Решение по делу № 2-1743/2022 от 01.06.2022

Дело № 2-1743/2022

УИД № 70RS0001-01-2022-002417-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего А.Р. Корниенко,

при секретаре О.В. Малковой,

помощник судьи В.В. Шакирова,

с участием: истца Карбаинова В.Г. и представителя истца Рязанова С.А., действующего на основании ордера /________/ от 06.06.2022; представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области Буриковой К.А., действующей на основании доверенности от 18.10.2021 сроком по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Карбаинова В. Г. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании решения пенсионного органа незаконным, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в тяжелых условиях труда, назначении страховой пенсии по старости,

установил:

Карбаинов В.Г. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее ГУ – ОПФ РФ по Томской области), в котором просит признать незаконным решение ответчика от 18.04.2022 /________/ об отказе в назначении досрочно страховой пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы с 27.07.1984 по 31.12.1985 - 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой»; с 12.01.1990 по 03.01.1991 - 11 месяцев 22 дня старшим прорабом СУ /________/ треста «Томжилстрой»; возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 11.11.2021.

В обоснование иска указано, что решением ответчика от 18.04.2022 /________/ истцу отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 27.07.1984 по 31.12.1985 - 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой», так как, по мнению ответчика, не подтверждена занятость истца на производстве, предусмотренном разделом XXVII Списка 26.01.1991 /________/, а также работа протекала в должности, не включенной в указанный раздел Списка; рассмотреть указанный период в соответствии со Списком от 22.08.1956 не представилось возможным, так как не подтверждена занятость на строительстве зданий и сооружений, указанных в разделе XXIX Списка от 1956 года /________/; с 12.01.1990 по 03.01.1991 - 11 месяцев 22 дня старшим прорабом СУ /________/ треста «Томжилстрой», так как наименование должности Списком не предусмотрено. Карбаинов В.Г. апеллирует к тому, что записи об указанных периодах работы внесены в трудовую книжку. Из архивной справки от 18.08.2017 /________/ ОГКУ «Государственный архив Томской области» следует, что лицевые счета истца за 1986-1991 годы отсутствуют. Приказы по личному составу за 1989-1991 годы в составе документов ПМК-63, СУ-2 на хранение не передавались. Само по себе отсутствие архивных документов не должно ущемлять права истца на пенсионное обеспечение, которое не может ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом, в том числе, по надлежащему оформлению работодателем трудовых отношений. В связи с чем, полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Карбаинов В.Г., его представитель Рязанов С.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, в объеме которого дали объяснения. Истец ссылался на то, что в спорные периоды он был занят на работах по строительству исключительно новых объектов; замещая должность старшего прораба, он выполнял должностные обязанности (трудовую функцию) производителя работ, его основной задачей являлось осуществление руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка, а наряду с этим, ему организационно подчинялись иные прорабы.

Представитель ответчика Бурикова К.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержала. Указала, что в спорный период с 27.07.1984 по 31.12.1985 истец работал в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой», однако по представленным документам (трудовая книжка, архивная справка от 18.08.2017 /________/) не подтверждается занятость на строительстве зданий и сооружений, указанных в разделе XXIX Списка 1956 года. Спорный период был включен истцу в общий страховой стаж. В спорный период с 12.01.1990 по 03.01.1991 истец работал в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой, однако, Списками 1956 года данная должность не предусмотрена. Спорный период был включен истцу в общий страховой стаж. Полагала, что территориальным органом ПФР обоснованно не включены спорные периоды работы в специальный стаж. Поскольку на дату обращения в территориальный орган ПФР, общий страховой стаж истца составил 30 лет 4 месяца 2 дня (требуемый 25 лет), стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ) составил 5 лет 4 месяца 2 дня (требуемый - 6 лет 3 месяца), следовательно, требования истца о назначении пенсии по старости досрочно - с 11.11.2021 удовлетворению не подлежат.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Закона о страховых пенсиях).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Мужчинам, проработавшим не менее половины установленного срока на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Требуемая продолжительность стажа на работах с тяжелыми условиями труда при наличии страхового стажа 25 лет для назначения пенсии мужчинам в 60 лет составляет не менее 6 лет 3 месяцев.

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, Списки соответствующих работ, производств, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список /________/ производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

Список /________/ производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Списки составлены по производственному признаку. Каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Поэтому в первую очередь необходимо определить производство, к которому относится выполняемая работа. Это - необходимое условие для определения права того или иного работника на льготное пенсионное обеспечение.

Спорные периоды работы имели место в период действия Списка 1956 года.

Согласно Разделу XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно - бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка 1956 года предусмотрены: мастера и прорабы.

Мастера и прорабы монтажных и строительно-монтажных организаций, занятые на работах по монтажу оборудования, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение в том случае, если они руководят рабочими, пользующимися правом на льготное пенсионное обеспечение за выполняемую работу.

К строительным, монтажным или строительно-монтажным организациям относятся строительные управления, монтажные управления, строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны, управления механизации. Поэтому, при решении вопроса об отнесении каких-либо организаций к одной из трех указанных выше категорий следует исходить из вида выполняемых работ, которые отражаются в плановых заданиях, уставах (положениях) организации.

В судебном заседании установлено, что Карбаинов В.Г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 09.08.1998, страховой номер индивидуального лицевого счета /________/.

11.11.2021 Карбаинов В.Г. обратился в ГУ – ОПФ РФ по Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – ОПФ РФ по Томской области от 18.04.2022 Карбаинову В.Г. засчитано в стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 5 лет 4 месяца 2 дня; не учтено – 2 года 4 месяца 26 дней; отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа.

Как следует из трудовой книжки АТ-1 /________/ от 01.08.1984, Карбаинов В.Г. с 27.07.1984 по 01.07.1987 работал мастером в ПМК-63 треста «Томскпромстрой», которое с 01.01.1986 было преобразовано в СУ /________/ треста «Томскпромстрой», с 12.01.1990 по 03.01.1991 – работал старшим прорабом СУ /________/ треста «Томскпромстрой».

Согласно архивной справке ОГКУ ГАТО /________/ от 18.08.2017, в документах ПМК-63 треста «Томскпромстрой» за 1984-1985 годы и СК /________/ треста «Томскпромстрой» за 1986-1991 годы по спорным периодам имеются сведения о работе Карбаинова В.Г.: приказом по ПМК-63 треста «Томскпромстрой» от 31.07.1984 /________/Карбаинов В.Г. принят мастером с 27.07.1984; приказом от 10.07.1985 /________/-К мастеру Карбаинову В.Г. предоставлен очередной отпуск за проработанное время с 27.07.1984 по 27.07.1985; приказом по тресту «Томскпромстрой» от 11.12.1990 /________/ работникам СУ-2, в том числе, прорабу Карбаинову В.Г. назначена премия за ввод в действие второй очереди совхоза «Томский». В лицевых счетах по заработной плате работником ПМК-63 и СУ-2 лицевые счета Карбаинова В.Г. за 1986-1991 годы отсутствуют. Личная карточка ф.Т-2, личный листок по учету кадров Карбаинова В.Г., приказы по личному составу за 1989-1991 годы, в том числе, об увольнении Карбаинова В.Г., в составе документов ПМК-63 и СУ-2 на хранение не поступали.

Период с 27.07.1984 по 31.12.1985 – 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера треста «Томскпромстрой» не включен в специальный стаж, поскольку не подтверждена занятость в производстве, предусмотренном разделом XXVII Списка от 26.01.1991 /________/, а также работы, по мнению пенсионного органа, протекала в должности, не включенной в указанный раздел Списка, рассмотреть указанный период в соответствии со Списком от 22.08.1956 не представилось возможным, так как не подтверждена занятость на строительстве зданий и сооружений, указанных в разделе XXIX Списка от 1956 года /________/.

Вместе с тем, согласно п. 1 Приложения к Постановлению Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 к строительной организации относятся строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны и другие, приравненные к ним, организации на которые распространено действие Положения о социалистическом государственном предприятии.

В соответствии с приказом Томского территориального управления строительства /________/ с 01.01.1979 в составе треста «Томскпромстрой» создана передвижная механизированная колонна /________/ (ПМК-63).

Списком /________/, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусматривались должности мастеров (десятников) и прорабов (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», правом на досрочное назначении пенсии пользуются мастера (десятники) и прорабы, пункт б) Инженерно-технические работники).

Списком /________/, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено мастерам строительных и монтажных работ, производителям работ (поз. 22900006-23419, 22900006- 24441 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»).

Распоряжением /________/ от 21.09.1985 Томского территориального управления строительства треста «Томскпромстрой», ПМК-63 поручено строительство учебного корпуса Томского государственного университета, т.е. нового объекта.

Кроме того, из показаний свидетеля К. следует, что Карбаинов В.Г. в 1984 году устроился на работу в трест «Томскпромстрой», где он (свидетель) работал с 1983 года, истца распределили в ПМК-63 мастером. ПМК-63 занималось строительством исключительно новых объектов в г. Томске, а реконструкцией и ремонтом - не занимались. К. показал, что мастер при выполнении своих должностных обязанностей имеет более узкий участок работы, чем прораб, у последнего – руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка в целом, в остальном же их обязанности совпадают, но у них разные должностные инструкции, в которых имеются небольшие отличия.

Данные доказательства в их совокупности убеждают суд в том, что в спорные периоды имело место быть выполнение истцом видов работ, предусмотренных Списком /________/ производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что период работы Карбаинова В.Г. с 27.07.1984 по 31.12.1985 продолжительностью 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера треста «Томскпромстрой» может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Период с 12.01.1990 по 03.01.1991 - 11 месяцев 22 дня в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой» не учтен в специальный стаж, так как наименование такой должности Списком не предусмотрено.

Так, должностные обязанности производителя работ (прораба) включены в Дополнения к Общеотраслевому квалификационному справочнику, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций».

Согласно п. 8 Порядка применения Единой номенклатуры должностей служащих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1957 № 443, должности старших могут устанавливаться в виде исключения и при отсутствии в их непосредственном подчинении исполнителей, если на указанных работников, помимо широкого круга обязанностей как исполнителей, возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения.

Должностные обязанности производителя работ в указанном Дополнении установлены для полной структуры строительного участка: «старший производитель работ - производитель работ - мастер». В случае непосредственного подчинения прорабского участка руководству строительного управления в должностные обязанности производителя работ включаются функции старшего производителя работ, а при отсутствии в подчинении у производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера. Согласно Дополнению к Общеотраслевому квалификационному справочнику основная задача «старшего производителя работ» - аналогична основной задаче поставленной перед «производителем работ» - осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка.

Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 30 утверждены тарифно-­ квалификационные характеристики по отраслевым должностям служащих, в которых предусмотрены единые обязанности и требования для должностей - производитель работ и старший производитель работ. Таким образом, должность старшего прораба предполагает выполнение работником обязанностей прораба.

В силу п. 7 Постановления Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37 применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственно подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Кроме того, свидетель К. в суде дал показания о том, что старший прораб организационно руководит другими прорабами, при этом, выполняет те же обязанности, ту же трудовую функцию, что и прораб.

Следовательно, выполнение истцом должностных обязанностей старшего прораба на строительстве зданий и сооружений предполагало осуществление им обязанностей прораба.

Кроме того, согласно Единой номенклатуре должностей служащих, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 09 сентября 1967 года № 443, должность прораб указана как сокращенное наименование должности «производитель работ». При этом, в качестве производных должностей указаны старшие (п.7.)

С учетом изложенного, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, период его работы с 12.01.1990 по 03.01.1991 продолжительностью 11 месяцев 22 дня в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой».

Таким образом, с учетом включения указанных периодов, у истца имеется специальный стаж (не менее 6 лет 3 месяцев), необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», как лицу, имеющему страховой стаж 30 лет 4 месяца 2 дня, и достигшему возраста 60 лет, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с 11.11.2021.

Приходя к выше приведенным выводам, суд считает, что решение ГУ-ОПФР по Томской области /________/ от 18.04.2022 нарушает права Карабинова В.Г. и должно быть признано незаконным в связи со с ледующим.

Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Из объяснений спорящих сторон, решения пенсионного органа /________/ от 18.04.2022 и материалов пенсионного дела следует, что при обращении Карабаинова В.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости к заявлению приложены заверенная копия трудовой книжки, архивная справка /________/ от 18.08.2017, справка ТГАСУ от 13.09.2017 /________/, а также рассмотрена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Карбаинова В.Г.

При этом, в порядке ст.56 ГПК РФ суду не доказано, что имело место быть исполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Карбаинову В.Г., как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие еще документы, содержащие сведения о его работе, необходимо ему предоставить с целью исчисления специального стажа (включения в него тех или иных периодов работы истца); предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы. В частности, следует отметить исследованные судом приказ о создании ПМК/________/ от 25.11.1978 и распоряжение треста «Томскпромстрой» /________/ от 24.09.1985, предоставление которых в пенсионный орган могло повлиять на принятие им решения по спорному вопросу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Карбаинова В. Г. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании решения пенсионного органа незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в тяжелых условиях труда, назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области /________/ о 18.04.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Карбаинову В. Г..

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанность включить Карбаинову В. Г., /________/ года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды: с 27.07.1984 по 31.12.1985 продолжительностью 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой»; с 12.01.1990 по 03.01.1991 продолжительностью 11 месяцев 22 дня в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой».

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанность назначить Карбаинову В. Г., /________/ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, с 11.11.2021.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -подпись- А.Р. Корниенко

Верно.

Судья А.Р. Корниенко

Секретарь О.В. Малкова

Решения суда в окончательной форме принято 13.07.2022.

Дело № 2-1743/2022

УИД № 70RS0001-01-2022-002417-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего А.Р. Корниенко,

при секретаре О.В. Малковой,

помощник судьи В.В. Шакирова,

с участием: истца Карбаинова В.Г. и представителя истца Рязанова С.А., действующего на основании ордера /________/ от 06.06.2022; представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области Буриковой К.А., действующей на основании доверенности от 18.10.2021 сроком по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Карбаинова В. Г. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании решения пенсионного органа незаконным, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в тяжелых условиях труда, назначении страховой пенсии по старости,

установил:

Карбаинов В.Г. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее ГУ – ОПФ РФ по Томской области), в котором просит признать незаконным решение ответчика от 18.04.2022 /________/ об отказе в назначении досрочно страховой пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы с 27.07.1984 по 31.12.1985 - 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой»; с 12.01.1990 по 03.01.1991 - 11 месяцев 22 дня старшим прорабом СУ /________/ треста «Томжилстрой»; возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 11.11.2021.

В обоснование иска указано, что решением ответчика от 18.04.2022 /________/ истцу отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 27.07.1984 по 31.12.1985 - 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой», так как, по мнению ответчика, не подтверждена занятость истца на производстве, предусмотренном разделом XXVII Списка 26.01.1991 /________/, а также работа протекала в должности, не включенной в указанный раздел Списка; рассмотреть указанный период в соответствии со Списком от 22.08.1956 не представилось возможным, так как не подтверждена занятость на строительстве зданий и сооружений, указанных в разделе XXIX Списка от 1956 года /________/; с 12.01.1990 по 03.01.1991 - 11 месяцев 22 дня старшим прорабом СУ /________/ треста «Томжилстрой», так как наименование должности Списком не предусмотрено. Карбаинов В.Г. апеллирует к тому, что записи об указанных периодах работы внесены в трудовую книжку. Из архивной справки от 18.08.2017 /________/ ОГКУ «Государственный архив Томской области» следует, что лицевые счета истца за 1986-1991 годы отсутствуют. Приказы по личному составу за 1989-1991 годы в составе документов ПМК-63, СУ-2 на хранение не передавались. Само по себе отсутствие архивных документов не должно ущемлять права истца на пенсионное обеспечение, которое не может ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом, в том числе, по надлежащему оформлению работодателем трудовых отношений. В связи с чем, полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Карбаинов В.Г., его представитель Рязанов С.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, в объеме которого дали объяснения. Истец ссылался на то, что в спорные периоды он был занят на работах по строительству исключительно новых объектов; замещая должность старшего прораба, он выполнял должностные обязанности (трудовую функцию) производителя работ, его основной задачей являлось осуществление руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка, а наряду с этим, ему организационно подчинялись иные прорабы.

Представитель ответчика Бурикова К.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержала. Указала, что в спорный период с 27.07.1984 по 31.12.1985 истец работал в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой», однако по представленным документам (трудовая книжка, архивная справка от 18.08.2017 /________/) не подтверждается занятость на строительстве зданий и сооружений, указанных в разделе XXIX Списка 1956 года. Спорный период был включен истцу в общий страховой стаж. В спорный период с 12.01.1990 по 03.01.1991 истец работал в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой, однако, Списками 1956 года данная должность не предусмотрена. Спорный период был включен истцу в общий страховой стаж. Полагала, что территориальным органом ПФР обоснованно не включены спорные периоды работы в специальный стаж. Поскольку на дату обращения в территориальный орган ПФР, общий страховой стаж истца составил 30 лет 4 месяца 2 дня (требуемый 25 лет), стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ) составил 5 лет 4 месяца 2 дня (требуемый - 6 лет 3 месяца), следовательно, требования истца о назначении пенсии по старости досрочно - с 11.11.2021 удовлетворению не подлежат.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Закона о страховых пенсиях).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Мужчинам, проработавшим не менее половины установленного срока на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Требуемая продолжительность стажа на работах с тяжелыми условиями труда при наличии страхового стажа 25 лет для назначения пенсии мужчинам в 60 лет составляет не менее 6 лет 3 месяцев.

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, Списки соответствующих работ, производств, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список /________/ производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

Список /________/ производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Списки составлены по производственному признаку. Каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Поэтому в первую очередь необходимо определить производство, к которому относится выполняемая работа. Это - необходимое условие для определения права того или иного работника на льготное пенсионное обеспечение.

Спорные периоды работы имели место в период действия Списка 1956 года.

Согласно Разделу XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно - бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка 1956 года предусмотрены: мастера и прорабы.

Мастера и прорабы монтажных и строительно-монтажных организаций, занятые на работах по монтажу оборудования, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение в том случае, если они руководят рабочими, пользующимися правом на льготное пенсионное обеспечение за выполняемую работу.

К строительным, монтажным или строительно-монтажным организациям относятся строительные управления, монтажные управления, строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны, управления механизации. Поэтому, при решении вопроса об отнесении каких-либо организаций к одной из трех указанных выше категорий следует исходить из вида выполняемых работ, которые отражаются в плановых заданиях, уставах (положениях) организации.

В судебном заседании установлено, что Карбаинов В.Г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 09.08.1998, страховой номер индивидуального лицевого счета /________/.

11.11.2021 Карбаинов В.Г. обратился в ГУ – ОПФ РФ по Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – ОПФ РФ по Томской области от 18.04.2022 Карбаинову В.Г. засчитано в стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 5 лет 4 месяца 2 дня; не учтено – 2 года 4 месяца 26 дней; отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа.

Как следует из трудовой книжки АТ-1 /________/ от 01.08.1984, Карбаинов В.Г. с 27.07.1984 по 01.07.1987 работал мастером в ПМК-63 треста «Томскпромстрой», которое с 01.01.1986 было преобразовано в СУ /________/ треста «Томскпромстрой», с 12.01.1990 по 03.01.1991 – работал старшим прорабом СУ /________/ треста «Томскпромстрой».

Согласно архивной справке ОГКУ ГАТО /________/ от 18.08.2017, в документах ПМК-63 треста «Томскпромстрой» за 1984-1985 годы и СК /________/ треста «Томскпромстрой» за 1986-1991 годы по спорным периодам имеются сведения о работе Карбаинова В.Г.: приказом по ПМК-63 треста «Томскпромстрой» от 31.07.1984 /________/Карбаинов В.Г. принят мастером с 27.07.1984; приказом от 10.07.1985 /________/-К мастеру Карбаинову В.Г. предоставлен очередной отпуск за проработанное время с 27.07.1984 по 27.07.1985; приказом по тресту «Томскпромстрой» от 11.12.1990 /________/ работникам СУ-2, в том числе, прорабу Карбаинову В.Г. назначена премия за ввод в действие второй очереди совхоза «Томский». В лицевых счетах по заработной плате работником ПМК-63 и СУ-2 лицевые счета Карбаинова В.Г. за 1986-1991 годы отсутствуют. Личная карточка ф.Т-2, личный листок по учету кадров Карбаинова В.Г., приказы по личному составу за 1989-1991 годы, в том числе, об увольнении Карбаинова В.Г., в составе документов ПМК-63 и СУ-2 на хранение не поступали.

Период с 27.07.1984 по 31.12.1985 – 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера треста «Томскпромстрой» не включен в специальный стаж, поскольку не подтверждена занятость в производстве, предусмотренном разделом XXVII Списка от 26.01.1991 /________/, а также работы, по мнению пенсионного органа, протекала в должности, не включенной в указанный раздел Списка, рассмотреть указанный период в соответствии со Списком от 22.08.1956 не представилось возможным, так как не подтверждена занятость на строительстве зданий и сооружений, указанных в разделе XXIX Списка от 1956 года /________/.

Вместе с тем, согласно п. 1 Приложения к Постановлению Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 к строительной организации относятся строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны и другие, приравненные к ним, организации на которые распространено действие Положения о социалистическом государственном предприятии.

В соответствии с приказом Томского территориального управления строительства /________/ с 01.01.1979 в составе треста «Томскпромстрой» создана передвижная механизированная колонна /________/ (ПМК-63).

Списком /________/, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусматривались должности мастеров (десятников) и прорабов (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», правом на досрочное назначении пенсии пользуются мастера (десятники) и прорабы, пункт б) Инженерно-технические работники).

Списком /________/, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено мастерам строительных и монтажных работ, производителям работ (поз. 22900006-23419, 22900006- 24441 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»).

Распоряжением /________/ от 21.09.1985 Томского территориального управления строительства треста «Томскпромстрой», ПМК-63 поручено строительство учебного корпуса Томского государственного университета, т.е. нового объекта.

Кроме того, из показаний свидетеля К. следует, что Карбаинов В.Г. в 1984 году устроился на работу в трест «Томскпромстрой», где он (свидетель) работал с 1983 года, истца распределили в ПМК-63 мастером. ПМК-63 занималось строительством исключительно новых объектов в г. Томске, а реконструкцией и ремонтом - не занимались. К. показал, что мастер при выполнении своих должностных обязанностей имеет более узкий участок работы, чем прораб, у последнего – руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка в целом, в остальном же их обязанности совпадают, но у них разные должностные инструкции, в которых имеются небольшие отличия.

Данные доказательства в их совокупности убеждают суд в том, что в спорные периоды имело место быть выполнение истцом видов работ, предусмотренных Списком /________/ производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что период работы Карбаинова В.Г. с 27.07.1984 по 31.12.1985 продолжительностью 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера треста «Томскпромстрой» может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Период с 12.01.1990 по 03.01.1991 - 11 месяцев 22 дня в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой» не учтен в специальный стаж, так как наименование такой должности Списком не предусмотрено.

Так, должностные обязанности производителя работ (прораба) включены в Дополнения к Общеотраслевому квалификационному справочнику, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций».

Согласно п. 8 Порядка применения Единой номенклатуры должностей служащих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1957 № 443, должности старших могут устанавливаться в виде исключения и при отсутствии в их непосредственном подчинении исполнителей, если на указанных работников, помимо широкого круга обязанностей как исполнителей, возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения.

Должностные обязанности производителя работ в указанном Дополнении установлены для полной структуры строительного участка: «старший производитель работ - производитель работ - мастер». В случае непосредственного подчинения прорабского участка руководству строительного управления в должностные обязанности производителя работ включаются функции старшего производителя работ, а при отсутствии в подчинении у производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера. Согласно Дополнению к Общеотраслевому квалификационному справочнику основная задача «старшего производителя работ» - аналогична основной задаче поставленной перед «производителем работ» - осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка.

Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 30 утверждены тарифно-­ квалификационные характеристики по отраслевым должностям служащих, в которых предусмотрены единые обязанности и требования для должностей - производитель работ и старший производитель работ. Таким образом, должность старшего прораба предполагает выполнение работником обязанностей прораба.

В силу п. 7 Постановления Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37 применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственно подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Кроме того, свидетель К. в суде дал показания о том, что старший прораб организационно руководит другими прорабами, при этом, выполняет те же обязанности, ту же трудовую функцию, что и прораб.

Следовательно, выполнение истцом должностных обязанностей старшего прораба на строительстве зданий и сооружений предполагало осуществление им обязанностей прораба.

Кроме того, согласно Единой номенклатуре должностей служащих, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 09 сентября 1967 года № 443, должность прораб указана как сокращенное наименование должности «производитель работ». При этом, в качестве производных должностей указаны старшие (п.7.)

С учетом изложенного, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, период его работы с 12.01.1990 по 03.01.1991 продолжительностью 11 месяцев 22 дня в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой».

Таким образом, с учетом включения указанных периодов, у истца имеется специальный стаж (не менее 6 лет 3 месяцев), необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», как лицу, имеющему страховой стаж 30 лет 4 месяца 2 дня, и достигшему возраста 60 лет, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с 11.11.2021.

Приходя к выше приведенным выводам, суд считает, что решение ГУ-ОПФР по Томской области /________/ от 18.04.2022 нарушает права Карабинова В.Г. и должно быть признано незаконным в связи со с ледующим.

Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Из объяснений спорящих сторон, решения пенсионного органа /________/ от 18.04.2022 и материалов пенсионного дела следует, что при обращении Карабаинова В.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости к заявлению приложены заверенная копия трудовой книжки, архивная справка /________/ от 18.08.2017, справка ТГАСУ от 13.09.2017 /________/, а также рассмотрена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Карбаинова В.Г.

При этом, в порядке ст.56 ГПК РФ суду не доказано, что имело место быть исполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Карбаинову В.Г., как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие еще документы, содержащие сведения о его работе, необходимо ему предоставить с целью исчисления специального стажа (включения в него тех или иных периодов работы истца); предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы. В частности, следует отметить исследованные судом приказ о создании ПМК/________/ от 25.11.1978 и распоряжение треста «Томскпромстрой» /________/ от 24.09.1985, предоставление которых в пенсионный орган могло повлиять на принятие им решения по спорному вопросу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Карбаинова В. Г. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании решения пенсионного органа незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в тяжелых условиях труда, назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области /________/ о 18.04.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Карбаинову В. Г..

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанность включить Карбаинову В. Г., /________/ года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды: с 27.07.1984 по 31.12.1985 продолжительностью 1 год 5 месяцев 4 дня в должности мастера ПМК-63 треста «Томскпромстрой»; с 12.01.1990 по 03.01.1991 продолжительностью 11 месяцев 22 дня в должности старшего прораба СУ /________/ треста «Томжилстрой».

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанность назначить Карбаинову В. Г., /________/ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, с 11.11.2021.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -подпись- А.Р. Корниенко

Верно.

Судья А.Р. Корниенко

Секретарь О.В. Малкова

Решения суда в окончательной форме принято 13.07.2022.

2-1743/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карбаинов Владимир Гаврилович
Ответчики
Пенсионный фонд Российской Федерации в лице ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области
Другие
Рязанов Сергей Александрович
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Корниенко А.Р. (Палкова А.Р.)
Дело на странице суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
01.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2022Передача материалов судье
07.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Подготовка дела (собеседование)
01.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее