Решение по делу № 2-1837/2022 от 14.03.2022

УИД: 59RS0004-01-2022-001503-13                            <данные изъяты>

Дело № 2-1837/2022    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2022 года        г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Красных Александра Владимировича, Красных Нины Юрьевны, Красных Екатерины Александровны, Штейниковой Анастасии Александровны к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования – Управление жилищных отношений администрации г. Перми,

у с т а н о в и л:

истцы обратились в суд с иском к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. В обоснование требований указали, что являлись долевыми собственниками жилого помещения – <Адрес>, общей площадью 79,5 кв.м., расположенной в указанном доме, право собственности приобретено на основании договора купли-продажи квартиры от 21.08.1999. Многоквартирный дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем между муниципальным образованием город Пермь и истцами 21.12.2021 заключен договор об изъятии жилого помещения. В многоквартирном доме капитальный ремонт не производился, что привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу. Истцы просили взыскать в свою пользу компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере по 131 000,00 руб. каждому на основании Отчета об оценке, выполненного частнопрактикующим оценщиком ФИО13 Также заявлены требования о взыскании судебных расходов в пользу Штейниковой А.А. по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 5000,00 руб.

Истцы в судебное заседание не явились, от представителя истца Штейниковой А.А. – Елизаровой И.А. поступило письменное заявление о нежелании истцов участвовать в судебном заседании, на заявленных требованиях настаивают.

Представитель ответчика Куклина О.И. направила в адрес суда письменный отзыв, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие, а также указала, что администрация г. Перми с заявленными требованиями не согласна, поскольку с истцами был заключен договор об изъятии жилого помещения, которым определена выкупная стоимость, в соответствии с условиями п. 1.5 Договора она является окончательной и пересмотру не подлежит. Кроме того, жилое помещение истцами приобретено в 1999г. на основании договора купли-продажи, а не в порядке приватизации, соответственно администрация г. Перми по отношению к истцам не являлась наймодателем.

Представитель управления жилищных отношений администрации г. Перми Кучева М.И. направила в адрес суда письменное заявление о проведении судебного заседания в отсутствии представителя, указав, что с исковыми требованиями не согласна.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд на основании положений ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным провести судебное заседание в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положениями части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно положениям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 21.08.1999 Красных А.В., Красных Н.Ю., Красных Е.А., Красных А.А. приобрели в долевую собственность (по ? доли в праве у каждого) <Адрес> в <Адрес>, общей площадью 79,5 кв.м., в том числе жилой площадью53,4 кв.м. Данная квартира принадлежала продавцам ФИО10, ФИО11, ФИО12 на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Пермской КЭЧ района (л.д. 13-14).

Красных Анастасия Александровна сменила фамилию на Штейникову в связи с заключением брака, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 19).

На основании Решения Пермской городской Думы от 28.12.2004 №210 жилой дом на 12 квартир, расположенный по адресу: <Адрес>, был передан из федеральной собственности, с баланса Пермской КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность г. Перми (л.д. 180-181).

Межведомственной комиссией при администрации Индустриального района г. Перми выявлены основания для признания <Адрес> аварийным и подлежащим сносу, что отражено в заключении от 15.02.2016 №41 (л.д. 144).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 11.03.2016 №СЭД-059-11-01-04-48 многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения граждан предусмотрен до 31.12.2020 (л.д. 145).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 23.11.2020 №059-11-01-04-565 в ранее принятое распоряжение внесены изменения в части принятия мер по отселению граждан в срок до 01.09.2025 (л.д. 146).

15.03.2022 принято распоряжение начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми №059-11-01-04-160 вновь о внесении изменения, а именно указано на необходимость освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение месяца с даты уведомления (л.д. 147).

30.03.2022 принято распоряжение начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми №21-01-03-1023 об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <Адрес>, для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 179).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 16.12.2021 №059-11-01-04-1157 изъято для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение 3-комнатная <Адрес> в <Адрес> (л.д. 197).

Между муниципальным образованием горд Пермь и истцами заключен Договор №866-УЖО-БИ от 21.12.2021 (л.д. 4) об изъятии 3-комнатной квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>. Согласно условиям Договора размер возмещения определен в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и составил 4 423 400,00 руб., включает в себя рыночную стоимость жилого помещения в размере 4 312 400,00 руб., убытки: стоимость изготовления отчета об оценке – 11 000,00 руб., стоимость услуг риелтора, грузоперевозок, оформление права собственности на другое жилое помещение, согласно отчету об оценке – 100 000,00 руб.

Пунктом 1.5 Договора установлено, что размер возмещения является окончательным и пересмотру не подлежит.

Факт аварийности многоквартирного дома также подтверждается Заключением по результатам технического обследования строительных конструкций жилого дома, выполненным ООО ТД «ЧелябТрейд» (л.д. 149-174).

Согласно справке ГБУ ЦТИ ПК от 25.03.2022 сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют (л.д. 138), что также следует из копии технического паспорта (л.д. 5-12).

В подтверждение размера компенсации истцами к исковому заявлению приложен Отчет №902-1/2022, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО13 по состоянию на 21.12.2021 (л.д. 20-108), в котором размер компенсации определен 524 000,00 руб., то есть соразмерно <данные изъяты> доли в праве – 131 000,00 руб.

Факт необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме в период его эксплуатации ответчиком не оспаривался, доказательств того, что капитальный ремонт в доме проводился ответчиком в материалы дела не представлено, вместе с тем из имеющегося в материалах дела технического паспорта на здание усматривается, что капитальный ремонт в доме не проводился, в связи с чем обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя до приватизации жилых помещений в доме, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое жилое помещение даже при выплате собственникам возмещения в соответствии с договором об изъятии жилого помещения.

Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

То обстоятельство, что право собственности истцов в 1999 году возникло на основании договора купли-продажи жилого дома, не влияет на их право на получение компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку как бывшим наймодателем Пермская КЭЧ района (Министерство обороны Российской Федерации), так и после передачи жилого дома в муниципальную собственность в 2004 году, когда истцы уже являлись собственниками жилого помещения, капитальный ремонт здания не проводился, что в последующем и привело к разрушению здания, что отражено в техническом заключении от 2015 года.

Поскольку жилой дом в результате ненадлежащего содержания пришел в аварийное состояние, в том числе по причине не проведения своевременных капитальных ремонтов, при изъятии такого помещения истцам подлежит выплате компенсация за непроизведенный капитальный ремонт.

В целях определения размера компенсации суд полагает возможным принять во внимание Отчет №902-1/2022, поскольку в нём размер компенсации определен на дату заключения договора об изъятии жилого помещения 21.12.2021, а также с учетом видов работ, предусмотренных положениями ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ответчиком в подтверждение возражений относительно размера компенсации какие-либо доказательства не представлены, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы также не заявлено.

Доводы ответчика о том, что Договором об изъятии определены в том числе и убытки, включающие и компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, судом отклоняются, поскольку п. 1.4.2 действительно перечисляет все виды убытков, которые подлежат возмещению собственникам, однако в последующих пунктах договора 1.4.2.1 и 1.4.2.2 раскрыты какие именно убытки возмещаются органом местного самоуправления.

Кроме того, отчет, на основании которого выплачивалось возмещение (ЧПО ФИО13 от 07.12.2021 №872-12/2021), также не содержит расчет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Принимая во внимание, что истцы являлись долевыми собственниками жилого помещения, изъятого в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, каждому принадлежало по ? доли в праве, следовательно в пользу каждого из истцов подлежит взысканию компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере по 131 000,00 руб.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Требования о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт являются требованиями имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку вытекают из защиты жилищных прав собственника при изъятии аварийного жилого помещения в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Штейниковой А.А. при подаче иска оплачена государственная пошлина за всех истцов в размере 300,00 руб., что подтверждается чеком- ордером от 10.02.2022 (л.д. 2), а также понесены расходы по оплате оценки в размере 5000,00 руб., что подтверждается копией договора от 25.01.2022 (л.д. 109-113), копией акта сдачи-приемки оказанных услуг от 01.02.2022 (л.д. 114)копией чека об оплате (л.д. 115), отчетом об оценке.

Таким образом, с администрации г. Перми в пользу Штейниковой А.А. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 5 000,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с администрации г. Перми в пользу Красных Александра Владимировича, Красных Нины Юрьевны, Красных Екатерины Александровны, Штейниковой Анастасии Александровны компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере по 131 000,00 руб. каждому.

Взыскать с администрации г. Перми в пользу Штейниковой Анастасии Александровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 5000,00 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        <данные изъяты>        Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1837/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Красных Александр Владимирович
Красных Екатерина Александровна
Красных Нина Юрьевна
Штейникова Анастасия Александровна
Ответчики
Муниципальное образование «Город Пермь» в лице Администрации города Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации города Перми
Елизарова Ирина Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Оплетина Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
21.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.05.2022Предварительное судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
17.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2022Дело оформлено
26.08.2022Дело передано в архив
17.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее