Дело № 2-353/2023 26RS0004-01-2023-000456-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г., при секретаре Кудиновой И.В., с участием представителя истца Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО3, действующей по доверенности № ФССК-ВМ-08-28/1 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ООО «Саблинское» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Александровского муниципального округа <адрес> ФИО6, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Александровского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к ООО «Саблинское» о возмещении вреда окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Северо- Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Саблинское» о возмещении вреда окружающей среде, который мотивировали следующим:
В рамках возложенных полномочий должностными лицами Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление) проведено выездное обследование, в ходе которого установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером (далее – КН) №:3, расположенный в <адрес> к югу от села Саблинское, является частью единого землепользования с КН 26:18:000000:139.
Земельный участок с КН 26:18:160212:3 представлен участком для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, через участок проходит проселочная грунтовая дорога, с северной стороны от дороги обнаружено захламление части участка твердыми бытовыми отходами (отходы жизнедеятельности человека, строительный мусор, подстилка от выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, обрезки плодовых деревьев, винограда, цветов, автомобильные покрышки). На момент осмотра зафиксированы следы работы тяжелой строительной техники по сгребанию и буртованию мусора в овраг, который расположен к югу от захламленной части земельного участка, высота навалов мусора, расположенного на захламленной части участка, составила не менее 1,5 метра. Площадь части участка, на которой складируются отходы, составляет 1,5 га.
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с КН 26:18:160212:3 должностными лицами Управления в рамках возложенных полномочий осуществлен отбор проб с целью контроля загрязнения и оценки качественного состояния почв. Отбор произведен в зоне распространения загрязнения на показатель содержания нитратов, а также тяжелых металлов: свинец, марганец, медь.
По результатам проведенных испытаний во всех отобранных образцах выявлено значительное превышение содержания нитратов, а также превышение допустимого значения содержания свинца.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок с КН 26:18:000000:139 находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью «Саблинское» (далее – Общество, ООО «Саблинское») на основании договора аренды (срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дата и номер государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ №).
При указанных обстоятельствах постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления от 20.01.2022№ Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи ООО «Саблинское» предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В (далее – Предписание), в соответствии с которым указанное лицо обязано разработать проект и приступить к рекультивации нарушенной части земельного участка с КН 26:18:160212:3, входящего в состав единого землепользования с КН 26:18:000000:139, расположенного по адресу: <адрес>, к югу от села Саблинское.
С целью проверки исполнения Предписания должностным лицом Управления осуществлено выездное обследование земельного участка с КН 26:18:000000:139 (единое землепользование), в состав которого входят земельный участок с КН 26:18:160212:3. В ходе обследования установлено, что площадка, используемая для несанкционированного складирования и хранения твёрдых бытовых отходов, не ликвидирована. На части земельного участка используемой для несанкционированного складирования и хранения твёрдых бытовых отходов, площадью 15000 м? располагаются отходы и мусор в буртах и навалом, состоящие из потерявших потребительские свойства товаров и оборудования, используемых населением в личных целях, отходов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, строительного мусора, а также отходами малоценной древесины, образовавшейся при уходе за древесно-кустарниковыми насаждениями. Имеются следы сгребания мусора и отходов в понижение рельефа участка с применением тяжёлой строительной техники. Информационных табличек, запрещающих вывоз и складирование мусора и отходов, в данной части участка на момент осмотра не установлено.
Также в ходе осмотра в юго-западной части земельного участка с КН 26:18:160212:7 обнаружен очаг захламления твёрдыми бытовыми отходами, отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, отходами малоценной древесины, образовавшейся при уходе за древесно-кустарниковыми насаждениями. Информационных табличек, запрещающих вывоз и складирование мусора и отходов, в данной части земельного участка на момент осмотра не установлено.
По результатам выездного обследования ООО «Саблинское» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № и предложено соблюдать установленные сроки законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, провести мероприятия по защите земель и охране почв от иных негативных воздействий на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, обеспечить проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на земельном участке с КН 26:18:000000:139 (единое землепользование), в состав которого входят земельные участки с КН 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, имеются признаки нарушения п. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, ст. 8 Закона № 101-ФЗ, ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ.
При указанных обстоятельствах в адрес ООО «Саблинское» (356321, <адрес>) направлена претензия (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) с требованием в течение 30 дней со дня направления претензии ликвидировать захламление в границах земельных участков с КН 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, входящих в единое землепользование с КН 26:18:000000:139.
Кроме того обществу необходимо предоставить в адрес Управления материалы (фотоматериалы, видеоматериалы и (или) иные документы), подтверждающие ликвидацию захламления на указанных земельных участках.
Согласно уведомлению о вручении почтовое отправление с трек-номером № вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
В срок, установленный в претензии, ООО «Саблинское» не предприняло мер, направленных на ликвидацию захламления.
На сегодняшний день в адрес Управления от ООО «Саблинское» уведомлений о согласовании проекта рекультивации или актов выполненных работ по рекультивации нарушенного земельного участка, на основании разработанного проекта рекультивации, не поступало.
В связи с чем истец просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Саблинское» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать захламление в границах земельных участков с КН 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, входящих в единое землепользование с КН 26:18:000000:139, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. ФИО7 плане земель бывшего СПК колхоза имени Кирова производственный участок №, рабочие участки 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; производственный участок №, рабочие участки 1-19, 53-60. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-он Александровский, <адрес>; предоставить в адрес Управления материалы (фотоматериалы, видеоматериалы и (или) иные документы), подтверждающие ликвидацию захламления в границах земельных участков с КН 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, входящих в единое землепользование с КН 26:18:000000:139, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. ФИО7 плане земель бывшего СПК колхоза имени Кирова производственный участок №, рабочие участки 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; производственный участок №, рабочие участки 1-19, 53-60. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-он Александровский, <адрес>; в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка с КН 26:18:160212:3, входящего в единое землепользование с КН 26:18:000000:139, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. ФИО7 плане земель бывшего СПК колхоза имени Кирова производственный участок №, рабочие участки 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; производственный участок №, рабочие участки 1-19, 53-60. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-он Александровский, <адрес> с последующим предоставлением данного проекта в адрес Управления; после разработки проекта рекультивации в течение 30 дней приступить к проведению рекультивационных работ нарушенного земельного участка с КН 26:18:160212:3, входящего в единое землепользование с КН 26:18:000000:139, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. ФИО7 плане земель бывшего СПК колхоза имени Кирова производственный участок №, рабочие участки 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; производственный участок №, рабочие участки 1-19, 53-60. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-он Александровский, <адрес> и по результатам проведения рекультивационных работ нарушенного земельного участка с КН 26:18:160212:3, входящего в единое землепользование с КН 26:18:000000:139, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. ФИО7 плане земель бывшего СПК колхоза имени Кирова производственный участок №, рабочие участки 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; производственный участок №, рабочие участки 1-19, 53-60. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-он Александровский, <адрес> предоставить в адрес Управления акт приема-сдачи рекультивированного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила иск удовлетворить в полном объеме..
Представитель ответчика ООО «Саблинское» ФИО5 исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, суду сообщил, что ООО «Саблинское» не осуществляло складирования твёрдых бытовых отходов на своих земельных участках, не производило вывоз и сброс мусора в неустановленных тому местах, спорная стихийная свалка была образована не ООО «Саблинское». Ответчик н в настоящее время не является собственником земельного участка, на котором имеется свалка, в связи с чем просил в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации Александровского муниципального округа <адрес> ФИО6 в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая, являясь базовым документом стратегического планирования, включает охрану окружающей природной среды в число национальных интересов страны. Экологическая безопасность и рациональное природопользование достигаются путем предотвращения деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, ликвидации накопленного вреда окружающей среде, экологической реабилитации территорий; сохранения биологического разнообразия природных экосистем и развития системы особо охраняемых природных территорий, охраны и воспроизводства лесов и объектов животного мира, повышения эффективности государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей среды.
Среди основных принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), закреплен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 302-ЭС18-1483), а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 304-ЭС18-11722), целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона N 7-ФЗ, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
В соответствии с подп. 3.1 п. 1 ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе осуществление государственного земельного надзора.
Порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) регламентирован Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) (далее – Положение №), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 2 Положения № установлено, что предметом государственного земельного надзора является, в том числе соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 7 Положения № Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В судебном заседании установлено, что Северо- Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору проведено выездное обследование, установлено что земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:18:160212:3, расположенный в <адрес> к югу от села Саблинское, является частью единого землепользования с КН 26:18:000000:139.
Земельный участок с КН 26:18:160212:3 представлен участком для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, через участок проходит проселочная грунтовая дорога, с северной стороны от дороги обнаружено захламление части участка твердыми бытовыми отходами (отходы жизнедеятельности человека, строительный мусор, подстилка от выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, обрезки плодовых деревьев, винограда, цветов, автомобильные покрышки). На момент осмотра зафиксированы следы работы тяжелой строительной техники по сгребанию и буртованию мусора в овраг, который расположен к югу от захламленной части земельного участка, высота навалов мусора, расположенного на захламленной части участка, составила не менее 1,5 метра. Площадь части участка, на которой складируются отходы, составляет 1,5 га.
ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с КН 26:18:160212:3 должностными лицами Управления в рамках возложенных полномочий осуществлен отбор проб с целью контроля загрязнения и оценки качественного состояния почв. Отбор произведен в зоне распространения загрязнения на показатель содержания нитратов, а также тяжелых металлов: свинец, марганец, медь. По результатам проведенных испытаний во всех отобранных образцах выявлено значительное превышение содержания нитратов, а также превышение допустимого значения содержания свинца, что подтверждается протоколом испытаний № от 02.22.2021 года (л.д.28-32).
В п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
Размещение отходов производства и потребления на территориях, не отведенных для этих целей, то есть на несанкционированных свалках, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний. Очистка территорий необходима в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Земельный участок с КН 26:18:000000:139 находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью «Саблинское» (далее – Общество, ООО «Саблинское») на основании договора аренды (срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дата и номер государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ №), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости ( л.д.25-27).
Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей (л.д.36-45).
Согласно предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В, в соответствии с которым указанное лицо обязано разработать проект и приступить к рекультивации нарушенной части земельного участка с КН 26:18:160212:3, входящего в состав единого землепользования с КН 26:18:000000:139, расположенного по адресу: <адрес>, к югу от села Саблинское (л.д.61-62).
В ходе обследования установлено, что площадка, используемая для несанкционированного складирования и хранения твёрдых бытовых отходов, не ликвидирована. На части земельного участка используемой для несанкционированного складирования и хранения твёрдых бытовых отходов, площадью 15000 м? располагаются отходы и мусор в буртах и навалом, состоящие из потерявших потребительские свойства товаров и оборудования, используемых населением в личных целях, отходов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, строительного мусора, а также отходами малоценной древесины, образовавшейся при уходе за древесно-кустарниковыми насаждениями. Имеются следы сгребания мусора и отходов в понижение рельефа участка с применением тяжёлой строительной техники. Информационных табличек, запрещающих вывоз и складирование мусора и отходов, в данной части участка на момент осмотра не установлено.
Также в ходе осмотра в юго-западной части земельного участка с КН 26:18:160212:7 обнаружен очаг захламления твёрдыми бытовыми отходами, отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, отходами малоценной древесины, образовавшейся при уходе за древесно-кустарниковыми насаждениями. Информационных табличек, запрещающих вывоз и складирование мусора и отходов, в данной части земельного участка на момент осмотра не установлено.
Кроме того, по результатам выездного обследования ООО «Саблинское» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № и предложено соблюдать установленные сроки законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, провести мероприятия по защите земель и охране почв от иных негативных воздействий на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, обеспечить проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий в установленном законом порядке.
Целями охраны земель в соответствии со ст. 12 ЗК РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из п. 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ
«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 101-ФЗ; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
На основании абз. 1 п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на земельном участке с КН 26:18:000000:139 (единое землепользование), в состав которого входят земельные участки с КН 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, имеются признаки нарушения п. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, ст. 8 Закона № 101-ФЗ, ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ.
При указанных обстоятельствах в адрес ООО «Саблинское» (356321, <адрес>) направлена претензия (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) с требованием в течение 30 дней со дня направления претензии ликвидировать захламление в границах земельных участков с КН 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, входящих в единое землепользование с КН 26:18:000000:139.
В срок, установленный в претензии, ООО «Саблинское» не предприняло мер, направленных на ликвидацию захламления.
В соответствии со ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума N 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Правила проведения рекультивации и установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Правила №).
В соответствии с п. 3 Правил № разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 5 Правил № рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 8 Правил № рекультивация земель, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
На основании п. 24 Правил №, утвержденный проект рекультивации земель, в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании проекта, направляется в Управление Россельхознадзора.
Согласно ч. 2 ст. 74 ЗК РФ лицо, виновное в нарушении земельного законодательства лицо, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный вследствие совершения этого нарушения вред окружающей природной среде.
Материалами дела не установлено, что в адрес Управления от ООО «Саблинское» уведомлений о согласовании проекта рекультивации или актов выполненных работ по рекультивации нарушенного земельного участка, на основании разработанного проекта рекультивации, не поступало.
По изложенным выше обстоятельствам суд отвергает доводы ответчика как необоснованные, поскольку совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств выявленные истцом нарушения совершены именно ответчиком ООО «Саблинское» в тот период времени, когда он пользовался земельным участком, на котором обнаружено захламление.
При таких обстоятельствах исковые требования Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░: 1042601023178, ░░░: 2601008520) ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:000000:139, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1-19, 53-60. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░: 1042601023178, ░░░: 2601008520) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:160212:3, 26:18:160212:7, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:000000:139, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1-19, 53-60. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░: 1042601023178, ░░░: 2601008520) ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:160212:3, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:000000:139, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1-19, 53-60. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░: 1042601023178, ░░░: 2601008520) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:160212:3, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:000000:139, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1-19, 53-60. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:160212:3, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 26:18:000000:139, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 2,3, 7-12, 14-17, 22-25, 30-39, 44, 45, 55-62; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1-19, 53-60. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░: 1042601023178, ░░░: 2601008520) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2023 ░░░░.