г. Сыктывкар Дело № 2-3086/2021 (33-2825/2021)
УИД 11RS0001-01-2021-002098-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 20 мая 2021 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 марта 2021 года, которым удовлетворены исковые требования Корневой Татьяны Викторовны к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Признано за Корневой Татьяной Викторовной право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязано Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить Корневой Татьяне Викторовне звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Взыскано с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в пользу Корневой Татьяны Викторовны 300 руб. возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Корнева Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании за ней права на присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить данное звание и выдать соответствующее удостоверение.
Третьим лицом по делу привлечено ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты».
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая на допущенные нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Судом установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет. Имеет стаж в органах Федеральной налоговой службы ....
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец награждена Благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы за многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах.
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах.
На обращение истца через ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» приказом Минтруда Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на подпункт 2 пункта 11 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы за заслуги в профессиональной деятельности, которой истец награждена <Дата обезличена>, являлась ведомственным знаком отличия в труде, награждение которым произведено от имени федерального органа исполнительной власти, следовательно, истец имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Аналогичное условие приведено в подпункте 3 пункта 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, что звание «Ветеран труда» присваивается также награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Для лиц, указанных в подпункте 3 пункта 3 Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к настоящему Положению; (пункт 7(1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302).
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, согласно приложению № 2 к настоящему Положению.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение № 2 к Положению в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Постановлением Правительства Республики Коми от 17 мая 2013 года № 159 внесены изменения в пункт 5 Приложения № 2 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми». В качестве ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», указаны иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, иные ведомственные знаки отличия в труде, за исключением указанных в Перечне, подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда» при условии, если решение о награждении принято от имени федеральных органов государственной власти и в связи с профессиональной деятельностью.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 2 «Положения о благодарности руководителя Федеральной налоговой службы», утвержденного приказом Федеральной налоговой службы «О почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, благодарность руководителя Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы.
Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 № 412, а также утвержденному Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2019-ст, благодарность руководителя Федеральной налоговой службы (7652) относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Принимая во внимание, что истец имеет необходимый трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, то награждение работника от имени данного органа указанной Благодарностью, отнесенной к ведомственной награде, является основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ, а поэтому награждение работника для присвоения звания «Ветеран труда» должно производиться от имени данного Министерства, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Федеральная налоговая служба и Министерство финансов РФ являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти, поэтому обстоятельства об их подчиненности не имеют правового значения для данного дела.
Кроме того, как указывалось выше, абзацем 5 пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми предусмотрено, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в отношении не только работника органа государственной власти, но и работника, работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий.
Учитывая, что Благодарность руководителя ФНС присвоена истцу в связи с его трудовой деятельностью, и он имеет необходимый стаж для назначения пенсии, решение суда о признании незаконным приказа об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и о возложении обязанности присвоить данное звание, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы в части взыскания с Минтруда Республики Коми в пользу истца уплаченной государственной пошлины, основанные на подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, подлежат отклонению.
В силу названной нормы Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем ни гражданско-процессуальное, ни налоговое или иное законодательство не освобождают указанные органы от возмещения уплаченной государственной пошлины стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Учитывая, что решение суда принято в пользу заявителя, взыскание в его пользу денежных сумм, представляющих собой возмещение уплаченной государственной пошлины, является обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи