38RS0034-01-2019-002865-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Трофимовой Э.В.,
при секретаре Павловой О.Ф.,
с участие прокурора Мусаева А.Ф.,
с участием представителя административного истца Ушакова С.А. – адвоката Попова Ивана Геннадьевича, действующего по ордеру № 2898 от 19 августа 2019 года; представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва Цурикова Дмитрия Евгеньевича, действующего на основании доверенности от 19 августа 2019 года № 4 действительной до 08 сентября 2019 года; представителя заинтересованного лица Абубекерова Н.Х. – Городецкого Андрея Геннадьевича, действующего на основании доверенности № 38АА2983054 от 7 августа 2019 года сроком на один год,
в отсутствие административного истца Ушакова С.А., законного представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, заинтересованных лиц - Абубекерова Н.Х., Избирательной комиссии города Иркутска,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2703/2019 по административному исковому заявлению Ушакова Сергея Александровича о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,
установил:
Ушаков С.А. обратился в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от ****год № «О регистрации Абубекерова Никиты Хасановича кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №», указав в обоснование, что при проверке подписных листов избирателей, представленных ФИО10 в поддержку самовыдвижения, административным ответчиком незаконно признаны действительными подписи избирателей: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, поскольку данные избиратели не проживают (не зарегистрированы) в одномандатном избирательном округе № и поэтому в соответствии с подпунктом «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписи должны быть признаны недействительными. С учетом признания указанных четырех подписей недействительными, общее количество достоверных подписей составляет 59, что не соответствует необходимому количеству подписей для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № (62), как это предусмотрено решением Избирательной комиссии города Иркутска от ****год №. Полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта 7 пункта 1 статьи 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», что является основанием для его отмены в порядке пункта 6 статьи 76 Федерального закона от ****год N 67-ФЗ.
В судебном заседании представитель административного истца Попов И.Г. поддержал доводы административного искового заявления, дополнительно пояснил, что Ушаков С.А. является зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу №, в связи с чем имеет право на судебную защиту путем оспаривания решения о регистрации кандидата ФИО10 Ссылаясь на решение Думы города Иркутска об утверждении схемы одномандатных избирательных округов, уточнил, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в жилых помещениях которого зарегистрированы избиратели ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, не входит в границы одномандатного избирательного округа №, поэтому указанные граждане не могут реализовать свое активное избирательное право в пределах одномандатного избирательного округа №. Как следствие этого, их подписи являются недействительными.
Представитель административного ответчика Цуриков Д.Е. с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения, поддержанные в судебном заседании, и пояснил, что многоквартирный дом номер 216/3 введен в эксплуатацию в 2015 году, то есть после утверждения решением Думы города Иркутска от ****год № схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы города Иркутска. Однако согласно графической схеме, являющейся приложением № к названному решению, дом по адресу: г. Иркутск, <адрес>, расположен на территории одномандатного избирательного округа №. Данный адрес также включен в избирательный участок № постановлением администрации города Иркутска от ****год № «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от ****год №». Список избирательных участков города Иркутска, в который входит, в том числе, участок №, опубликован в газете «Иркутск официальный» от ****год № (827), а также размещен на сайте Избирательной комиссии города Иркутска. Кроме того, представитель административного ответчика обратил внимание, что все сведения об избирателях, содержащиеся в представленных Абубекеровым Н.Х. подписных листах, проверены посредством системы ГАС «Выборы», которая при установлении адреса места жительства, не входящего в состав одномандатного избирательного округа №, выдала бы соответствующие сведения, однако таких несовпадений установлено не было. Считает, что административным истцом пропущен процессуальный срок на обращение с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата, который должен исчисляться по правилам п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», начиная с даты принятия оспариваемого решения, то есть со ****год.
Представитель заинтересованного лица Абубекерова Н.Х. – Городецкий А.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что избиратели зарегистрированы и проживают в границах одномандатного избирательного круга №. В помещениях окружной избирательной комиссии № на информационных стендах имеются сведения с перечнем многоквартирных домов и адресов, по которым можно осуществлять сбор подписей. Поддержал позицию стороны административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд.
Административный истец Ушаков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва в лице председателя Костиной О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо Абубекеров Н.Х. о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен, возражений не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии города Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела председатель Мельников А.А. извещен, возражений не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Суд, с учетом положений части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав стороны, заключение участвующего прокурора Мусаева А.Ф., полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы административного дела, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска по следующим обстоятельствам.
****год решением Думы города Иркутска от № назначены выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва на ****год. Решение опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ****год №(820).
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва сформирована и ее состав определен решением Избирательной комиссии города Иркутска от ****год №.
Решением Избирательной комиссии города Иркутска от ****год № председателем Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва назначена Костина Оксана Викторовна.
Кандидат в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Ушаков Сергей Александрович, выдвинутый избирательным объединением «Гражданская платформа», зарегистрирован решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ****год №.
Кандидат в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Абубекеров Никита Хасановича зарегистрирован решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ****год №.
Тем самым, административный истец, являясь зарегистрированным по одномандатному избирательному округу № кандидатом, в соответствии с положениями части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата по тому же избирательному округу.
Административное исковое заявление об оспаривании решения о регистрации кандидата, принятое окружной избирательной комиссией ****год, направлено административным истцом в суд посредством почтовой связи ****год, что подтверждается почтовым штемпелем. Установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ срок обращения в суд соблюден.
Довод представителей административного ответчика и заинтересованного лица Абубекерова Н.Х. о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, поскольку он подлежит исчислению по правилам статьи 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то есть со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения, является ошибочным.
Положениями статьи 11.1 названного Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, который не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ****год N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При этом суд отмечает, что при исчислении десятидневного срока для обращения в суд по правилам статьи 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» последним днем подачи административного иска также является ****год, поскольку истечение срока приходится на ****год (выходной день).
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от ****год № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу подпункта 18 статьи 2 указанного Федерального закона избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Пунктом 1 статьи 4 этого же Федерального закона установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
Реализуется активное избирательное право граждан по месту их жительства, в пределах сформированного в установленном законом порядке избирательного округа (пункт 4 статьи 4 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона от ****год № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Исследовав подлинники подписных листов, судом установлено, что в поддержку выдвижения Абубекерова Н.Х. в числе 66 подписных листов в окружную избирательную комиссию представлены подписи избирателей ФИО4 (подписной лист 2), ФИО5 (подписной лист 41), ФИО11 (подписной лист 57), ФИО7 (подписной лист 58). Согласно подписным листам перечисленные избиратели местом своего жительства указали квартиры в многоквартирном доме номер <адрес> в городе Иркутске.
При проведении проверки соответствия сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения ФИО10, окружной избирательной комиссией ****год направлен запрос системному администратору КСА ГАС «Выборы» Иркутской городской территориальной избирательной комиссии (ленинский округ). Согласно ответу, представленному в виде таблицы сведений, содержащихся в подписных листах, несоответствия выявлены в подписных листах № Таким образом, внося сведения о своем месте жительства в подписные листы, ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО7 сообщили достоверную информацию о себе и соответствующие сведения об избирателях внесены в списки избирателей.
Из ведомости проверки подписных листов следует, что выявлены нарушения в подписных листах №. Итоговым протоколом проверки подписных листов из 68 заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей, признаны недостоверными (недействительными) 5 подписей избирателей, количество достоверных подписей 63.
С учетом данных результатов решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ****год № Абубекеров Никита Хасановича зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №. Это не противоречит решению Избирательной комиссии города Иркутска от ****год № «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва», в соответствии с которым количество подписей, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № составляет 62.
Рассматривая и разрешая довод стороны административного истца о том, что избиратели ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО7, место жительства которых расположено за пределами одномандатного избирательного округа №, не вправе были поддержать выдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу №, суд установил следующее.
Решением Думы города Иркутска от ****год № утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы города Иркутска, приложением к решению является графическое изображение указанной схемы (далее – Схема одномандатных округов). Названное решение представительного органа действует в редакции решения от ****год №.
Согласно разделу 1 Схемы одномандатных округов Ленинский район, часть территории входит в избирательные округа с № 9.
Согласно разделу II Схемы одномандатных избирательных округов границы одномандатного избирательного округа № определены как: <адрес> города Иркутска, часть территории, в том числе улица Баумана, №
Также из радела II Схемы одномандатных избирательных округов следует, что, помимо одномандатного избирательного округа №, многоквартирные дома по <адрес> включены в границы других избирательных округов: одномандатного избирательного округа № (улица Баумана, № (нечетные номера), № (четные номера), 71а, 85а); одномандатного избирательного округа № (<адрес>, № (нечетные номера), № одномандатного избирательного округа № (<адрес> - 197 (№ № одномандатного избирательного округа № <адрес> (четная сторона), №).
При этом ни по одному из перечисленных одномандатных избирательных округов, границы которых определены посредством указания номеров многоквартирных домов по <адрес>, спорный адрес не значится.
В то же время постановлением администрации города Иркутска от ****год № «Об образовании избирательных участков, участков референдума на территории города Иркутска на период 2013-2017 гг.» на территории города Иркутска образованы 242 избирательных участка, в число которых входит избирательный участок 560, охватывающий, среди прочих <адрес>.
В указанное постановление постановлением от ****год № внесены изменения, согласно которым границы избирательного участка, участка референдума №, дополнены адресом: <адрес>. Из преамбулы постановления следует, что изменения вносятся в связи с присвоением адресов жилым домам, многоквартирным домам, введенным в эксплуатацию в ноябре-декабре 2015 года, январе – марте 2016 года, с целью уточнения границ избирательных участков, участков референдума.
Актуальный список избирательных участков, образованных в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от ****год №, опубликован в номере газеты «Иркутск официальный» от ****год № (827). Данный список содержит сведения о том, что избирательный участок № относится к одномандатному избирательному округу № и его границы определены, в том числе <адрес>, №.
Возможность уточнения перечня избирательных участков, участков референдума и их границ прямо предусмотрена частью 2 статьи 19 Федерального закона от ****год N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», как в редакции, действующий на момент принятия постановления от ****год №, так и в редакции Федерального закона от ****год N 104-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства исследованы, представленные стороной административного ответчика, графическое изображение схемы одномандатных избирательных округов (увеличенный масштаб графического изображения одномандатного избирательного округа №) и скриншот сайта <...> от ****год по адресу: <адрес>. Их сопоставление с описанием границ одномандатного избирательного округа № и избирательных участков №№, 561 позволяет однозначно говорить о том, что многоквартирный дом по адресу: Баумана, 216/3, расположен в границах одномандатного избирательного округа №.
Доказательств, опровергающих данные факты и (или) свидетельствующих о том, что указанный многоквартирный дом входит в иной избирательный участок и относится к иному одномандатному избирательному округу, стороной административного истца вопреки положениям статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Само по себе отсутствие сведений о спорном адресе в описании одномандатного избирательного округа №, приведенном в Схеме одномандатных избирательных округов, без учета установленных по административному делу конкретных обстоятельств, не может рассматриваться судом как нарушение требований пункта 6 статьи 37 Федерального закона от ****год № 67-ФЗ.
Установив достоверно, что многоквартирный дом номер <адрес> входит в избирательный участок №, относящийся к одномандатному избирательному округу №, и территориально располагается в границах одномандатного избирательного округа №, суд приходит к выводу, что, вопреки утверждению стороны административного истца, предусмотренных подпунктом «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ****год № 67-ФЗ оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах 2, 41, 57, 58 не имеется.
Довод стороны административного истца о том, что указанное в Схеме одномандатных избирательных округов число избирателей в одномандатном избирательном округе № (12263) осталось неизменным на дату принятия Избирательной комиссией города Иркутска решения от ****год № «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва», и что свидетельствует, что проживающие по спорному адресу жители не учтены при подсчете числа избирателей, не влияет на выводы суда о законности решения окружной избирательной комиссии о регистрации Абубекерова Н.Х. кандидатом в депутаты, поскольку предмет настоящего спора не связан с оспариванием Схемы одномандатных избирательных округов, порядком образования избирательных округов, определением средней нормы представительства избирателей.
Руководствуясь статьями 175 - 179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Ушакова Сергея Александровича о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ****год № «О регистрации Абубекерова Никиты Хасановича кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Судья: Э.В. Трофимова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ****год.