Дело №5-68/2021
УИД 57RS002-01-2021-000204-73
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 мая 2021 года пгт. Верховье
Судья Верховского районного суда Орловской области Заховаева В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебных заседаний районного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Мерцалова СВ, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Мерцалов С.В. в период повышенной готовности, введенной в Орловской области с 19 марта 2020 г. постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. №155 «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Орловской области» в связи с возникновением риска распространения на территории Орловской области новой коронавирусной инфекции, п. 5 Раздела 1 Приложения №2 к указу Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», 15 мая 2021 г. в 9 час. 35 мин. при входе, нахождении и передвижении в здании магазина «Флора и фауна», расположенного по адресу: Орловская область, пгт.Верховье, ул.7 Ноября, д.2 «а», относящегося к объекту розничной торговли, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску, респиратор, иные средства защиты). В действиях Мерцалова С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Мерцалова С.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мерцалов С.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не направил.
Судья считает возможным с учётом положений ч. 2 ст. 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку имеются сведения о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от Мерцалова С.В. не поступало. В протоколе об административном правонарушении Мерцалов С.В. просил дело рассмотреть по месту совершения правонарушения.
Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в ст.2 установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ст.3 указанного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 данного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесены в числе прочего принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В силу положений ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 10 данного Закона на граждан возложены обязанности, среди которых обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно п.1 ст.29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно пп. «а» п.3 которых при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) необходимо обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п.1.1). С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п.1.2).
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В связи с возникшими рисками распространения на территории Орловской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Правительством Орловской области принято постановление № 155 от 19 марта 2020 г. «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019) на территории Орловской области» (ред. от 18 сентября 2020 г.), согласно которому на территории Орловской области с 19 марта 2020 г. был введен режим повышенной готовности, установлены определенные правила поведения для граждан, а также ряд ограничительных мероприятий.
Пунктом 9 указанного постановления установлено, что обязательными для исполнения гражданами и организациями правилами поведения при введении режима повышенной готовности являются правила поведения (требования, ограничения), предусмотренные настоящим постановлением, указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и иными нормативными правовыми актами Орловской области, предусматривающими обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
С учетом п. 5 Раздела 1 Приложения №2 к указу Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) установлен особый порядок передвижения граждан на территории Орловской области, в частности, граждане обязаны использовать при входе и нахождении в общественном транспорте, легковом такси, на объектах розничной торговли, рынках и ярмарках, объектах предоставления услуг, в медицинских организациях, иных организациях и на предприятиях всех форм собственности и в иных местах массового пребывания людей средства индивидуальной защиты органов дыхания - маски, респираторы или иные средства защиты, а также соблюдать нормы санитарно-эпидемиологической безопасности.
На основании ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и установлено судьей, в период повышенной готовности, введенной в Орловской области с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Орловской области» в связи с возникновением риска распространения на территории Орловской области новой коронавирусной инфекции», в нарушение установленных пп. «а» п.3 Правил поведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 г. №417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами, организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», п. 5 Раздела 1 Приложения №2 к указу Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указа Губернатора Орловской области №557 от 4 декабря 2020 г. «О внесении изменений в указ Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. №516», Мерцалов С.В. ДД.ММ.ГГГГ в 9 час. 35 мин. при входе, нахождении и передвижении в здании магазина «Флора и фауна», расположенного по адресу: Орловская область, пгт.Верховье, ул.7 Ноября, д.2 «а», относящегося к объекту розничной торговли, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску, респиратор, иные средств защиты).
При этом в действиях Мерцалова С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные действия Мерцалова С.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мерцалова С.В. подтверждаются собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами: протоколом об административном правонарушении <адрес>/361 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), рапортом ст. УУП ОМВД России по Верховскому району БДАВ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), заявлением Мерцалова С.В. (л.д.8), фотоиллюстрацией к протоколу (л.д.9).
Мерцалов С.В. в протоколе об административном правонарушении вину в совершении правонарушения не отрицал, указав, что находился в помещении магазина без маски.
Оснований не доверять вышеуказанным доказательствам у судьи не имеется.
Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мерцалова С.В. судья квалифицирует по ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Сроки привлечения Мерцалова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленные ч.1 ст. 4.5 настоящего Кодекса для данной категории дел, соблюдены.
Правовые основания для применения положений ст. 2.9, ч.ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют.
Согласно ч.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Мерцалова С.В., судья на основании п.1 ч.1, ч.2 ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает совершение правонарушения впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Мерцалова С.В., предусмотренных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судьей не установлено.
С учетом фактических обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, наступивших последствий, учитывая личность и имущественное положение Мерцалова С.В., судья считает необходимым назначить Мерцалову С.В. административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11, 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Мерцалова СВ признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья В.И. Заховаева