Судья Гадыршин Д.И.
УИД 16RS0046-01-2019-013005-04
Дело 2а-8514/2019
Дело 33а-2637/2020
Учет №024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2020 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Сайдашевой Э.Р., Куляпина Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 5 декабря 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным действие (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечении Алексея Александровича Фадеева лекарственными препаратами Фиразир (Икатибант), Ингибитор С1 – эстеразы человека (Беринерт), Даназол в необходимом объеме.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Алексея Александровича Фадеева лекарственными препаратами Фиразир (Икатибант), Ингибитор С1 – эстеразы человека (Беринерт), Даназол в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Кудаевой А.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица Министерства финансов Республики Татарстан Яруллиной Э.Р., согласившейся с доводами апелляционной жалобы и полагавшей решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу – подлежащей удовлетворению, объяснения административного истца Фадеева А.А. и его представителя Ушанкова И.В, высказавшихся против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фадеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об оспаривании отказа в обеспечении его лекарственными препаратами.
В обоснование требований указано, что он страдает орфанным заболеванием с диагнозом: <данные изъяты>.
Медицинским заключением врача-специалиста аллерголога иммунолога государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее – ГАУЗ «РКБ» Министерства здравоохранения Республики Татарстан) от 28 марта 2019 года ему назначены такие лекарственные препараты как Даназол, Икатибант (Фиразир), Ингибитор С1-эстеразы человека (Беринерт).
Решением врачебной комиссии от 12 сентября 2019 года №9666 составлено заключение о том, что Фадееву А.А. требуется пожизненная терапия, соответствующая текущим федеральным стандартам и клиническим рекомендациям, отсутствие которой определит неблагополучный прогноз с риском развития жизнеугрожающих отеков.
В июне, сентябре 2018 года и в марте 2019 года Фадеев А.А. обращался в Министерство здравоохранения Республики Татарстан по вопросу обеспечения его необходимыми препаратами, на что получил отказ
Административный истец просил признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении его лекарственными препаратами Даназол, Фиразир (Икатибант), Ингибитор С1-эстеразы человека (Беринерт).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены заинтересованные лица Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Республики Татарстан, ГАУЗ «РКБ» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ГАУЗ «Чистопольская центральная районная больница».
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 5 декабря 2019 года. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что лекарственные препараты Икатибант (Фиразир), Ингибитор С1 – эстеразы человека (Беринерт) и Даназол не включены ни в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2018 года №1256, ни в Перечень лекарственных препаратов, реализуемых гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2007 года №1301-р, в рамках которых осуществляется льготное обеспечение граждан за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 января 2005 года №4 утверждены категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей безвозмездно за счет республиканского бюджета. Заболевание Фадеева А.А. в указанные категории заболеваний не включено. Отмечается, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что Министерством здравоохранения Республики Татарстан организовано лекарственное обеспечение Фадеева А.А. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 сентября 2019 года №2417-р. При этом 11 сентября 2019 года пациенту выписаны льготные рецепты на препараты Икатибант 10000000 мг/мл №1, Беринерт 500000000 МЕ №1. Указанные лекарственные препараты получены пациентом через ЦРА №41 ГУП «Таттехмедфарм» 11 октября 2019 года в количестве и объеме, указанном в рецепте и выписанном лечащим врачом.
В отзыве заинтересованного лица ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» на апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан фактически выражается согласие с доводами апелляционной жалобы.
Фадеев А.А. представил в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Заинтересованное лицо ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и ГАУЗ «РКБ» Министерства здравоохранения Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Пункты 2 и 4 части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяют, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в частности медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункты 1 и 2 части 14 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Положениями пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что организация обеспечения граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, отнесено в настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года №403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» утверждены Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента и Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее – Перечен
Болезнь <данные изъяты>) отнесена к жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным) заболеваниям, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года №1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года №1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Разделами V обеих Программ определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года №2738-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утративший силу с 1 января 2020 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», куда включены испрашиваемые лекарственные препараты.
Из материалов дела видно, что административный истец Фадеев А.А. страдает орфанным заболеванием с диагнозом: «дефект в системе комплимента (наследственный ангионевротический отек)» код по МКБ – 10 D84/1), которое является редким (орфанным) заболеванием, включенным в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».
Заключением врача – специалиста аллерголога - иммунолога ГАУЗ РКБ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 28 марта 2019 года пациент в связи с наличием врожденного наследственного заболевания признан нуждающимися в пожизненной терапии, отсутствие которой определит неблагоприятный прогноз с риском развития жизнеугрожающих отеков и рекомендованы следующие лекарственные препараты: Даназол – 200 мг 1 раз в сутки в течение 12 месяцев; Икатибант (Фиразир) шприц – ручка 30 мг годовой потребностью 8 упаковок; ингибитор С1 – эстеразы человека (Беринерт) 20 МЕ/кг – 1500 ед годовой потребностью 9 флаконов.
Заключением врачебной комиссии от 12 сентября 2019 года №9666 Республиканского Центра клинической иммунологии консультативной поликлиники ГАУЗ «РКБ» Министерства здравоохранения Республики Татарстан сделан вывод о том, что административному истцу в связи с наличием врожденного наследственного хронического заболевания требуется пожизненная терапия, соответствующая текущим Федеральным стандартам и клиническим рекомендациям, отсутствие которой определит неблагоприятный прогноз с риском развития жизнеугрожающих отеков, рекомендованы Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1 эстеразы (Беринерт).
В период с 1 октября 2019 года по 4 декабря 2019 г. Фадееву А.А. выданы 2 упаковки Фиразира 10000000 мг/мл и 2 упаковки Беринерта 500000000МЕ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что назначение препарата произведено врачебной комиссией и нуждаемость административного истца в лечении им подтверждена, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному правильными.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.
Как правильно указал суд первой инстанции, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в компетенции врачебной комиссии медицинской организации и при наличии медицинских показаний (по жизненным показаниям) соответствующий препарат может быть назначен для лечения в амбулаторных условиях врачебной комиссией соответствующего лечебного учреждения, оказывающего такую медицинскую помощь.
Соответственно довод административного ответчика о том, что назначенные административному истцу препараты не включены в льготные перечни, является несостоятельным.
Материалами дела установлено, что назначение препарата произведено врачебной комиссией, соответственно нуждаемость истца в лечении препаратами подтверждена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом не представлены документы (рецепты), оформленные в установленном законом порядке о назначении лечащим врачом лекарственного препарат Даназол, а решение врачебной комиссии о назначении данного препарата также отсутствует, не отменяет права административного истца на получение назначенного ему лечащим врачом лекарственного средства по жизненным показаниям и основанием для отмены решения суда быть не может.
Довод апелляционной жлобы о том, что административный истец обеспечен частью лекарственных препаратов, не влияет на правильность выводов суда по данному делу, поскольку исполнение решения суда подразумевает необходимость учета данного обстоятельства.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 5 декабря 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи