Пермского края от 17 декабря 2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Старцеву С.А. было отказано. Его пенсионный стаж для назначения трудовой пенсии досрочно, по мнению комиссии, составил 21 год 12 дней. В специальный стаж истца не был включен, в том числе период работы <данные изъяты>. (7 лет 1 мес. 09 дн.) – мастером производственного обучения в Ординском учебно-курсовом комбинате, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком. Также не включен период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР <данные изъяты>
В период прохождения истцом срочной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1, пункта 4 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Факт прохождения Старцевым С.А. срочной службы по призыву подтверждается справкой отдела военного комиссариата Пермского края по Ординскому и Уинскому районам от 24.10.2013 г. (л.д. 26), копией трудовой книжки (л.д. 9).На момент обращения Старцева С.А. в отдел ПФР в Ординском районе специальный стаж истца составлял 21 год 12 дней, то есть не менее 2/3 (16 лет 08 месяцев) требуемого стажа для начисления пенсии.
Таким образом, период службы истца в армии с 14.11.1980 года по 23.12.1982 года подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы ответчика о том, что на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 истец не выработал 2/3 необходимого специального стажа, не может быть принят во внимание, т.к. на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 года, т.е. на 01 октября 1993 года, истец в силу своего возраста не мог выработать 25-летний стаж педагогической деятельности, а п. 4 данного Положения устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25-летнего стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения пенсии. Наличие требуемых 2/3 специального стажа необходимо устанавливать на момент обращения работника с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для назначения пенсии.
Период работы истца мастером производственного обучения в Ординском учебно-курсовом комбинате не подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Должность мастера производственного обучения предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, в котором наименования учреждения соответствующего наименованию Ординский учебно-курсовой комбинат не поименован.
В ранее действующих Списках № 1067 от 22.09.1999 г., № 463 от 06.09.1991 г., № 1397 от 17.12.1959 г., учебно-курсовой комбинат также не указан в перечне учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию.
Согласно приказа производственного управления сельского хозяйства Пермского облисполкома № 108 от 10.03.1981 г. в целях улучшения обеспечения колхозов и совхозов квалифицированными рабочими кадрами был открыт межхозяйственный учебно-курсовой комбинат по подготовке и повышению квалификации кадров массовых профессий при производственном управлении сельского хозяйства Ординского райисполкома (л.д. 78).
В соответствии с приказом Ординского управления сельского хозяйства <данные изъяты> учебно-курсовой комбинат был ликвидирован с 01.08.1991 г. и передан в органы народного образования в ПТУ № 83 (л.д. 43, 25).
Таким образом, учебно-курсовой комбинат действовал при управлении сельского хозяйства, к образовательным учреждениям не относился. Доказательств, подтверждающих обучение детей в Ординском учебно-курсовом комбинате, суду не представлено.
Ссылка истца на Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 г. № 650 о том, что учебно-курсовой комбинат относится к учреждениям начального профессионального образования, не состоятельна, т.к. данное положение действовало с 5 июня 1994 года, т.е. не в период существования Ординского УКК, и не в период работы истца в данном учебно-курсовом комбинате. Сведений об организационно-правовой форме Ординского учебно-курсового комбината, открытого в 1981 году не представлено.
Поскольку, истец осуществлял работу в должности мастера производственного обучения в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списками, поэтому спорный период работы обоснованно не включен ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 15 июля 2010 года N 1012-О-О, от 20 ноября 2008 года N 869-О-О, от 20 октября 2005 года № 392-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Вопросы отнесения граждан к категории имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия назначения этой пенсии, входят в компетенцию законодателя.
При этом выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Для зачета соответствующих периодов в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необходимо, чтобы наименование должности, учреждения были предусмотрены соответствующим Списком, а исчисление стажа производилось в соответствии с Правилами.
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
В связи с тем, что в Списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии наименование учреждения учебно-курсовой комбинат не поименовано, период работы истца в УКК включению в специальный стаж не подлежит, в удовлетворении исковых требований в данной части следует отказать.
С учетом включения в специальный стаж истца периода прохождения службы в армии, педагогический стаж Старцева С.А. на момент обращения в отдел Пенсионного фонда РФ в Ординском районе (28.10.2013 года) составляет менее 25 лет, что не дает ему права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем, исковые требования в части назначения досрочной трудовой пенсии также не подлежат удовлетворению.
Решение комиссии является законным, отмене в оспариваемой части не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Старцев С.А удовлетворить частично.
Включить Старцеву С.А. в специальный трудовой стаж время прохождения срочной службы по призыву в Советской Армии <данные изъяты>.
В иске Старцеву С.А о признании решения комиссии отдела Пенсионного фонда РФ в Ординском районе <данные изъяты> незаконным, о включении периода работы мастером производственного обучения в Ординском учебно-курсовом комбинате в специальный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.Н. Тутынина