ДЕЛО № 2-155/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе судьи Лакеенковой Е.В.,
при секретаре Давыденковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Николая Васильевича о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России « Рославльский»,
установил:
Васильев Н.В. обратился в суд с иском к МО МВД России «Рославльский», УФСИН России по Смоленской области о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих доводов указал, что в период с марта 2016 года по октябрь 2017 года содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России «Рославльский». По мнению истца в указанный период времени условия его содержания в ИВС не соответствовали требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», что негативно отразилось на его здоровье, просит принять во внимание тяжесть перенесенных страданий. Иск обоснован тем, что в камерах нет окон, отсутствует водопровод, нет умывальника, душевая кабина не соответствует нормативным требования, нет прогулочного дворика, не оборудована комната для свиданий с адвокатом, вода не пригодна для питья, проточно-вытяжная вентиляция не соответствует нормативным требованиям. Администрация не выдает настольные игры, шариковые ручки, бумагу, ночное освещение не соответствует нормативам, в выходные не принимаются передачи от родных, не выдается туалетная бумага, зубная щетка.
При убытии не выдаются сухие пайки, не проводятся ежедневные обходы на выявление заболеваний, не всегда обеспечивается индивидуальное спальное место, отсутствуют одеяла, в камерах установлено видеонаблюдение прямо над туалетом, то есть, не обеспечена приватность. Данные условия содержания негативно сказались на его здоровье и психическом состоянии, создавали для него неудобства. Просит взыскать <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец не вызывался, его явка признана не обязательной, разъяснено право довести свою позицию до суда путем допуска своего представителя.
Представитель ответчика - МО МВД России «Рославльский» просит в иске отказать, поддержав письменные возражения.
Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Смоленской области иск не признала, просит в иске отказать за необоснованностью заявленных требований, но в любом случае снизить размер компенсации морального вреда. Надлежащим ответчиком является МВД России.
Суд, изучив материалы дела, заслушав явивших лиц, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 1069, 1071 Гражданского кодекса причиненный истцу моральный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании пункта 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
В силу пункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В силу подпункта 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России, в рамках реализуемой компетенции, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Следовательно, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемым к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств, в данных обстоятельствах - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решениями Рославльского городского суда Смоленской области от 04 сентября 2012 года, 23 декабря 2013 года, 17 февраля 2014 года установлено, что помещение ИВС МО МВД России «Рославльский» не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: отсутствует водопровод, канализация, прогулочный дворик, комната свиданий, не производится помывка подозреваемых и обвиняемых, отсутствует естественное освещение.
В силу статей 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Для компенсации морального вреда необходимо доказать факт причинения морального вреда, а также наличие обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий.
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ).
В силу ст. 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда ( определение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 года № 84-КГ17-6).
В то же время нахождение лица, подозреваемого или обвиняемого в условиях, несоответствующих установленным нормам, влечет нарушение их прав, гарантированных законом, вызывает у них страдание и переживания, что является достаточным основанием для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда (п. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950).
В суде установлено, что Васильев Н.В. действительно с 26.03.2016 по 18.10.2017 периодически ( по 10 дней) находился в ИВС МО МВД РФ «Рославльский», поэтому на него распространяется действие вышеуказанного Федерального закона № 103-ФЗ ( л.д. 34).
Согласно представленной МО МВД РФ« Рославльский» справке, ИВС расположен в подвальном помещении трехэтажного здания, 1964 года постройки, имеется 13 камер, из них для подозреваемых и обвиняемых 12 камер, одна камера для административно-арестованных ( лимит 5 мест).
Отопление водяное, центрального водопровода и канализации не имеется, вентиляция проточно-вытяжная, установлены и функционируют: дезинфекционная камера, душевая кабинка и оборудована душевая комната. ИВС не оборудован прогулочным двориком, в камерах отсутствуют окна, поэтому нет естественного освещения. В настоящее время все камеры ИВС оборудованы: столом, бачком для питьевой воды, вешалкой для одежды, полкой для туалетных принадлежностей, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения, приточно-вытяжной вентиляцией, кнопками вызова дежурного сотрудника.
Все подозреваемые и обвиняемые обеспечивались средствами гигиены и постельными принадлежностями. Последний капитальный ремонт был в 2006 году, со стен и потолка была снята « шуба», в каждой камере установили индивидуальные спальные места. В 2015 году установлена душевая кабина и помывка осуществляется. Жалоб на состояние здоровья от Васильева Н.В. не поступало. Бритвенные принадлежности, выдаются по просьбе, также мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, настольные игры, все подозреваемые обеспечены индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, столовой посудой ( л.д. 43-49).
В соответствии с п. 8.1.1 СанПиН 2.1.22645-10 в неканализированных местностях устройство неканализированных уборных допускается. Для отправления естественных надобностей в камерах были установлены емкости с крышками, которыми подозреваемые и обвиняемые могли пользоваться с течение дня и в ночное время, данные емкости были отгорожены от общего помещения камеры экранами приватности, дезинфекция осуществлялась дежурным по камере, необходимые средства для дезинфекции выдавались.
В соответствии с Приказом МВД № 950 от 22.11.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в ИВС» при отсутствии камерного санузла дежурный по камере подозреваемый/обвиняемый обязан мыть бачок для питьевой воды, а также выносить, мыть и дезинфицировать бачок для отправления естественных надобностей (п. 2 приложения № 1 к названному Приказу).
Согласно ответу ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ МВД России по Смоленской области в период с 2016 по 2017 год в каждой камере имеются туалетные пластмассовые ведра с крышками, приватность соблюдена, во время утренней выводки спецконтингента, выносятся ведра и проводится их дезинфекция, уровень освещенности до 2016 года в камерах был недостаточный. В январе 2017 года проведена реконструкция освещения, установлены дополнительные потолочные светильники. Приточно-вытяжная вентиляция в рабочем состоянии. Установлена и функционирует душевая кабина, санитарное состояние удовлетворительное. Вода выдается по требованию в необходимом количестве. Питьевая вода соответствует нормативным требованиям. Постельные принадлежности имеются по лимиту. Медработник оказывает медицинскую помощь, в случае необходимости, фиксируются в журнале ( л.д. 33).
У суда нет оснований не доверять указанным в справке сведениям.
В силу п. 11 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Вместе с тем прогулки истца при содержании в ИВС Рославльского района Смоленской области не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика.
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
С учетом имеющихся документов в камерах отсутствует естественное освещение, соответственно условия нахождения в ИВС МО МВД РФ «Рославльский» не соответствуют приведенным выше нормам.
Истец в нарушение правил ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательства, что для него наступили неблагоприятные последствия в виде ухудшения здоровья из-за нахождения в изоляторе временного содержания в указанный им период.
Однако, принимая во внимание, что ответчиком в любом случае допущены нарушения условий содержания истца в ИВС МО МВД России « Рославльский», так как на тот период отсутствовал и до сих пор отсутствует прогулочный дворик, естественное освещение камер ИВС, ночное освещение не соответствовало действующим нормам, учитывая, что ответчик должен обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ и метод исполнения этой меры не должны подвергать его страданиям и трудностям, превышающим уровень, неизбежно присущий содержанию под стражей.
Содержание лица в местах лишения свободы в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, предполагает наличие нравственных страданий и является основанием для возмещения вреда.
Находясь в ИВС МО МВД «Рославльский» истец имел право на ежедневную часовую прогулку, но был этого безосновательно лишен, что само по себе предполагает причинение нравственных страданий, постоянно в течение всего дня, находясь в помещение камеры, без естественного освещения ( ИВС расположено в подвале здания полиции), и данные нарушения условий содержания нельзя признать несущественными, нельзя признать, что отсутствие данных условий содержания не повлекло для него нравственных страданий, и что он лишен права на полную компенсацию морального вреда. По мнению суда от перечисленных неудобств Васильев Н.В. испытывал нравственные страдания и тем самым ему был причинен моральный вред.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса, и оценив собранные по делу доказательства, учитывает, что с момента оспариваемого периода нахождения истца в ИВС прошло более года, тогда как истец за защитой нарушенного права в суд обратился только в декабре 2017 года, что в соответствии с положениями ст. 190 ГК РФ, свидетельствует об отсутствии у Васильева Н.В. должной заинтересованности в защите своих прав.
В то же время, исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности содержания истца в ИВС (128 дней), степени перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с содержанием в ненадлежащих условиях (отсутствие оборудованной территории прогулочного двора, естественного освещения камер ИВС, комнаты для свиданий), с учетом принципа разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
По мнению суда, истец не предоставил суду убедительных доказательств причинения морального вреда в заявленном размере (<данные изъяты> руб.).
Доводы ответчиков о недоказанности причинения истцу морального вреда, не принимаются судом, поскольку судом были установлены обстоятельства, которые объективно не могут не обусловливать физические и нравственные страдания человека, находящегося в условиях ограничения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства внутренних дел Российской Федерации - за счет казны Российской Федерации в пользу Васильева Николая Васильевича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2018 года.