Решение по делу № 3а-59/2020 от 17.12.2019

Дело № 3а- 59/2020

УИД 21 OS 0000-01-2019-000192-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года                                                            г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Ленковского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировым А.В.,

с участием представителей:

административного истца Ракиповой М.Г. – Петровского С.В.,

Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,

Министерства экономического развития и имущественных отношений Васильева С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Ракиповой М.Г. – Карымова П.А. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта и установлении его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости,

установил:

Представитель административного истца Ракиповой М.Г. – Карымов П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства – многофункционального здания с кадастровым номером площадью 866 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 24 апреля 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 8992 000 рублей.

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что Ракипова М.Г. является собственником вышеуказанного ОКС, кадастровая стоимость которого по состоянию на 24 апреля 2019 года утверждена в размере 24160554,19 рублей. Указанная кадастровая стоимость существенно превышает его действительную рыночную стоимость, которая согласно отчету № 1309/2019, выполненному индивидуальным предпринимателем Кудряшовым Д.Г., составляет 8992 000 рублей, что ведет к нарушению прав и законных интересов административного истца.

В суде административный истец уточнил административный иск в части размера, указав кадастровую стоимость в размере 11395694 рублей, с учетом проведенной экспертизы №32-02-20Ц от 25.05.2020 года.

Представитель административного истца Петровский С.В. административный иск поддержал.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. не возражал против удовлетворения иска в размере, указанном в уточненном иске, претензий к заключению экспертизы не имел.

Представитель Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Артемьева А.В. не возражала против удовлетворения иска в размере, указанном в экспертизе, претензий к экспертизе не имеет.

Исследовав материалы дела, заслушав участников судопроизводства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, Ракипова М.Г. имеет в собственности объект капитального строительства (далее здание, ОКС) с кадастровым номером площадью 866 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, стоимость которого по состоянию на 24 апреля 2019 года утверждена в размере 24160554,19 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 декабря 2019 года № КУВИ-001/2019-29996860 кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 24 апреля 2019 года составляет 24160554,19 рублей. Сведения о кадастровой стоимости объекта в Единый государственный реестр недвижимости внесены 21 июня 2019 года.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Пункт 2 ст. 402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.

Таким образом, поскольку Ракипова М.Г. является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В обоснование своего требования Ракиповой М.Г. представлен отчет ИП Кудряшова Д.Г. №1309/2029, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 24 апреля 2019 года составляет 8992 000 рублей

По ходатайству представителя истца определением суда от 17 января 2020 года назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта капитального строительства – многофункционального здания с кадастровым номером площадью 866 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 24 апреля 2019 года.

Согласно выводам эксперта ООО «ЦОЭК «Автопрогресс», изложенным в заключение от 25 мая 2020 года № 32-02-20Ц2020/3с, рыночная стоимость здания с кадастровым номером площадью 866 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 24 апреля 2019 года составляет 11395694 рублей.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд, оценивая представленное заключение эксперта, проведенное по результатам судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется. Экспертиза была назначена определением суда в соответствии со ст.83 КАС РФ, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст.49 КАС РФ, и который был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта капитального строительства – многофункционального здания площадью 866 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы не заявлено.

Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 17 декабря 2019 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Следовательно, рыночная стоимость подлежит применению с 24 апреля 2019 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Поскольку предметом доказывания по данному делу является определение действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, то суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Ракиповой М.Г. и установления кадастровой стоимости объекта капитального строительства – многофункционального здания с кадастровым номером площадью 866 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 11395694 рублей по состоянию на 24 апреля 2019 года.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Представитель административного истца не заявлял о взыскании с ответчика размера уплаченной госпошлины и денежные средства, потраченные на оплату проведения отчета и экспертизы.

С учетом изложенного, суд не взыскивает с ответчиков денежные средства, потраченные истцом при рассмотрении данного административного дела.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства– многофункционального здания с кадастровым номером площадью 866 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 24 года равной его рыночной стоимости в размере 11395694 ( одиннадцать миллионов триста девяносто пять тысяч шестьсот девяносто четыре) рублей.

Датой подачи заявления считать 17 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2020 года.

3а-59/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ракипова Марина Германовна
Ответчики
БУ Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация"
Кабинет Министров ЧР
Министерство юстиции и имущественных отношений ЧР
Другие
Карымов Павел Александрович
Управление Росреестра по ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ленковский С.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
26.06.2020Производство по делу возобновлено
26.06.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее