Решение по делу № 2а-1021/2019 от 05.04.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года              г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Шевкуновой В.Ю.,

с участием административного истца Решетникова А.А., представителя административного ответчика Заровской И.И., действующей на основании доверенности от 17.05.2018 № 42, сроком действия один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1021/2018 по иску Решетникова Александра Александровича о признании решения призывной комиссии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований Решетников А.А. указал, что 06.12.2017 решением отдела призывной комиссии военного комиссариата Иркутской области он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением не согласен, поскольку в период времени, когда он подлежал призыву на военную службу, он своевременно являлся на мероприятия, связанные с призывом, не уклонялся от призыва, в ноябре 2016 года был призван и отбыл для прохождения службы, однако по медицинским показаниям был направлен на медицинское обследование, после чего был признан годным к призыву. Таким образом, он подлежал призыву на военную службу, каких-либо законных оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для освобождения от призыва, он не имел, в связи с чем полагает, что у призывной комиссии не имелись основания для принятия такого решения. Просил признать решение призывной комиссии от 06.12.2017 отдела военного комиссариата города Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области о признании Решетникова А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

В судебном заседании истец Решетников А.А., поддержал доводы иска. Дополнительно истец указал, что в 2014 году окончил учебу в Новосибирской академии, вернулся в Усть-Илимск 29.06.2016. 30.06.2016 явился в военкомат г.Усть-Илимска, где ему выдали повестку на 17.10.2016. Он прошел медицинскую комиссию, ему поставили категорию годности А1, однако, он был не согласен с такой категорией, врачебная комиссия на его жалобы не отреагировала. Заключение врачебной комиссии он не обжаловал. 23.11.2016 он обратился в Усть-Илимскую городскую поликлинику № 2, где обнаружили диффузный зоб 1 стадии, поставили на контроль. Справку с городской поликлиники он показал врачебной комиссии на призывном пункте в г. Шелехов, однако, ее никто не принял во внимание, психиатр поставил под подозрение диагноз «расстройство личности», был направлен на стационарное обследование по месту жительства в Усть-Илимск. По возвращении в Усть-Илимск 05.12.2016, он обратился в военкомат, затем в ОГБУЗ «Усть-Илимский психоневрологический диспансер», где сказали, что мест не было, четких сроков обследования ему не сказали, до 08.12.2016, как указано в уведомлении, он бы не успел пройти обследование. В конце июня 2017 года решил выехать в г. Сочи для лечения кожного заболевания, для оказания помощи по хозяйству своей бабушке, и трудоустройства. Решение о лечении им принято самостоятельно, без обращения за медицинской консультацией. Осенью 2017 года вернулся из Сочи. О том, что на время выезда необходимо сниматься с воинского учета ему не было известно. 04.10.2017 он вернулся в Усть-Илимск. В психиатрическое отделение Усть-Илимского ОПНД обратился 27.10.2017 и по 10.11.2017 проходил обследование, документы психдиспансер на руки не выдавал, а направил в военкомат. 12.12.2017 он явился в военкомат. Оспариваемое решение было принято 06.12.2017. Считает, что без вручения ему повесток обязанности явиться в военкомат у него не было. Решение призывной комиссии мешает его трудоустройству на госслужбу. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Заровская И.И. требования административного истца не признала, привела доводы о законности решения призывной комиссии, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, представив суду письменный отзыв. Дополнительно пояснила, что Решетников А.А. не мог не знать о сроке предоставления ему второй отсрочки по заболеванию до 01.04.2017, поскольку Решетников А.А. присутствовал на призывной комиссии 06.12.2016, решение комиссии ему было объявлено, заседание комиссии проводится только при личной явке призывника, о чем также свидетельствует лист медицинского освидетельствования Решетникова А.А. от 06.12.2016, который выдается на руки призывнику, в котором врач-психиатр Байкова В.М. указала о том, что истец ограниченно годен к воинской службе. После окончания отсрочки 01.04.2017 на призывное мероприятие не явился. Истец прибыл на стационарное психиатрическое обследование лишь 27.10.2017. Первая отсрочка Решетникову А.А. была предоставлена до 2013 году в связи с обучением в вузе. Однако по окончании действия отсрочки, с 2013 года по 2016 год Решетников А.А. тоже не явился в военкомат, не сообщил в 2014 году об окончании академии и получении высшего образования, о чем свидетельствует уведомление Новосибирского военкомата, тем самым в отношении истца проводились розыскные мероприятия. Согласно ст. 10 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 призывник самостоятельно обязан сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении своего семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, что Решетниковым А.А. сделано не было, когда он уезжал из г Новосибирска в Усть-Илимск и когда он выезжал из г. Усть-Илимска в г. Сочи. Куда истец приходил 12.12.2017 ей непонятно, поскольку оспариваемое решение было объявлено ему 06.12.2017. Считает, что ответчик уклонялся от службы в армии. Просила в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд за защитой нарушенных прав при соблюдении трехмесячного срока обращения в суд.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении настоящего административного дела суду следует выяснять: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 названного Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).

Согласно пункту 19 этого же Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 этого же федерального закона).

Из материалов административного дела, личного дела призывника, пояснений сторон усматривается, что по результатам медицинского освидетельствования, имевшего место 16.10.2008, Решетников А.А. был признан годным к военной службе (категория "А1"). Соответствующее заключение Решетниковым А.А. в установленном порядке оспорено не было.

В связи с обучением в г. Новосибирске в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Решетников А.А. был поставлен на воинский учет по месту обучения в ОВК по Октябрьскому району и Центральному административному округу г. Новосибирска, Решетникову А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2013 на основании статьи 24 ч.2 п.а Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (л.д. 210).

После окончания отсрочки мероприятия по призыву в отношении Решетникова А.А. могли быть осуществлены, начиная с осеннего призыва 2013 года.

21.03.2016 Решетников А.А. оповещен о явке 14.04.2016 в ОВК по Октябрьскому району и Центральному административному округу г. Новосибирск (л.д. 214).

30.06.2014 Решетников А.А. поставлен на воинский учет в отделе ВКИО по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району по месту своего постоянного места жительства и подлежал призыву осенью 2016 года (л.д. 212, 215).

05.08.2016 Решетников А.А. снят с воинского учета в ОВК по Октябрьскому району и Центральному административному округу г. Новосибирска (л.д. 212).

04.10.2016 Решетников А.А. призван на военную службу и убыл на сборный пункт области, где при прохождении медицинского освидетельствования 29.11.2016 Решетников А.А. был направлен на медицинское обследование (лечение), о явке в военный комиссариат с результатами обследования для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, назначенной на 08.12.2016, оповещен (л.д. 218, 219).

По возвращении со сборного пункта Решетников А.А. 06.12.2016 года явился в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, в связи с чем ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2017 (л.д. 211).

В период с 27.10.2017 по 10.11.2017 года Решетников А.А. по направлению военного комиссариата от 29.11.2016 (л.д. 218) находился на стационарном медицинском обследовании в ОГБУЗ «Усть-Илимский ОПНД», после обратился в военный комиссариат, представив медицинское заключение о годности в службе в армии.

Решением призывной комиссии в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 06.12.2017 № 9/У/6 Решетников А.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.

Вместе с тем, законных оснований для принятия такого решения не имелось, поскольку из материалов дела следует, что в отношении Решетникова А.А. мероприятия по организации призыва на военную службу в период с 01.04.2017, с момента, когда отсрочка прекратила свое действие, до 08.11.2017, когда истец достиг возраста 27 лет, не проводились, соответствующие установленным требованиям повестки о явке в военный комиссариат не направлялись, что в судебном заседании представителем ответчика не отрицалось, доказательств тому не представлено, тогда как обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у заявителя в силу действующего законодательства отсутствовала.

Таким образом, оценивая установленные по административному делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Решетников А.А. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

При таких обстоятельствах решение призывной комиссии по городу Усть-Илимску и Уть-Илимскому району № 9/У/6 от 06.12.2017 о признании Решетникова А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Решетникова Александра Александровича удовлетворить.

Признать решение призывной комиссии по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району № 9/У/6 от 06.12.2017 о признании Решетникова Александра Александровича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья               А.В. Куренова

2а-1021/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Решетников Александр Александрович
Ответчики
Отдел военного комиссариата Иркутской области по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району
ФКУ «ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Куренова А.В.
Дело на странице суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
05.04.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
08.04.2019Передача материалов судье
08.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Дело оформлено
31.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее