Решение по делу № 2-1472/2015 от 08.04.2015

Дело № 2-1472-2015                            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2015 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Афанасьевой Е.П., с участием представителя истца – ст. пом. Прокурора Калининского района г.Чебоксары Тарапыгина А.В., представителя ответчика Золотова А.А., представителя 3-го лица ОАО «Промтрактор» Астраханцевой Т.С., представителя 3-го лица Управления Роспотребнадзора по ЧР –Чувашии Жукова Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц - жителей г.Чебоксары ЧР к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном уклонении от обязанности по выполнению установленных законом мероприятий для разработки и утверждения санитарно-защитной зоны, обязании разработать и утвердить в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны,

установил :

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, в последнем варианте уточнения, к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном уклонении от обязанности по выполнению установленных законом мероприятий для разработки и утверждения санитарно-защитной зоны, обязании разработать и утвердить в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Уточненные исковые требования мотивированы тем, что деятельность ООО «<данные изъяты>» связана с производством отливок из стального сырья, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку деятельность ООО «<данные изъяты>» относится ко второму классу опасности, исходя из характера производственного процесса предприятия в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 должна быть установлена санитарно-защитная зона для предприятия, равная 500 метрам. Однако результаты проведенной проверки выявили нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны предприятия, выразившегося в отсутствии санитарно-защитной зоны. В настоящее время севернее предприятия, на расстоянии 240 метров располагаются частные жилые лома микрорайона «<данные изъяты>» <адрес> (<данные изъяты> частных домов, 1 пятиэтажный многоквартирный жилой дом, в которых проживают более <данные изъяты> человек). Бездействием предприятия нарушаются права указанных лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В судебном заседании представитель истца – прокурор Тарапыгин А.В. поддержал уточненное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, и вновь привел их суду; добавил, что бездействие ООО «<данные изъяты>» выражается в длительном уклонении от обязанностей по выполнению санитарно-защитной зоны.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Золотов А.А. уточненные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве; пояснил, что вопрос согласования проекта санитарно-защитной зоны и дачи положительного заключения не относится к компетенции ответчика и выходит за рамки предоставленных истцу законом полномочий в осуществлении им надзорной деятельности применительно к статье 26,27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ», а потому заявление не подлежит рассмотрению на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ. Не подлежат удовлетворению и требования истца о признании бездействия ответчика по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием у него установленной законодательством обязанности по выполнению мероприятий для разработки и утверждения санитарной-защитной зоны. Более того, в настоящее время для промышленного узла ОАО «<данные изъяты>» согласована 500 метровая санитарно-защитная зона. Добавил, что ООО «<данные изъяты>» является ненадлежащим ответчиком, поскольку входит в единый комплекс ОАО «<данные изъяты>», для которого установлена санитарно-защитная зона в соответствии с требованиями СанПиНа. Для разработки и установления отдельной санитарно-защитной зоны потребуется несколько миллионов рублей и много времени.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «<данные изъяты>» Астраханцева Т.С. уточненные исковые требования не признала, пояснила, что ранее ООО «<данные изъяты>» входило в состав ОАО «<данные изъяты>», а СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает обязанность юридических лиц устанавливать санитарно-защитную зону в случае, если это строящиеся, реконструированные предприятия. На момент вступления в действие Постановление Главного Государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «<данные изъяты>» имело санитарно-защитную зону. В настоящее время все необходимые документы по установлению единой санитарно-защитной зоны переданы в лабораторию <адрес>, общая сумма договора составляет <данные изъяты> руб., оплата которой происходит частями.

3-и лица ООО «Аверс», СНТ «Привосточная», извещенные надлежащим образом, своих представителей для участия в деле не выделили, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с правилами ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе и эксплуатация действующих производственных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно правилам ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

По правилам ч. 2 ст. 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Поэтому, согласно правилам ст. 16 и 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ответчик (юридическое лицо) в соответствии с осуществляемой деятельностью обязан обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства.

Судом установлено, что промышленный комплекс ОАО «<данные изъяты>», размещается на одной площадке в промышленной зоне <адрес> в восточной ее окраине по адресу: <адрес>. ООО «<данные изъяты>» является дочерним предприятием ОАО «<данные изъяты> и размещается на его территории.

Основным видом производственной деятельности ООО «<данные изъяты>» вляется производство отливок из стального литья. ООО «<данные изъяты>» является предприятием высоких технологий, выпускает литье для тракторов и железнодорожного транспорта.

В соответствии с решением Центра Госсанэпиднадзора Чувашской Республики в ДД.ММ.ГГГГ году для ОАО «<данные изъяты>» была установлена 500 метровая санитарно-защитная зона от высоких нагретых источников загрязнения атмосферы, граница с которой с северной стороны предприятия проходила на расстоянии около 370 метров от ограждения завода, что подтверждено письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по ЧР-Чувашии по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № о неесоответствии проекта обоснования размеров и установления границ санитарно-защитной зоны для промышленного комплекса ОАО «Промтрактор» государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.

Аналогичное заключение выдано Управлением Роспотребнадзора по ЧР- Чувашии на основании заявления ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела Санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по ЧР-Чувашии выдано предписание, в соответствии с которым предложено откорректировать проект окончательной единой санитарно-защитной зоны для промышленного комплекса ОАО «<данные изъяты>» и установить ее границы в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.26-27)

ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике» утверждено экспертное заключение № 384, в соответствии с которым установлено, что проект обоснования единой санитарно-защитной зоны для промышленного комплекса ОАО «Промтрактор» соответствует государственным санитарноо-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (с изменениями от 10.04.2008, 06.10.2009, 09.09. 2010), СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2..4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1983-05 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» дополнения и изменения № к ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.230907 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» в части установленной (окончательной санитарно-защитной зоны (том 1 л.д.12-25).

Указанным проектом предусмотрено уменьшение размеров санитарно-защитной зоны предприятия, обоснована единая установленная (окончательная) величина санитарно-защитной зоны для промышленного комплекса ОАО <данные изъяты>» от границы территории промышленной площадки переменного размера, в том числе в восточном направлении от 15 м. до 80 м.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по ЧР-Чувашии по результатам рассмотрения указанного выше экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № выдано предварительное заключение, в соответствии с которым установлено, что заключение по проекту обоснования уменьшения размеров и установления границ единой окончательной СЗЗ для ОАО «<данные изъяты>» свидетельствует о доказательстве достижении уровня химического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий, атмосферный воздух по ПДК и ПДУ на границе предлагаемой СЗЗ и за ее пределами.

В этой связи Управление Роспотребназора по ЧР –Чувашии предложило для установления границ санитарно-защитной зоны для промышленного комплекса ОАО «Промтрактор» обратиться в Федеральную службу в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» направлены в адрес главного врача ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора «О проведении экспертизы» и заявка на проведение научно-исследовательской работы по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Работы по экспертизе проекта до настоящего времени не завершены.

Обращаясь с настоящим иском, прокурором указано на то, что ООО «<данные изъяты>» относится ко второму классу опасности и в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для предприятия должна быть установлена санитарно-защитная зона, равная 500 метрам.Возражая против исковых требований, сторона ответчика указывает на то, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122, введенным в действие с 12.11.2010, в пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были внесены изменения, согласно которым требования данных санитарных правил перестали распространяться на действующие промышленные объекты

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Обязанность по разработке юридическими лицами проектов санитарно-защитной зоны предусмотрена пунктами 2.1, 2.2, 3.1 и 3.2 СанПиНа 2.2.1./2.1.1.1200-03.

Так, в соответствии с правилами п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств ответчика, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

По правилам п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитной зоны, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Согласно правилам п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Как установлено, ООО «<данные изъяты>» располагает литейными, термообрубными цехами, цехами литейной оснастки и другими вспомогательными производствами.

Данное обстоятельство в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит ответчика к предприятию второго класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны – 500 м. ( раздел 7.1.2., класс II, п.3 «Производство стали мартеновским, электроплавильным и конверторным способами с цехами по переработке отходов (размол томасшлака и пр.) при выпуске основной продукции в количестве до 1 млн. т/год», раздел 7.1.2., класс IV., п.10 «Производство металлообрабатывающей промышленности с чугунным, стальным (в количестве до 10 тыс. т./год) и цветным (в количестве до 100 т/год) литьем).

В силу положений п. 2.1, 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается санитарно-защитная зона, которая должна обеспечивать уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Между тем судом установлено, что севернее предприятия на расстоянии <данные изъяты> м. (в пределах санитарно-защитной зоны) расположены частные жилые дома <адрес>, 1 пятиэтажный многоквартирный жилой дом, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком требований санитарного законодательства.
    Данные обстоятельства подтверждены экспертным заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы градостроительной и иной проектной документации от <данные изъяты>.

Поскольку законодателем на все юридические лица, деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду, возложена обязанность по соблюдению прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека и выполнению требований санитарного законодательства, предусматривающего создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон как защитного барьера, то положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции от ДД.ММ.ГГГГ распространяют свое действие и на ООО «<данные изъяты>».

При этом суд отклоняет доводы ответчика в части того, что приведенные выше СанПиН распространяются только на вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты, а ООО «<данные изъяты>» таковым не является по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

В силу п. 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона.

На основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона) устанавливаются размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Анализ вышеприведенных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 позволяет сделать вывод о распространении данных требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, а также на действующие промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени размеры санитарно-защитной зоны ООО «<данные изъяты>» не утверждены, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить обязанность по разработке и утверждению в установленном порядке в органах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации проект санитарно-защитной зоны.

В части требований об обязании ответчика совершить указанные действия в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, суд считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку исковые требования не могут быть поставлены под условием, с момента вступления решения суда в законную силу, в случае его не выполнения в добровольном порядке истец имеет право обратиться в службу судебных приставов за принудительным исполнением решения суда в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».

Также суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о признании бездействия ООО «<данные изъяты>», выразившегося в длительном уклонении от обязанности по выполнению установленных законом мероприятий для разработки и утверждения санитарно-защитной зоны незаконным, поскольку ответчиком с 2012 года предпринимались меры по разработке проекта обоснования уменьшения размеров и установления границ единой СЗЗ для промышленного комплекса ОАО «<данные изъяты>», что свидетельствует об отсутствии длительного бездействия со стороны ответчика.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Обязать ООО «<данные изъяты>» разработать и утвердить в установленном порядке в органах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации проект санитарно-защитной зоны, расположенной по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц- жителей <адрес> ЧР к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном уклонении от обязанности по выполнению установленных законом мероприятий для разработки и утверждения санитарно-защитной зоны, отказать.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета госпошлину в размере 6 <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                    А.В.Мартьянова

2-1472/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
ООО "Чебоксарский завод промышленного литья"
Другие
ООО "АВЕРС"
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике
Садоводческое Некоммерческое Товарищество «Привосточная»
ОАО "Промтрактор"
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
08.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.04.2015Передача материалов судье
08.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2015Судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
16.07.2015Судебное заседание
18.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2015Дело оформлено
02.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее