Дело № 2-1451/12 18 декабря 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е.
При секретаре Хлопцевой Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой О.Н. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, Обществу с ограниченной ответственностью «Веста СПб» об обязании предоставления в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, признании торгов несостоявшимися, недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Петрова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании предоставления в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, указывая, что имеет на иждивении несовершеннолетнего сына, Петрова В.Р., **.**.200* года рождения, являющегося инвалидом, в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ее семья имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 25.07.2012 года она как законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида обратилась в администрацию Колпинского района с заявлением о предоставлении в аренду за плату в первоочередном порядке (без проведения аукциона), земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице), кадастровый номер **:**:******:**. Дата аукциона по продаже данного участка была назначена на 15.08.2011 года. Однако администрацией района в предоставлении земельного участка отказано. С отказом администрации Колпинского района предоставить ей, как законному представителю ребенка-инвалида, в аренду за плату в первоочередном порядке (без проведения аукциона), указанный земельный участок она не согласна, считает отказ незаконным, противоречащим ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Порядок предоставления определен в п.17 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Указанная норма Закона, является специальной по отношению к общему порядку, установленному Земельным кодексом Российской Федерации и исключает применение при предоставлении земельных участков требований ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся. Нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Основанием для предоставления Земельного участка в соответствии с п.17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901, является заявление и приложенная к нему копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Ею соблюден порядок предусмотренный в пункте 17 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», которые указывают, что основанием для льготного (т.е. без проведения аукциона) предоставления земельного участка, является справка об инвалидности и заявление. Администрация Колпинского района рассмотрела ее заявление без учета положений Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, отказав в первоочередном предоставлений земельного участка в аренду, тем самым нарушив права ее ребенка-инвалида. В соответствии с ч.11 ст.38.1 Земельного кодекса РФ организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее, чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки. Организатором аукциона по поручению администрации Санкт-Петербурга является Фонд имущества Санкт-Петербурга», однако в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 октября 2006 года № 1198 «О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства», решение о проведении аукциона или об отказе от проведения аукциона принимает администрация района. Заявление о предоставлении в аренду за плату в первоочередном порядке (без проведения аукциона), земельного участка для индивидуального жилищного строительства было получено и зарегистрировано в администрации Колпинского района 25.07.2012 года, за 21 день до назначенной даты проведения аукциона по продаже оспариваемого участка - 15.08.2012 года. Таким образом, у ответчика была возможность отказаться от проведения аукциона по данному участку с целью реализации права ее ребенка на первоочередное получение в аренду за плату. Истица просит признать незаконным отказ администрации Колпинского района в предоставлении ей, как законному представителю несовершеннолетнего ребенка-инвалида, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице), кадастровый номер **:**:******: **; признать за ней право на получение в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; признать торги от 15.08.2012 года по продаже права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице), кадастровый номер **:**:******:** несостоявшимися, недействительными, поскольку ответчик своевременно не принял решение об отмене аукциона в целях реализации прав гражданина, имеющего право на первоочередное предоставление земельного участка; обязать администрацию Колпинского района предоставить ей в аренду выбранный ею земельный участок.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Веста СПб» - собственник спорного земельного участка.
В судебном заседании истец Петрова О.Н. исковые требования поддержала. Из объяснений истицы следует. что она просит признать за ней право на получение в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства именно спорного земельного участка, обязать администрацию предоставить в аренду выбранный ею указанный земельный участок.
Представитель ответчика администрации Колпинского района Санкт-Петербурга – Ерецкий В.Н., действующий на основании доверенности № **-******/**-*-* от 19.06.2012 года, в судебное явился, исковые требования не признал, пояснив, что действующим земельным законодательством не установлен порядок предоставления семье, имеющей детей-инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства путем заключения с ним соответствующего договора аренды или купли-продажи без проведения торгов. Администрация района действует в пределах полномочий, определенных Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078. Предоставление земельных участков семьям, имеющим детей-инвалидов, для индивидуального жилищного строительства за плату на праве аренды к полномочиям администрации района не относится. Спорный земельный участок сформирован с целью продажи на торгах. Оснований для предоставления данного земельного участка истице не имелось.
Представитель соответчика ООО «Веста СПб» Тумандеева А.А., действующая на основании доверенности б/н от 01.06.2012 года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила возражения по иску, в которых указывает, что истицей не доказан факт родства с несовершеннолетним Петровым В.Р., **.**.200* года рождения, и факт наличия у несовершеннолетнего Петрова В.Р. инвалидности. Действующим земельным законодательством не регламентирован порядок предоставления семьям, имеющим ребенка-инвалида земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На территории Санкт-Петербурга продажа земельных участков осуществляется путем проведения аукциона в порядке, установленном Постановлением Правительства СПб от 03.10.2006 года. В соответствии со статьей 449 Гражданского Кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил проведения торгов, установленных законом. Согласно п.1 Обзора практики рассмотрения спора, связанных с признанием недействительности торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 года № 101, нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. ООО «Веста СПб» выполнило все требования действующего законодательства РФ для участия в аукционе, а после исполнило обязательства по оплате выкупной цены земельного участка. Общество в ходе хозяйственной деятельности производит мероприятия для получения финансовой выгоды, что является законным правом юридического лица и защищается действующим Законодательством РФ. Избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его прав, поскольку по результатам аукциона с победителем заключен договор купли-продажи, который фактически исполнен с соблюдением всех условий, предусмотренных законом и договором. Обязать администрацию предоставить земельный участок в первоочередном порядке истец не имеет права, в виду отсутствия подтвержденных оснований на возникновения такого права, а также в виду отсутствия указаний в действующем законодательстве РФ и Санкт-Петербурга на порядок предоставления подобного права в безоговорочном порядке.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Маткова Т.Л., действующая на основании доверенности № ***-***/**** от 19.12.2011 года, в судебное заседание явилась, представила возражения по иску, в которых указывает, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление семье, имеющей в своем составе детей - инвалидов, земельного участка путем заключения договора купли-продажи или аренды без проведения торгов. Требования, заявленные Петровой О.Н., не основаны на действующем законодательстве и удовлетворению не подлежат.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Цветова Ю.В., действующая на основании доверенности ****/** от 08.08.2012 года, в судебное заседание явилась, представила возражения по иску, в которых указывает, что 15 августа 2012 года в соответствии с распоряжением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 03.11.2011 года № 1639-р «О продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице)и распоряжением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 08.06.2012 года № 2336-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 03.11.2011 года № 1639-р», Фондом имущества были проведены торги (в форме аукциона) по продаже земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Информационное сообщение о торгах, опубликовано в журнале «Официальный бюллетень «Вестник Фонда имущества Санкт-Петербурга» от 29.06.2012 № 25 (412), содержало сведения, предусмотренные действующим законодательством. По результатам проведенного аукциона победителем было признано Общество с ограниченной ответственностью «Веста СПб», с которым 29 августа 2012 года был заключен договор купли-продажи земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства № 0364-ИЖС. Каких либо претензий в отношении приобретенного на торгах земельного участка со стороны покупателя не поступало, оплата по договору осуществлена в полном объеме, Объект передан покупателю по акту приема-передачи от 11 сентября 2012 года. Торги были проведены в строгом соответствии с требованиями закона, признаны состоявшимися. Лицо, обратившееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие у него защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются. При проведении оспариваемых торгов не было допущено нарушений или ограничений каких-либо прав и законных интересов истца. В качестве обоснования своих требований и подтверждения статуса заинтересованного лица истец утверждает, что на торги был выставлен земельный участок, который, по мнению истца должен был быть предоставлен ему в первоочередном порядке в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пункта 17 которого инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Однако на территории Санкт-Петербурга данная федеральная программа не нашла своего законодательного регулирования, то есть органами исполнительной власти Санкт-Петербурга не установлен порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов. Районные администрации Санкт-Петербурга имеют полномочия предоставлять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов в общем порядке, то есть на аукционе. Полномочия администраций районов Санкт-Петербурга предоставлять земельные участки для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, а также принимать заявления от инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, законом не предусмотрено. Таким образом, районные администрации Санкт-Петербурга не являются уполномоченными органами по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов. Оснований для признания незаконным отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства Истцу, а также оснований для признания аукциона недействительным, не имеется.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по земельным ресурсам Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства 3-е лицо извещено, представило возражения по иску, в которых указывает, что льготы на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства инвалидам предусмотрены абзацем 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.1, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901. Указанными нормативными актами Российской Федерации, в частности, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом указанные нормы, предусматривающие право на первоочередное получение земельных участков для указанных целей не устанавливают пи вид права, на котором земельный участок может быть предоставлен, ни условия его предоставления (за плату или бесплатно). Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки предоставляются гражданам в аренду или в собственность. Такое предоставление может быть осуществлено за плату (на торгах) пли бесплатно, если возможность бесплатного предоставления земельного участка данному гражданину прямо предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации. В настоящее время на территории Санкт-Петербурга отсутствуют специальные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим детей-инвалидов. До принятия нормативного правового акта Санкт-Петербурга, устанавливающего порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим детей - инвалидов, основания для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного в первоочередном порядке указанной категории граждан отсутствует.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства 3-е лицо извещено, представило возражения по иску, в которых указывает, что защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами предусмотренными законом. Способы защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Основанием для обращения с настоящим исковым заявлением послужил отказ администрации Колпинского раина Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил проведения торгов, установленных законом. В рассматриваемом случае истцом не представлены доказательства нарушения правил проведения торгов, установленных законом, не представлены доказательства нарушения прав истца данным отказом, не представлены доказательства возникновения у него права на спорный земельный участок.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Петрова О.Н. является матерью несовершеннолетнего Петрова ВР, **.**.200* года рождения.
Петров В.Р. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справками серии МСЭ-2011 № ******* от 06.09.2011 года, МСЭ-2011 № ******* от 25.09.2012 года.
Суд не принимает доводы соответчика о том, что истцом не доказаны факты родства с несовершеннолетним Петровым В.Р. и инвалидности Петрова В.Р.
В подтверждение факта родства с несовершеннолетним Петровым В.Р. истицей представлено свидетельство о рождении, выданное отделом ЗАГС Ф. района Санкт-Петербурга в установленном порядке.
Факт инвалидности Петрова В.Р. подтвержден справками об инвалидности установленного образца, выданными филиалом ФКУ «Главным бюро медико-социальной экспертизы по г.Санкт-Петербургу».
Истица с сыном Петровым В.Р. состоит на регистрационном учете по месту жительства в двухкомнатной квартире, общей площадью **,** кв.м, жилой площадью **,* кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, Б. ул., д.**, кв.***, принадлежащей на праве собственности бабушке мужа Г. и муж истицы П. также зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства.
25.07.2012 года истица, как законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида обратилась в администрацию Колпинского района с заявлением о предоставлении за плату в аренду сроком на 15 лет в первоочередном порядке (без проведения аукциона), земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице), кадастровый номер **:**:******: **, дата аукциона по продаже которого была назначена на 15.08.2011 года, просила отменить аукцион для реализации права своего сына на первоочередное получение вышеуказанного земельного участка.
К заявлению были приложены истицей копия паспорта, копия справки МСЭ, копия свидетельства о рождении ребенка.
Ответчиком в предоставлении земельного участка отказано по тем основаниям, что Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 не установлен ни вид права, на котором земельный участок может быть предоставлен, ни условия его предоставления (за плату или бесплатно). На территории Санкт-Петербурга продажа земельный участок осуществляется путем проведения аукционов, в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 года № 1198. В рамках аукциона невозможна реализация принципа на первоочередное предоставление гражданам земельных участков. Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ не предусматривает возможности предоставления семье, имеющей детей-инвалидов, земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем заключения с ним соответствующего договора аренды или купли-продажи без проведения торгов. В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 представление земельных участков для индивидуального жилищного строительства за плату на праве аренды к полномочиям администрации района не относится.
Из материалов дела следует, что ранее истица обращалась в администрации Ф. и П. районов Санкт-Петербурга, Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, в прокуратуру П. района Санкт-Петербурга и прокуратуру Санкт-Петербурга к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге, к депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Тюльпанову В.А., Анденко С.А., к Губернатору Санкт-Петербурга, в администрацию Президента Российской Федерации и Аппарат Правительства Российской Федерации по вопросу первоочередного получения под индивидуальное жилищное строительство земельного участка в целях реализации прав своего несовершеннолетнего сына, являющегося ребенком-инвалидом.
Петровой О.В. были даны ответы, содержащие разъяснения положений действующего земельного законодательства Российской Федерации, при этом указывалось, что ни федеральное законодательство, ни законы Санкт-Петербурга не предусматривают права инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидом, на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков в собственность указанных граждан бесплатно. Нормативный акт, предусматривающий порядок предоставления земельных участков указанной категории граждан в Санкт-Петербурге отсутствует. Отсутствие Закона Санкт-Петербурга в данной сфере обусловлено спецификой Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации – дефицитом свободных территорий. Решение о предоставлении в аренду гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством и осуществлением предпринимательской деятельности принимает Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.
Согласно ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Исходя из положений ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 72 Конституции РФ вопросы землепользования относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 11 Устава Санкт-Петербурга определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п.3.8.2.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» от 26.08.2008 № 1078 администрации районов уполномочены принимать решения о предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, если иное не установлено правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
В то же время, статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится и положение части 14 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
При предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 указанного Закона по договору купли-продажи торги не проводятся, на что, в частности, указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 года.
Вместе с тем спорный земельный участок сформирован в установленном порядке, предназначен для продажи на торгах.
Распоряжением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 03.11.2011 года № 1639-р «О продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице), постановлено: осуществить продажу данного земельного участка, площадью **** кв.м, кадастровый номер **:**:******:**, определена форма проведения торгов: аукцион, начальная цена и сумма задатка, а также срок продажи: 4 квартал 2011 года – 1 квартал 2012 года; отражено, что организатор торгов ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» обеспечивает публикацию в журнале «Официальный бюллетень «Вестник Фонда имущества Санкт-Петербурга» и размещение на официальном интернет-сайте информационного сообщения о продаже Участка на аукционе не позднее 30 календарных дней со дня получения настоящего распоряжения.
Распоряжением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 08.06.2012 года № 2336-р внесены изменения в вышеуказанное распоряжение № 1639-р в части начальной цены, суммы задатка, а также срока продажи: слова «4 квартал 2011 года – 1 квартал 2012 года» заменены словами «2-3 квартал 2012 года».
Указанные распоряжения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга действовали на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка, оспорены не были.
Аукцион по продаже спорного земельного участка был назначен на 15.08.2012 года.
Информационное сообщение о торгах, опубликовано в журнале «Официальный бюллетень «Вестник Фонда имущества Санкт-Петербурга» от 29.06.2012 года № 25 (412).
Ссылки истицы на положения ч.11 ст.38.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее, чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона, суд не может принять во внимание, поскольку в связи с отсутствием в Санкт-Петербурге действующего порядка предоставления земельного участка семьям, имеющим в своем составе инвалида или ребенка-инвалида, соответственно, отсутствует и правовая норма, предписывающая администрации района принять решение об отмене ранее назначенного аукциона по продаже земельного участка в случае поступления после его назначения заявления инвалида (его законного представителя) о предоставлении данного земельного участка.
Таким образом, на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка у администрации Колпинского района отсутствовали правовые основания к отмене назначенного в установленном порядке аукциона.
Суд находит обоснованными возражения ответчиков и 3-х лиц о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Аукцион по продаже спорного земельного участка проведен 15.08.2012 года.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 15.08.2012 года победителем аукциона признан участник – ООО «Веста СПб».
29.08.2012 года между ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и ООО «Веста СПб» заключен договор № 0364-ИЖС купли-продажи земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок П., С. улица, участок * (северо-восточнее дома *, литера * по С. улице), кадастровый номер **:**:******: **, передан в собственность ООО «Веста СПб» по акту приема-передачи от 11.09.2012 года.
Истица обратилась в суд с иском об обязании администрации Колпинского района Санкт-Петербурга предоставить ей спорный земельный участок 30.08.2012 года, то есть после подведения итогов аукциона и заключения в установленном порядке договора купли-продажи.
Указанный договор в судебном порядке не оспорен.
Спорный земельный участок передан в собственность ООО «Веста СПб», соответственно, районная администрация не может быть обязана судом предоставить истице данный земельный участок, выбывший из государственной собственности.
Оснований для признания аукциона несостоявшимся, недействительным не имеется.
В соответствии с пунктом 26 статьи 38.1 Земельного Кодекса Российской Федерации аукцион признается несостоявшимся в случае, если: в аукционе участвовали менее двух участников; после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
Указанные основания для признания аукциона несостоявшимся являются исчерпывающими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Согласно п.2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно п.1 Обзора практики рассмотрения спора, связанных с признанием недействительности торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 года № 101, нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Имущественные права и интересы истицы, как и ее несовершеннолетнего сына, аукционом от 15.08.2012 года затронуты не были. Данный аукцион проведен в установленном порядке.
В своих объяснениях истица указывает, что в случае невозможности предоставления ей в аренду спорного земельного участка по причине продажи его новым собственником или наличия у собственника готового или недостроенного недвижимого имущества на данном участке, она просит суд обязать администрацию Колпинского района заключить с ней договор аренды сроком на 15 лет равноценного земельного участка.
Однако суд в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям и не вправе выйти за пределы заявленных требований за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, то есть в случае удовлетворения иска суд формулирует резолютивную часть решения в соответствии с требованиями, изложенными истцом в просительной части заявления. Решение суда должно быть исполнимым и не допускать неясности, нечеткости и противоречивости. По смыслу закона, требования истца к ответчику должны быть сформулированы с учетом имеющихся в действующем законодательстве способов защиты субъективных прав четко и определенно. Требование истца не может носить неопределенный или альтернативный характер. В установленном порядке предмет иска истицей изменен не был. Кроме того, в данном случае изменение предмета иска повлекло бы также изменение и основания иска, что противоречит положениям ст.39 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Петровой О.Н. в иске к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, Обществу с ограниченной ответственностью «Веста СПб» об обязании предоставления в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства признании торгов несостоявшимися, недействительными, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.Е.Семенова
РЕШЕНИЕ ИЗГОТОВЛЕНО 24 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА.
На момент опубликования
решение не вступило в
законную силу.