Решение по делу № 2-5138/2024 от 21.08.2024

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    17 октября 2024 года         г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи          Сергеевой Д.П.,

при секретаре                                      Калашниковой Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Грузинцева М.Г. к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обеспечении лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Грузинцева М.Г. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами для лечения имеющихся у них заболеваний.

Установлено, что Грузинцев М.Л. является получателем федеральной льготы, имеет диагноз «шизофрения пароинодальная, непрерывное течение», является инвалидом II группы бессрочно.

Согласно сведениям, представленным ГСУСО пансионат «Яснинский», выписке из медицинской карты Грузинцев М.Г. нуждается в обеспечении следующими лекарственными средствами: «Галоперидол», «Циклодол» (международное название «Тригексифенидил»), «Аминазин» (международное название «Хлорпромазин»).

Указанные лекарственные средства включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

Исходя из заявления Грузинцева М.Г., выписки РМИС, сведений ГСУСО пансионат «Яснинский» он не обеспечивается лекарственными средствами в объеме, достаточном для поддержания его здоровья и недопущения прогрессирования заболевания, ухудшения поведения. В частности, не обеспечивается лекарственным средством «Аминазин».

Следовательно, до настоящего времени Грузинцев М.Г. лекарственными средствами, предназначенными для лечения, имеющегося у него заболевания, в полном объеме не обеспечен.

Грузинцев М.Г. является получателем федеральной льготы, страдает заболеванием, которое относится к социально значимым, его право на получение жизненно необходимых лекарственных средств гарантировано Законом об основах охраны здоровья граждан, в связи с чем, он вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.

В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав Грузинцева М.Г. на обеспечение необходимыми лекарственными средствами необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать его ежемесячное обеспечение в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения, имеющегося у него заболевания - «шизофрения».

На основании вышеизложенного, истец просит суд возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное обеспечение Грузинцева М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме, исходя из потребностей пациента на ДД.ММ.ГГГГ лекарственным средством «Аминазин». Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ГУП «Аптечный склад» Забайкальского края.

В судебное заседание участники со стороны истца, надлежаще извещенные судом о времени и месте слушания дела, не явились, причин не явки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил. Поступил письменный отзыв.

Третьи лица ГУЗ «Оловяннинская Центральная районная больница», ГУП «Аптечный склад» Забайкальского края, надлежаще извещенные судом о времени и месте слушания дела, не явились, причин не явки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Из материалов дела следует, что Грузинцев М.Г.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГУЗ «Оловяннинская Центральная районная больница» с диагнозом: «шизофрения пароинодальная, непрерывное течение», является инвалидом 2 группы бессрочно, имеет право пользования набором социальных услуг.

Согласно сведениям, представленным ГСУСО пансионат «Ленинский», выписке из медицинской карты Грузинцев М.Г. нуждается в обеспечении следующими лекарственными средствами «Галоперидол», «Циклодол» (международное название «Тригексифенидил»), «Аминазин» (международное название «Хлорпромазин»), которые входят в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов.

Из ответа на судебный запрос ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» следует, что Грузинцеву М.Г. действительно ДД.ММ.ГГГГ назначен лекарственный препарат Аминозин.

Из распечатки из программного комплекса «Асулон» и медицинской карты больного следует, что рецепты на получения данного лекарственного препарата были выписаны лечебным учреждением лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в иные периоды рецепты не выписывались со ссылкой на отсутствие лекарственного препарата в аптечной сети, что является нарушением действующего законодательства. В отсутствие выписанных рецептов потребность Грузинцева М.Г. не учитывалась ГУП «Аптечный склад».

На момент рассмотрения дела по рецептурному бланку от ДД.ММ.ГГГГ Грузинцев М.Г. был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ лекарственным препаратом «Аминазин» (по торговому наименованию Хлорпромазин) в количестве 3 уп.

По рецептному бланку от ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат имеет статус заказанного, соответственно, в полной мере обязанность по обеспечению лекарственным препаратом материального истца ответчиком не исполнена.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.

В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края (статья 5 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года №319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан.

Министерство в сфере охраны здоровья граждан организует оказание населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункты 12.3.2.-12.3.6).

Так как на момент рассмотрения дела судом Грузинцев М.Г. по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен лекарственным препаратом Аминазин, соответственно, имеются основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить материального истца указанным лекарственным препаратам по не исполненному рецептурному бланку.

Основания для возложения на Министерство обязанности обеспечения лекарственными препаратами на будущее время не имеется, так как необходимость назначения лекарственных препаратов определяется лечащим врачом с учетом эффективности лечения и иных факторов. Также суду не предоставлены доказательства тому, что ответчиком в будущем не будут исполняться возложенные на него полномочия.

Соответственно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Так как лекарственный препарат для Грузинцева М.Г. является жизненно необходимым, имеются основания для обращения решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Грузинцева М.Г. к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обеспечении лекарственными препаратами, удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН ) обязанность по обеспечению Грузинцева М.Г. (паспорт ) льготным лекарственным препаратом по рецептурному бланку серия от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Аминазин.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья                                                      Д.П. Сергеева

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-5138/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Оловяннинского района
Грузинцев Михаил Георгиевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Другие
ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ"
ГУП «Аптечный склад» Забайкальского края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Сергеева Дарья Павловна
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
21.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2024Передача материалов судье
26.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024Дело оформлено
02.12.2024Дело передано в архив
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее