УИД 10RS0001-01-2022-000218-14
Дело № 2-143/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 июня 2022 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи |
Захаровой М.В., |
при секретаре |
Павлюк Н.Н., |
с участием истца |
Кудиновой Ю.В., |
представителя истца |
Александрова О.М. |
представителя ответчика государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда по Республике Карелия |
Голоковой М.И. |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Кудиновой ФИО6 к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Кудинова Ю.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что 5 сентября 2019 г. обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республике Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 4 февраля 2020 г. № 71 в назначении пенсии отказано по причине недостаточности специального стажа работы. Полагала, что указанное решение является незаконным, поскольку при определении продолжительности ее стажа педагогической деятельности ответчик необоснованно не учел периоды работы в МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г., с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. в должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального руководителя на 0,5 ставки, а также период прохождения курсов повышения квалификации с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г. Полагает, что работа в должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального работника на 0,5 ставки должна суммироваться. В спорные периоды она работала на полную ставку, выполняла норму рабочего времени, а потому ответчик необоснованно отказал во включении данных периодов в стаж педагогической деятельности. В период прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, средний заработок, работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в связи с чем данный период должен быть включен в стаж педагогической деятельности.
Требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец не заявляет.
Определением суда при подготовке дела к судебному заседанию от 28 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа».
В судебном заседании истец Кудинова Ю.В. заявила об отказе от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. в связи с добровольным включением ответчика данного периода в специальный стаж.
Представитель истца Александров О.М. в судебном заседании просил принять частичный отказ от исковых требований.
Представитель ответчика Голокова М.И. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа», надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В отзыве на иск указал, что в период с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. Кудинова Ю.В. работала на полную ставку воспитателя, в связи с чем скорректированные сведения индивидуального персонифицированного учета по данному периоду переданы в пенсионный орган.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска, суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу абз.4 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком внесены изменения в решение об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости, спорный период работы с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец отказался от заявленных исковых требований в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы в должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального руководителя на 0,5 ставки с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. в связи с добровольным удовлетворением данных требований, что подтверждается письменным заявлением, суд полагает, что частичный отказ от истца не противоречит закону и не нарушает права и интересы третьих лиц, в связи с чем, принимает его и прекращает производство по делу в части указанных требований..
На основании изложенного, руководствуясь абз.4 ст.220, 221 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Принять отказ истца Кудиновой Ю.В. от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г.
Производство по гражданскому делу в данной части прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в 15-дневный срок в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд.
Судья М.В. Захарова
УИД 10RS0001-01-2022-000218-14
Дело №2-143/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи |
Захаровой М.В., |
при секретаре |
Павлюк Н.Н., |
с участием истца |
Кудиновой Ю.В., |
представителя истца |
Александрова О.М. |
представителя ответчика государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда по Республике Карелия |
Голоковой М.И. |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Кудиновой Ю.В. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Кудинова Ю.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что 5 сентября 2019 г. обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республике Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 4 февраля 2020 г. № 71 в назначении пенсии отказано по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Пенсионный орган не включил в педагогический стаж периоды работы истца в МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г. в должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального руководителя на 0,5 ставки, с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. в должности воспитателя на 1,0 ставки, а также период прохождения курсов повышения квалификации с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г.
Полагает решение в обозначенной части незаконным, поскольку работа на должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального руководителя на 0,5 ставки должна быть просуммирована и зачтена в педагогический стаж как работа на полную ставку, поскольку в указанные периоды она выполняла норму рабочего времени. Сведения о том, что в период с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. она работала в должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального руководителя на 0,5 ставки переданы ошибочно, в указанный период работала в должности воспитателя на 1,0 ставки, В период прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, средний заработок, работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в связи с чем данный период также должен быть включен в стаж педагогической деятельности.
На основании изложенного, просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г., с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г., с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г.
Требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец не заявляет, поскольку признает, что даже при включении судом данных периодов право на пенсию у неё не возникло.
Определением суда от 10 июня 2022 г. прекращено производство по делу в части требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. Судом принят отказ истца от иска в указанной части в связи с добровольным удовлетворением требований и внесением изменений в решение от 4 февраля 2020 г. № 71 от отказе в установлении пенсии.
В судебном заседании истец Кудинова Ю.В., а также её представитель Александров О.М. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Истец пояснила, что работодатель ввел её в заблуждение, заверив, что работа на 0,5 ставки воспитателя и 0,5 ставки музыкального руководителя будет зачтена в педагогический стаж как работа на полную ставку. В части курсов повышения квалификации пояснила, что в указанный период за ней была сохранена заработная плата, место работы, проведены отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Представитель ответчика Голокова М.И., принявшая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что работа на неполную ставку музыкального руководителя не может быть просуммирована с работой на иных педагогических должностях в связи с различной нормой рабочего времени. По указанным основаниям период работы с 3 сентября 2009 г. по 31 августа 2013 г. не зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В части курсов повышения квалификации пояснила, что в 2021 году были внесены в изменения в Постановление Правительства № 665, которые предусматривают включение курсов повышения квалификации в специальный стаж, однако данные изменения вступили в силу с 18 марта 2021 г., то есть после обращения Кудиновой Ю.В. за назначением пенсии, а потому не могли быть учтены при вынесении решения. При последующем обращении Кудиновой Ю.В. с заявлением о назначении пенсии данный период будет включен в специальный стаж, а потому её требования в указанной части носят бесспорный характер. Просила суд обратить внимание, что один день – 1 сентября 2013 г. уже включен пенсионным органом в педагогический стаж.
Представитель третьего лица МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа», надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В отзыве на иск указал, что в период с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. Кудинова Ю.В. работала на полную ставку воспитателя, в связи с чем скорректированные сведения индивидуального персонифицированного учета по данному периоду переданы в пенсионный орган. В части остальных периодов полагали требования обоснованными, просили иск удовлетворить.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав истца и её представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия является правопреемником государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республике Карелия (межрайонное), которое было реорганизовано в форме присоединения и прекратило свою деятельность 7 июня 2021 г.
5 сентября 2019 г. Кудинова Ю.В. обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республике Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республике Карелия (межрайонное) от 4 февраля 2020 г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем педагогической деятельности. В стаж работы по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ не включены периоды работы Кудиновой Ю.В. в МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» с 3 сентября 2009 г. по 31 августа 2013 г., с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. в должности воспитателя на 0,5 ставки и музыкального руководителя на 0,5 ставки. Отказ мотивирован пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которые не позволяют включить период в специальный стаж педагогической деятельности, если не выполнена норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки) на ставку заработной платы. Пенсионный орган полагал невозможным суммировать работу на должности музыкального работника и какой-либо иной педагогической должности. Отказ во включении в специальный стаж педагогической деятельности курсов повышения квалификации с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г. обусловлен тем обстоятельством, что в данный период не выполнялись работы в течении полного рабочего дня.
Изменениями, внесёнными в решение согласно Заключению по вопросу реализации пенсионных прав застрахованного лица от 23 мая 2022 г., в специальный стаж Кудиновой Ю.В. по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ включен период работы с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. В иной части решение оставлено без изменения.
Разрешая требования истца о понуждении ответчика включить в специальный стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периода работы с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г. на должности музыкального руководителя на 0,5 ставки и воспитателя на 0,5 ставки, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 1, статья 7, часть 1 статьи 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2 статьи 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей в период обращения истца с заявлением о назначении пенсии, то есть до 5 сентября 2019 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Как указано в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665) определено, что при определении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список N 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила исчисления периодов работы № 516), и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила исчисления периодов работы № 781).
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781) поименованы должности «воспитатель» и «музыкальный руководитель», среди учреждений поименованы «общеобразовательный учреждения: школы все наименований».
В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Исходя из изложенного, периоды работы в должностях в учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии, имевших место до 1 сентября 2000 года, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, после указанной даты - при условии выполнения нормы рабочего времени, а период работы музыкальным руководителем независимо от времени, когда выполнялась такая работа, - только при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
Вопреки доводам представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по Республике Карелия, основанным на неверном толковании данных пунктов, указанные правила подсчета стажа не предусматривают в качестве условия включения периода работы в педагогический стаж необходимость отработать норму рабочего времени (1,0 ставку) именно на должности музыкального руководителя и допускают суммирование с работой на иных педагогических должностях. Поименованное в данном пункте исключение касается периода выполнения профессиональных обязанностей (независимо от времени, когда выполнялась данная работа – до либо после 1 сентября 2000 г.).
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, определено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец Кудинова Ю.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16 декабря 1998 г.
Спорный период работы истца с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г. имел место после её регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается работа Кудиновой Ю.В. в обозначенный период на должности музыкального руководителя на 0,5 ставки и воспитателя на 0,5 ставки.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и в полной мере подтверждаются представленной по запросу суда кадровой и бухгалтерской документацией.
Так, приказом от 1 октября 2008 г. Кудинова Ю.В. принята на работу в МОУ «Золотецкая СОШ» на должность воспитателя на 1,0 ставку.
Приказом МОУ «Золотецкая СОШ» от 2 сентября 2009 г. с 3 сентября 2009 г. Кудинова Ю.В. переведена на должность музыкального руководителя на 0,5 ставки и воспитателя на 0,5 ставки.
Приказом МОУ «Золотецкая СОШ» от 2 сентября 2013 г. Кудинова Ю.В. со 2 сентября 2013 г. переведена с должности музыкального руководителя на 0,5 ставки и воспитателя на 0,5 ставки на должность воспитателя на 1,0 ставку.
Приказом МОУ «Золотецкая СОШ» от 9 сентября 2019 г. Кудинова Ю.В. уволена с 10 сентября 2019 г.
Аналогичные сведения содержатся в трудовой книжке истца.
Таким образом, в период с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г. Кудинова Ю.В. работала в МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки и воспитателя на 0,5 ставки, что, помимо сведений индивидуального (персонифицированного) учета в полной мере подтверждается также расчетно-платежными ведомостями, лицевыми счетами, табелями учета рабочего времени, расчетными листками, сводными ведомостями тарификации работников за указанный период. Заработная плата начислялась и выплачивалась Кудиновой Ю.В. исходя из работы по 0,5 ставки на должности музыкального руководителя и воспитателя.
Согласно пункту 3 Приказа Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», и аналогичное регулирование было установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», норма часов педагогической работы за ставку заработной платы музыкальным руководителям составляет 24 часа в неделю, воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 36 часов в неделю.
Как следует из должностной инструкции музыкального руководителя 1.14 от 1 сентября 2010 г., норма педагогической нагрузки составляет 18 часов неделю. Должностной инструкцией воспитателя 1.12 от 29 декабря 2008 г. установлена норма педагогической нагрузки 36 часов в неделю.
Педагогическая нагрузка Кудиновой Ю.В. на 0,5 ставки музыкального руководителя и 0,5 ставки воспитателя в период с 3 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г. составляла либо 27 часов (18/2 + 36/2), если взять за основу должностную инструкцию музыкального руководителя, либо 30 часов (24/2 +36/2), если за основу взять приказ Минобрнауки РФ.
Таким образом, при любом из вариантов подсчета действительная педагогическая нагрузка истца превышала норму педагогической нагрузки музыкального руководителя, работающего на полную ставку.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 3 сентября 2009 г. по 31 августа 2013 г. в качестве музыкального руководителя и воспитателя подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, поскольку в указанный период истец выполняла работу в объеме педагогической нагрузки на ставку заработной платы.
Между тем, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить в педагогический стаж истца день работы 1 сентября 2013 г. суд не имеет, поскольку данный день согласно оспариваемому решению пенсионного органа уже включен истцу в специальный стаж. В связи с чем, в указанной части в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Кроме того, ответчиком не учтен при подсчете педагогического стажа истца период прохождения курсов повышения квалификации с сохранением среднего заработка с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 322 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665», указанное постановление дополнено пунктом 3 (1) следующего содержания: При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, согласно законодательству, действующему в период разрешения спора, включение в специальный стаж работы периода прохождения курсов повышения квалификации предусмотрено нормативно.
Поскольку постановление вступило в силу 18 марта 2021 г., на момент принятия пенсионным органом решения об отказе в назначении пенсии данные нормы не действовали.
По указанным основаниям представитель пенсионного органа в возражениях на иск указал на бесспорность данного требования, пояснив, что данный период будет включен истцу в стаж работы при последующем обращении за назначением пенсии.
Несмотря на данные обстоятельства, суд не может согласиться с отказом ответчика во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и не усматривает оснований для отказа в иске в данной части по следующим основаниям.
На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Как следует из материалов дела, со 2 сентября 2013 г. Кудинова Ю.В. работала в МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» на должности воспитатель 1,0 ставки.
В данной должности работала до момента увольнения из МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» 10 сентября 2019 г.
Приказом МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» № 56 от 12 ноября 2014 г. Кудинова Ю.В. направлена в командировку в город Петрозаводск на курсы повышения квалификации на период с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г. с сохранением среднего заработка на основании вызова ГАОУ РК «КИРО»
Как следует табелей учета рабочего времени за ноябрь-декабрь 2014 г., лицевого счета за 2014 г., а также расчетно-платежных ведомостей за ноябрь-декабрь 2014 года, на период командировки Кудиновой Ю.В. для целей прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранилось место работы и заработок, произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Для педагогического работника повышение квалификации является обязательным условием для продолжения осуществления педагогической деятельности.
В силу приведенных норм права нахождение истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы предусмотрено законами и иными нормативными актами, является обязательным элементом выполнения трудовых функций.
С учетом изложенного, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный педагогический стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика ГУ – ОПФ РФ по Республике Карелия в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Кудиновой Ю.В. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия обязанность включить в педагогический стаж Кудиновой Ю.В. по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 3 сентября 2009 г. по 31 августа 2013 г., с 25 ноября 2014 г. по 5 декабря 2014 г.
В удовлетворении исковых требований Кудиновой Ю.В. о включении в педагогический стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дня работы 1 сентября 2013 г. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Кудиновой Ю.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В.Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2022 года.