РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 г. г. Щекино Тульской области
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Мамонтовой Ю.В.,
при секретаре Чередниченко Д.О.,
с участием истца Архипова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2321/2019 по иску Архипова В.С. к администрации МО Щекинский район Тульской области о признании права собственности на жилой дом после перепланировки, переустройства и реконструкции,
установил:
Архипов В.С. обратился в суд с иском к администрации МО Щекинский район Тульской области о признании права собственности на жилой дом после перепланировки, переустройства и реконструкции.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Архипов В.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора пожизненного содержания с иждивением, удостоверенного 30 мая 2006 г. нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО1 реестровый номер № зарегистрированного 30 июня 2006 г. в ЕГРН. Общая площадь данного дома составляла 46,2 кв.м. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, также принадлежащем истцу на праве собственности.
В целях благоустройства, в 2018 году, без согласования с уполномоченным на то органом местного самоуправления, истец произвел перепланировку, переустройство и реконструкцию указанного жилого дома, в результате чего произошло изменение внешних параметров объекта капитального строительства, его частей (площади, объеме), а именно: реконструирована пристройка лит. «а», в результате чего ее площадь составила 6,2 кв.м.; в общую площадь включены жилая пристройка лит. «А1» и пристройка лит. «а», в результате чего образовались помещения № 8, № 10 и № 11, площадью 7,8 кв.м., 4,8 кв.м., 1,4 кв.м.; возведена жилая пристройка лит. «А2» и мансарда лит. «над А2», площадью 11,6 кв.м. и 17,4 кв.м. В процессе перепланировки изменились внутренние параметры дома за счет: установки дверного блока в несущей стене между помещениями № 3 и № 4, № 2 и № 5, площадью 15,7 кв.м. и 6,4 кв.м., 7,4 кв.м. и 64 кв.м. основного жилого строения лит. «а»; демонтажа дверного блока в не несущей стене между помещениями № 2 и № 3, площадью 7,4 кв.м. и 15,7 кв.м. основного жилого строения лит. «А»; демонтажа оконного блока в помещении № 3, площадью 15,7 кв.м. основного жилого строения лит. «А», с последующим заложением в несущей стене; демонтажа оконного блока и подоконной части стены до уровня пола помещения № 1, площадью 10,3 кв.м., с последующим устройством в нем дверного блока; установки оконного проема в несущей стене помещения № 1, площадью 10.3 кв.м. жилой пристройки лит. «А1», с последующим заложением в несущей стене; демонтажа части стены в помещении № 5, площадью 6,4 кв.м. основного жилого строения лит. «А» с изменением конфигурации и площади помещения, в результате чего образовалось помещение № 7, площадью 6,7 кв.м. В процессе переустройства изменились внутренние параметры дома за счет: установки газового оборудования (АГС, газовой плиты) в помещении № 1, площадью 10,3 кв.м. жилой пристройки лит. «А1» и в помещении № 2, площадью 7,5 кв.м. жилой пристройки лит. «А2»; установки сантехнического оборудования (раковины, унитаза, душевой кабины и умывальника) в помещении № 2, площадью 7,5 кв.м. и № 3, площадью 4,1 кв.м. жилой пристройки лит. «А2».
После проведенной реконструкции общая площадь жилого дома составила 89,5 кв.м., в том числе жилая площадь - 63,9 кв.м.
Согласно техническому заключению объект пригоден для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению объекта жилищного строительства (жилой дом), не создает угрозу жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец Архипов В.С. просит суд признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> после проведенной перепланировки, переустройства и реконструкции.
В судебном заседании истец Архипов В.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Щекинский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие, с учетом правовой позиции, изложенной в письменном отзыве на исковое заявление от 18 ноября 2019 г.
Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что жилой дом с надворными постройками, общей площадью 46,20 кв.м. (лит. «А», «А1»), расположенный по адресу: <адрес> принадлежит истцу Архипову В.С. на основании договора пожизненного содержания с иждивением, удостоверенного 30 мая 2006 г. нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО1 реестровый номер №. Право собственности истца на данный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 июня 2006 г.
Истец Архипов В.С. является также собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора пожизненного содержания с иждивением, удостоверенного 30 мая 2006 г. нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО1 реестровый номер № Право собственности истца на данный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 мая 2015 г. (повторным).
Как установлено судом при рассмотрении дела из ничем не опровергнутых объяснений истца в судебном заседании, а также представленного суду технического паспорта на спорный жилой дом, составленного Щекинским производственным участком Тульского отделения Филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на 23 июля 2018 г., без согласования с уполномоченным на то органом местного самоуправления, в указанном жилом доме произошло увеличение общей площади на 43,3 кв.м. за счет сноса печи, включения площади неотапливаемых помещений согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, возведения жилой пристройки лит. «А2» и мансарды «над лит. А2».
Сохранение жилого помещения в реконструированном, перепланированном и перестроенном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается представленным суду техническим заключением, подготовленным Тульским отделением Филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу 20 августа 2018 г.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1).
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
В силу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2).
В соответствии со ст. 26 того же Кодекса переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим согласование, на основании принятого им решения (ч. 1); орган, осуществляющий согласование, выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5), который является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 6).
Согласно ст. 29 указанного Кодекса самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 указанного Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки (ч. 1); собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3); на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, включая право собственности на имущество, возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования Архипова В.С. подлежат удовлетворению. Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имеется. Суд не располагает какими-либо доказательствами, опровергающими указанные установленные судом при рассмотрении дела обстоятельства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Архипова В.С. удовлетворить.
Признать за Архиповым В.С. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 89,5 кв.м., в том числе жилой площадью 63,9 кв.м., после проведенной перепланировки, переустройства и реконструкции.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 21.11.2019 года.
Председательствующий - подпись.