Судья: Щербакова Я.А. Дело № 33-12582/2021
УИД 24RS0016-01-2021-000052-30
2.085
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Охременко О.В.,Сударьковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорска в интересах Васильева Алексея Борисовича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о предоставлении субсидий,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Дегтярёвой А.В.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 26 июля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования, удовлетворить.
Обязать Краевое Государственное Казенное Учреждение «Управление социальной защиты населения» (КГКУ «УСЗН») предоставить Васильеву Алексею Борисовичу меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме субсидий путем их возобновлении с 01.09.2015 г. по 09.08.2019 г.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора ЗАТО г. Железногорска обратился в суд в интересах ветерана труда Васильева А.Б. с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме субсидий. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Васильев А.Б. имеет право на предоставление мер социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Данной мерой социальной поддержки Васильев А.Б. пользовался до 01.08.2015 г. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, УСЗН администрации ЗАТО г. Железногорск с 01.09.2015 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Ссылаясь на положения Закона Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" прокурор просил обязать КГКУ «УСЗН» предоставить ветерану Васильеву А.Б. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме субсидий путем их возобновления за период с 01.09.2015 г. по 09.08.2019 г.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Дегтярёва А.В. просит решение суда отменить, ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по обязательствам, возникшим до 01.10.2019г. КГКУ «УСЗН» не наделено, правоприемником УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорска не является. Предоставление субсидий было приостановлено, а затем прекращено в связи с наличием у Васильева А.Б. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, при этом доказательств погашения задолженности или уважительности причин образования такой задолженности не представлено в материалы дела. Запрет на прекращение предоставления мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности на ветеранов труда не распространяется. Кроме того, указывает, что суд безосновательно не применил последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Прокуратурой ЗАТО г. Железногорска представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор ссылается на законность и обоснованность принятого судом решения и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель КГКУ «УСЗН» Шпилевский И.Н., действующий на основании доверенности от 29.09.2021г., указал на обоснованность доводов апелляционной жалобы, просил отменить постановленное по делу решение и отказать истцу в удовлетворении требований.
Представитель процессуального истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Воротынская О.О. просила решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, апелляционную жалобу считает не подлежащей удовлетворению.
Истец Васильев А.Б., представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Министерство социальной политики Красноярского края ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Согласно частей 1 и 5 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804г. "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Законом Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в Федеральном законе "О ветеранах".
До 10.08.2019г. указанные меры социальной поддержки предоставлялись в форме субсидий.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 7 Закона Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» Законом Красноярского края от 11.07.2019г. N 7-2934 указанные меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг с 10.08.2019г. предоставляются в форме компенсаций, т.е. средств, предоставляемых в качестве возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов. Оплата жилья - плата за жилое помещение, включающая в себя для собственников жилого помещения в многоквартирном доме плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплату коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", после назначения им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" предоставляются субсидии в размерах: 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.3 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 субсидии на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов; одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, - в размере 100 процентов).
Статьями 13, 14 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 определены порядок и условия обращения граждан за получением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, установленных данным законом, а также поименован необходимый перечень документов, представляемых гражданами для получения субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. К ним, в частности, относятся документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
На основании пункта 1 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 установлено, что предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (абзац первый пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения) (абзац второй пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
В силу пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В абзаце третьем пункта 6 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 определено, что документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в орган местного самоуправления получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В случае прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в связи с наличием у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнением получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг гражданин вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с приложением к нему документов, указанных в статье 13 данного Закона, после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения соглашения по ее погашению (пункта 7 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильев А.Б. 07.12.2009г. обратился с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки как ветерану труда на основании удостоверения о присвоении звания «Ветеран труда» от 16.04.1996г. № 447164.
08.12.2009г. Васильеву А.Б., как ветерану труда, в соответствии с действующим на тот момент законодательством были назначены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В связи с наличием у Васильева А.Б. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 01.08.2015г. более двух месяцев, ответчиком было принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 01.08.2015г. на один месяц, а с 01.09.2015г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Разрешая предъявленные прокурором в интересах Васильева А.Б. требования о возложении на КГКУ «УСЗН» обязанности предоставить меры социальной поддержки в форме субсидий путем их возобновления с 01.09.2015г. по 09.08.2019г., суд первой инстанции сославшись на положения части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также на правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2015 г. N 53-АПГ15-24 о признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" пришел к выводу о том, что поскольку Васильев А.Б. является ветераном труда, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки (субсидии), в связи с чем, обязал КГКУ «УСЗН» предоставить Васильеву А.Б. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме субсидий путем их возобновлении с 01.09.2015г. по 09.08.2019г.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в адрес Васильева А.Б. УСЗН администрации ЗАТО г. Железногорск направлялись письма, в которых он предупреждался о приостановлении, а затем о прекращении предоставления мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности, и в которых ему предлагалось сообщить о наличии уважительных причин образовавшейся задолженности и представить соответствующие доказательства, а также сообщалось, что в случае предоставления таких сведений меры социальной поддержки будут восстановлены с учетом месяца, в котором были приостановлены. Таких сведений и доказательств стороной истца не было представлено ни ответчику, ни суду. Равно как и не представлено сведений о том, что истец предпринимал какие-либо меры к погашению возникшей задолженности, согласованию условий такого погашения.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, у ответчика имелись законные основания для принятия решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки Васильеву А.Б. в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судебной коллегией отклоняются доводы процессуального истца о том, что на момент принятия оспариваемого решения Васильев А.Б. имел статус инвалида, в связи с чем в соответствии с редакцией статьи п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804, действовавшей на момент принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, основания для приостановления предоставления мер социальной поддержки отсутствовали. Как следует из заявления от 07.12.2009г., Васильев А.Б. просил назначить ему меры социальной поддержки на основании Закона Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», в подтверждение права им было приложено удостоверение о присвоении звания «Ветеран труда» от 16.04.1996г. № 447164. Сведений об установлении ему группы инвалидности Васильевым А.Б. ответчику предоставлено не было, в материалы дела представлена справка серии МСЭ-2013, в соответствии с которой истцу Васильеву А.Б. установлена третья группа инвалидности повторно с 02.06.2014г. Кроме того, как следует из ответа на запрос судебной коллегии ФКУ ГБ МСЭ ФМБА России (бюро № 51) от 13.10.2021г. впервые Васильеву А.Б. третья группа инвалидности была установлена 15.05.2013г. по причине общего заболевания. Таким образом, меры социальной поддержки Васильеву А.Б. как инвалиду не назначались и не могли быть назначены в связи с отсутствием у него на момент назначения такого права.
При таких обстоятельствах решение Железногорского городского суда от 26.07.2021г. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 26 июля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора ЗАТО г. Железногорска в интересах Васильева А.Б. к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о предоставлении субсидий по оплате за жилье и коммунальные услуги – отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Определение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2021 года.