Судья Кочетков Д.В. Дело № 33-519/2020
УИД 18RS0004-01-2019-003144-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Гулящих А.В., Рогозина А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Корневым М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 10 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе истца Автомоновой Г.Ф., поданной ее представителем Черновой Д.С., на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 октября 2019 года, которым отказано в удовлетворении иска Автомоновой Г. Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее – «Управление Пенсионного фонда в г. Ижевске», «Управление») о восстановлении пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя Автомоновой Г.Ф. - Черновой Д.С., доводы жалобы поддержавшей; объяснения представителя Управления Пенсионного фонда в г. Ижевске» Гариповой Н.И., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Автомонова Г.Ф., ссылаясь на нарушение ее пенсионных прав незаконным исключением решением Управления Пенсионного фонда в г. Ижевске от 28 ноября 2018 года из стажа, дающего ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября по 28 ноября 1997 года, с 28 марта по 24 апреля 2007 года, с 19 марта по 13 апреля 2012 года, с 26 по 30 декабря 2016 года, с 13 по 21 февраля 2017 года, периода нахождения в учебном отпуске с 18 августа по 15 сентября 1986 года, а также периода ее работы в должности медицинской сестры в хосписе МП «Катарсис» с 1 июня 1993 года по 14 ноября 1995 года, с учетом которых на момент обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж составлял более требуемых для ее назначения 30 лет, а также незаконным отказом в назначении досрочной пенсии по старости, обратилась к Управлению Пенсионного фонда в г. Ижевске с иском о признании данного решения незаконным и обязании ответчика досрочно назначить ей страховую пенсию по старости как лицу, не менее 30 лет проработавшему в учреждениях здравоохранения.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что период работы в хосписе МП «Катарсис» не подлежит включению в специальный стаж, поскольку оно является коммерческой организацией и не относится к числу учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516, включение в специальный стаж курсов повышения квалификации и периода нахождения в учебном отпуске не предусмотрено.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и ее иск удовлетворить, выражая несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов ее работы медицинской сестрой в хосписе МП «Катарсис», полагая что суд не дал должной оценки тому, что оно совместно с государственными структурами здравоохранения осуществляло исключительно деятельность по предоставлению медицинских услуг по осуществлению ухода за онкологическими больными, что подтверждается Уставом малого индивидуального предприятия «Катарсис».
Считает необоснованным указание суда на отсутствие у МП «Катарсис» лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку до принятия Правительством РФ 25 марта 1996 года постановления № 350 данный порядок отсутствовал и в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 года (в редакции, действовавшей в спорный период) обязанность по лицензированию и аккредитации возлагалась на медицинские учреждения и организации, осуществлявшие деятельность по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, которой МП «Катарсис» не осуществляло; не учел, что лицензирование и аккредитация хосписа предполагалась в составе городской больницы № 4, а также то, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РСФСР № 247 от 8 сентября 1992 года созданные на основании приказа Минздрава РСФСР № 19 от 1 февраля 1991 года хосписы включались в номенклатуру учреждений здравоохранения. Полагала, что судом было неправомерно узко истолковано постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 в части возможности включения в специальный стаж работы исключительно в учреждениях, в то время, как оно указывает на возможность зачета в медицинский стаж работы и в организациях.
Также полагала, что поскольку включение судом в специальный стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации и учебном отпуске свидетельствовало о фактическом удовлетворении части заявленных ей требований, во взыскании с ответчика понесенных ей по делу судебных расходов по расходов по оплате услуг представителя суд отказал необоснованно.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление выражает несогласие с ее доводами, полагая, что на законность и обоснованность решения они не влияют.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в обжалуемой истцом части в пределах доводов ее апелляционной жалобы.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно трудовой книжке Автомоновой Г.Ф. в период с 1 июня 1993 года по 14 ноября 1995 года она работала медсестрой в хосписе МП «Катарсис».
Решением Управления Пенсионного фонда в г. Ижевске от 28 ноября 2018 года № 439898/18 в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по ее заявлению от 18 октября 2018 года было отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Из содержания решения усматривается, что ответчиком, в частности, не был включен в специальный стаж период работы истца медицинской сестрой в хосписе МП «Катарсис».
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации данного предприятия серия <данные изъяты> выданным на основании решения главы Администрации Ленинского района <данные изъяты> от 27 мая 1991 года о регистрации малого индивидуального частного предприятия «Катарсис», его основными видами деятельности являлись организация ухода за онкологическими больными, производство сорбентов, торгово-закупочная деятельность.
В соответствии с Уставом малого индивидуального частного предприятия «Катарсис», направлениями его деятельности являлись консультативно-диагностическая деятельность по анонимному обследованию на венерические заболевания и СПИД; организация ухода за неоперабельными больными онкологического профиля (рак); лечение сексуальных расстройств; лечение депрессий, невростении, неврозов; торгово-закупочная деятельность; производство сорбентов; осуществление сервисных услуг в области производства изделий высокой технологии, компьютерно-информационных систем, пуско-наладочные работы, технические консультации, обучение персонала; производство товаров народного потребления, в первую очередь из отходов производства; осуществление инжиниринговых услуг в области разработки технологий, разработка программного обеспечения для средств вычислительной техники, их внедрение и реализация; осуществление маркетинговой, дилерской и учебно-консультационной деятельности, изучение рынков, поиск потенциальных партнеров как в СССР, так и за рубежом, проработка для заинтересованных предприятий, организаций и других лиц вопросов культурно-просветительного, торгово-экономического и научно-экономического сотрудничества, оказание им помощи в подготовке учредительных документов, заключению контрактов и договоров; осуществление экспортно-импортных операций по согласованной номенклатуре товаров и оборудования для нужд предприятий заказчиков; инвестиционная и кредитно-финансовая деятельность, осуществление посреднической деятельности и ведение биржевых операций; а также выполнение в порядке диверсификации работ и услуг, не запрещенных действующим законодательством.
Согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 ст. 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (Список и Правила от 29 октября 2002 года № 781).
Согласно абзацу 5 пункта 6 Правил № 781 в редакции, действующей с 11 июня 2009 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).Из разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Пункт 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
При этом общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензии медицинскую деятельность, в данных Списках и Правилах не указаны.
В силу абзаца первого пункта 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд по результатам оценки имеющихся в деле доказательств пришел к правильному выводу о том, что поскольку по своей организационно-правовой форме МП «Катарсис» не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорные периоды работы истца в данной организации не могут быть включены в стаж работы истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так, в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях в учреждениях здравоохранения.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного частью 1 Конституции РФ.
Ранее действовавшее законодательство (ст. ст. 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066).
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 4 марта 2004 № 81-О, а также постановлении от 3 июня 2004 № 11-П, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (часть 1 ст. 19 Конституции РФ) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (часть 1 ст. 39 Конституции РФ).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что МП «Катарсис» к лечебным учреждениям не относится и не могло быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным ни в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, ни в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, ни в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отнесения МП «Катарсис» к лечебным учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, не имеется.
По приведенным основаниям соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются.
Имеющиеся в материалах дела и дополнительно принятые судом апелляционной инстанции документы для прохождения лицензирования, деятельности хосписа МП «Катарсис» сведений о работе истца в учреждении здравоохранения – городской больнице № 4 не содержат.
Доводы жалобы, связанные с лицензированием и аккредитацией хосписа МП «Катарсис» и ссылка на приказ Министерства здравоохранения РСФСР № 247 от 8 сентября 1992 года (утративший силу в связи с изданием приказа Минздрава РФ от 7 сентября 1998 года № 263), пунктом 1 которого планово-экономическому управлению было предписано включить хоспис в номенклатуру учреждений здравоохранения, вышеуказанных выводов не опровергают и основанием для отмены решения не являются.
При этом судебная коллегия учитывает, что период работы истца с 1 апреля 1996 года по 26 декабря 1996 года в должности медсестры в отделении хоспис городской больницы № 4 ответчиком был включен в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм процессуального права и доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для взыскания с ответчика в ее пользу понесенных ей судебных расходов по оплате услуг представителя как противоречащие положениям части 1 ст. 98 ГПК РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ; в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку доводы истца о необходимости включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебном отпуске являлись основанием ее требований, предметом же заявленных ей по настоящему делу требований являлось назначение ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет проработавшему в учреждениях здравоохранения, в удовлетворении которого судом было отказано, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных ей по делу судебных расходов.
Поскольку при включении в учтенный ответчиком специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 27 лет 6 месяцев 6 дней), периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и учебном отпуске общей продолжительностью 4 месяца 13 дней и его продолжительность менее установленного подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» размера, суд пришел к правильному выводу и о том, что оснований для назначения истцу досрочном назначении истице страховой пенсии по старости на день ее обращения с заявлением о ее назначении - 18 октября 2018 года, не имелось.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 октября 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Автомоновой Г. Ф. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Глухова И.Л.
Судьи Гулящих А.В.
Рогозин А.А.