ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-2493/2019
г. Уфа 05 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В.
судей Латыповой З.Г., Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Ганиевой С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах Малофеевой К.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья. В обосновании иска указано, что прокуратурой, в связи с поступившим обращением Малофеевой К.В., проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Малофеевой К.В. Установлено, что Малофеева К.В., дата рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. С 30 декабря 2016 года Малофеева К.В. состоит на учете в администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в качестве лица, нуждающейся в предоставлении жилого помещения как оставшаяся без попечения родителей, однако, до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма не обеспечена.
Обжалуемым решением суд обязал администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан предоставить Малофеевой К.В., дата рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в переделах социальной нормы предоставления жилья.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан Миянов А.Б. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных Правительством Республики Башкортостан муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2018 года заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу 1 января 2013 года, внесены изменения.
Таким образом, как правильно указал суд, из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Малофеевой К.В. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения Малофеевой К.В. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Материалами дела установлено, что Малофеева К.В., дата рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельства о смерти мать, Малофеева В.Б., умерла дата, о чем составлена запись акта о смерти №... от дата отделом ЗАГС ... Управления ЗАГС ....
Решением ... городского суда Республики Башкортостан от 09 июня 2008 года отец, Малофеев В.А., лишен родительских прав.
Постановлением администрации городского округа ... от 09 апреля 2007 года № 481 за несовершеннолетней Малофеевой К.В. закреплена жилая площадь по адрес.
Согласно адресной справки, выданной 11 мая 2016 года, Малофеева К.В. зарегистрирована по адрес. Также по данному адресу зарегистрирован брат Малофеев А.В., дата года рождения.
Согласно договора о приемной семье от 25 февраля 2008 года, от 30 ноября 2009 года Малофеева К.В., дата рождения, передана в приемную семью до достижения совершеннолетия, приемный родитель – БВХ.
Постановлением администрации городского округа ... от 20 февраля 2014 года № 266 Малофеева К.В., состоящая на учете в Администрации городского округа ..., исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в Администрации МР Абзелиловский район РБ.
По данным ... межрайонного филиала ГУП «БТИ» от 15 сентября 2006 года Абзелиловского территориального участка ... филиала ГУП БТИ РБ от 26 мая 2016 года Малофеева К.В. собственником объекта недвижимости не является.
Уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 06 июня 2016 года №... подтверждено, что Малофеева К.В. в собственности недвижимого имущества не имеет.
Распоряжением главы администрации МР Абзелиловский район РБ от 30 декабря 2016 года Малофеева К.В., на основании ее заявления и заявления приемного родителя включена в список очередников на получение жилья по договорам специализированного найма.
Малофеева К.В. в 2018 году окончила ГБПОУ «...» по специальности ..., присвоена квалификация ..., что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от 21 июня 2018 года.
Малофеева К.В. имеет на иждивении малолетнего ребенка ИСФ, дата рождения, что следует из свидетельства о рождении ребенка.
Согласно свидетельству о заключении брака, выданному отделом ЗАГС ... района Госкомитета РБ по делам юстиции, 14 сентября 2018 заключен брак между ИФГ и Малофеевой К.В., супруге присвоена фамилия «...».
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что до настоящего времени Малофеева К.В. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшее свое право на получение жилого помещения, имеет право ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения и на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска прокурора.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Из вышеизложенного следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан.
Предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Таким образом, доводы жалобы администрации о том, что обязательства по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений исполняются за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ссылка на недостаточность средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Якупова Р.С.