№ 66а-1174/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 5 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.,
судей Бутковой Н.А., Пластинина И.В.,
при секретаре-помощнике судьи Михайловой К.П.,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-116/2021 по апелляционной жалобе Павлова Игоря Станиславовича на решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 июля 2021 года, которым в удовлетворении его административного иска о признании недействующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А., заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Решение опубликовано в издании «Информационный бюллетень» 8 апреля 2010 года № 25.
Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования.
Павлов И.С. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском, в котором просил признать недействующей карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в части сведений о границах территориальной зоны 10:00-7.2, графического описания местоположения границ территориальной зоны 10:00-7.2, перечня координат характерных точек этих границ, которыми земельный участок с кадастровым номером № исключен из территориальной зоны «застройки индивидуальными жилыми домами блокированной застройки «Жип» 10:00-7.2.
В обоснование административных исковых требований Павлов И.С. ссылался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом принадлежащий ему земельный участок необоснованно исключен из границ территориальной зоны «зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки «Жип» 10600-7.2 и отнесен к землям общего пользования, что нарушает права административного истца, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, право на строительство жилого дома. Также административный истец ссылался на противоречие указанного нормативного правового акта части 1 статьи 30, пункту 4 части 1 статьи 34 и пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса российской Федерации, пункту 12 статьи 85 и пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждая, что при установлении границ территориальной зоны 10:00-72 не учтено то обстоятельство, что земельный участок находится в частной собственности, а также то, что границы территориальной зоны 10:00-72 пересекают границы участков лесного фонда.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 июля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Павлов И.С. просит решение суда первой инстанции отменить, административный иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как верно указал суд первой инстанции, решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением суда Верховного Суда Республики Карелия от 25 января 2019 года по делу № 3а-2/2019, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд установил, что часть земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1010, принадлежащего Павлову И.С., отнесена картой градостроительного зонирования к зоне «зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) «Жип», другая часть к территории «улично-дорожной сети» (ул. Рождественского).
Указанное установленное правилами землепользования и застройки градостроительное зонирование административным истцом не оспаривается.
Из содержания административного иска и апелляционной жалобы видно, что Павлов И.С. не согласен с границами территориальной зоны «зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) «Жип», которые определены и внесены в единый государственный реестр недвижимости после принятия оспариваемых правил землепользования и застройки и согласно которым земельный участок Павлова И.С. расположен за границами названной зоны.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, положения пункта 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, введены уже после принятия оспариваемых правил землепользования и застройки к которым требований о точности описания границ территориальных зон не предъявлялось.
Сведения о границах территориальной зоны «зона застройки индивидуальными жилыми домами блокированной застройки «Жип» внесены в единый государственный реестр недвижимости не на основании оспариваемых правил землепользования и застройки, а на основании документов, подготовленных муниципальным унитарным предприятием «Петрозаводское градостроительное бюро» в рамках договора № 5, заключенного 12 февраля 2020 года с администрацией Петрозаводского городского округа на выполнение работ по описанию местоположения границ территориальных зон и внесению сведений в Единый государственный реестр о границах территориальных зон в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Довод апелляционной жалобы о том, что с момента внесения в реестр сведений о границах территориальных зон эти сведения становятся обязательными приложениями к правилам землепользования и застройки не основан на положениях законодательства.
В связи с изложенным, а также поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не содержит положений, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав и о признании недействующими которых просит суд, судебная коллегия полагает заключение суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска правильным.
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 июля 2021 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова Игоря Станиславовича — без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи