№ 5-43/2020
УИД: 35RS0006-01-2020-000219-59
Прот. об АП № 1
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Великий Устюг 03 марта 2020 года
Судья Великоустюгского районного суда Вологодской области Шаталов А.В.
с участием представителя ООО «Априори» по доверенности Мамоновой Т.Н.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Априори» (ОГРН 1053500627707, ИНН/КПП 3526019183/352601001) по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 1, составленному по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области по Великоустюгскому району Бороздиной О.В. 05 февраля 2020 года в отношении ООО «Априори», 10.01.2020 в администрацию Великоустюгского муниципального района поступила устная информация о том, что 10.01.2020 в 16 часов 15 минут в районе бывшего судостроительносудоремонтного завода на земельном участке, прилегающем к ООО «МеталлБетонСтрой», размещаются отходы от демонтажа сгоревшего бывшего административного здания заводоуправления (г. Великий Устюг, Советский проспект, д. 271). 13.01.2020 года в 09 часов 00 минут специалистом отдела экологии и охраны окружающей среды Бороздиной О.В. проведён осмотр земельного участка в границах МО «Город Великий Устюг» (территория бывшего судостроительно-судоремонтного завода), выявлен факт сброса отходов в не предназначенном для этого месте, в водоохранной зоне р. Северная Двина (район затона). Древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 81290101724), образованные при демонтаже бывшего административного здания судостроительно - судоремонтного завода (г. Великий Устюг, Советский проспект, д.271), непосредственно сброшены на почву. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (приказ МПР от 22.05.2017 № 242) данные отходы относятся к четвёртому классу опасности. Размещение отходов производится на расстоянии 250 метров от площадки демонтажа здания, в 32,5 метрах от уреза воды р. Северная Двина (район затона). Отходы складируются в куче высотой до 5 метров. Площадь размещения (сброса) отходов ориентировочно составляет 0,12 га (участок 60 х 20 м2). На момент обследования земельный участок, на котором сброшены отходы, расположен вблизи бывшей стапельной площадки судостроительно-судоремонтного завода (в 20 метрах), покрыт снежным покровом, имеет кустовую растительность и сухую траву. Земельный участок не имеет твёрдого покрытия (асфальт, бетон и др.), не имеет обваловки, не защищён от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), что не соответствует п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Данный земельный участок не является специально отведённым местом для хранения и размещения отходов. Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 13.01.2020 № ЮЭ9965-20-1464523) внесена запись об образовании юридического лица - общество с ограниченной ответственностью «Априори» (дата регистрации юридического лица 05.04.2005 ОГРН 1053500627707, присвоен ИНН 3526019183). Основным видом деятельности ООО «Априори» является строительство кораблей, судов и плавучих конструкций (ОКВЭД 30.11). Директором ООО «Априори» является Казаков В.В. (решение № 1 единственного учредителя ООО «Априори» от 31.01.2011), который в соответствии с пунктом 12.16 Устава ООО «Априори», утверждённого Решением единственного учредителя ООО «Априори» от 16.11.2009, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции ООО «Априори». В ходе административного расследования взято объяснение с М.В., который пояснил, что с 10 по 13 января 2020 года отходы от демонтируемого сгоревшего здания бывшей конторы судостроительно-судоремонтного завода вывозились автомашиной КАМАЗ № на земельный участок, прилегающий к производственной площадке ООО «МеталлБетонСтрой», рядом с рекой Северная Двина (район затона). Земельный участок не имеет бетонного покрытия, отходы размещены непосредственно на почву. В ходе расследования установлено, что автомашина КАМАЗ № принадлежит ИП А.А. Представитель данной организации Шулимов А.Г. (на основании доверенности 35 АА 1296770 от 10.12.2018) пояснил, что работы по демонтажу здания оказывались на основании заключённого договора № 46/19 от 23.12.2020 с ООО «Априори», руководителем которого является Казаков В.В. Работы по демонтажу и вывозу сгоревшего здания проводились сразу после новогодних праздников по 13 января 2020 года. Согласно пункту 4.2.1 договора № 46/19 от 23.12.2020 «Заказчик» предоставил место для хранения демонтированного здания в районе Северной Двины (район затона). Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от 24.01.2020 № 35/000/888/2020-1762 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области земельный участок, на который сброшены отходы (адрес: г. Великий Устюг, Советский проспект, д.271), имеет кадастровый номер 35:10:0105024:274, категория земель: земли населённых пунктов (относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена), вид разрешённого использования - для обслуживания производственной территории. Согласно информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области № 35/000/004/2020-5280 от 28.01.2020 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права по земельному участку отсутствуют - не зарегистрированы. Поскольку в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2008 ООО «Априори» имеет в собственности здание конторы по адресу: г. Великий Устюг, Советский проспект, д. 271, то и отходы от сноса и разборки зданий являются отходом, образующемся от деятельности общества. Соответственно, ООО «Априори» при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами (хранении отходов), должны соблюдаться требования при обращении с отходами. У ООО «Априори» имелась возможность исполнения вышеуказанных требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, однако, в отсутствие законных оснований обществом 13.01.2020 г. в 09 час. допущен сброс древесных отходов от сноса и разборки зданий, мусора от сноса и разборки зданий несортированного на почву, а именно на земельный участок с кадастровым номером 35:10:0105024:274 (земли населённого пункта), расположенный по адресу: г. Великий Устюг (район затона), а также хранение отходов в месте, не предназначенном для этих целей, что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В судебном заседании представитель ООО «Априори» Мамонова Т.Н. указала, что не согласна с правонарушением, в связи с существенными нарушениями КоАП РФ при получении доказательств, пояснила, что общество фактически деятельности не ведет, действительно в январе 2020 года общество с привлечением третьих лиц проводило работы по демонтажу здания бывшего заводоуправления, складировало мусор на бывшей стапельной площадке судоремонтного завода, которая имеет покрытие песчано-гравийное.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области по Великоустюгскому району Бороздина О.В. подтвердила факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснив, что складирование мусора осуществлялось не на стапельной площадке, а рядом с ней, однако учитывая имеющиеся данные о самой стапельной площадке, на ней также нельзя осуществлять размещение отходов.
Начальник отдела экологии и охраны окружающей среды администрации района Б.Е. также подтвердила обстоятельства изложенные в протоколе об АП, дополнив, что до настоящего времени отходы не убраны с данной площадки. Нахождение их там создает серьезную опасность экологии, поскольку при паводке данные отходы могут оказаться в реке Северная Двина.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
- соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
- проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт совершения ООО «Априори» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 1 от 05 февраля 2020 года, актом осмотра территории от 13 января 2020 года с приложенными к нему фотоматериалами, объяснением М.В. от 21 января 2020 года, объяснением Шулимова А.Г. от 24 января 2020 года, договором № 46/19 от 23 декабря 2019 года, заключенным между ИП А.А. и ООО «Априори», материалом проверки КУСП № 402 от 10 января 2020 года и иными материалами дела в их совокупности. Оснований не доверять данным документам у суда не имеется, каких либо нарушений КоАП РФ, влекущих признание недопустимыми, при получении этих доказательств не допущено.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которое установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1. КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Так, в силу частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оснований, влекущих прекращение производства по делу или освобождению ООО «Априори» от ответственности, не имеется.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств судом не установлено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 8.2, ст.ст. 29.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ :
ООО «Априори», осуществляющее деятельность по адресу: Вологодская область г. Великий Устюг Советский проспект д. 271 (ОГРН 1053500627707, ИНН/КПП 3526019183/352601001), признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ указанный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по реквизитам:
УФК по Вологодской области (Администрация Великоустюгского муниципального района: г. Великий Устюг Советский пр. д. 103, Л/С 04303058010), ИНН 3526008696, КПП 352601001, сч. 40101810700000010002, Отделение Вологда г. Вологда, БИК 041909001, ОКТМО 19614000, КБК 801 1 16 01084 01 0000 140 - административные штрафы, установленные главой 8 КоАП РФ, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вынесения в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд.
Судья - А.В. Шаталов