Судья Доценко Л.А. Дело№33-10874/2020(№ 2-1882/2020)
25 RS-0029-01-2020-001918-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.
судей Бичуковой И.Б., Левицкой Ж.В.,
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» («ЦЖКУ») Минобороны России о возложении обязанности произвести внеплановый осмотр здания с обеспечением участия в осмотре специализированных организаций, выделении необходимых лимитов денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ-Лебедева С.Г.
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 22 сентября 2020 года, которым на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ по ВВО возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического здания», п.п.44,45 Руководства по коммунального-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Минобороны России от 30 декабря 2017 года №860 и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 21 февраля 2018 года №35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания бани (инв.№41), расположенного по адресу: <адрес>, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания бани (инв.№41), расположенного по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выделить необходимые лимиты денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания бани (инв.№41), расположенного по адресу: <адрес>, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., мнение прокурора Саловарова К.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав, что по результатам проведенной им проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации здания бани (инв.№41), 1940 года постройки, расположенного по адресу: <адрес> Данное здание находится в ведении Министерства обороны РФ и обслуживается ФГБУ ЦЖКУ МО РФ. Обязанности по надлежащему содержанию и текущему ремонту вышеуказанного имущества ответчиками не исполняются. В ходе осмотра 27.02.2020 года было установлено, что указанное здание, используемое в интересах войсковой части 39255, находится в неудовлетворительном состоянии. Выявлены: частичное разрушение бетонной отмостки, нарушение состояния водоотводящих устройств кровли и стен, протечка кровли, деформация и повреждение несущих конструкций лестниц, выбоины и сколы в ступенях, нарушение сплошности и герметичности наружных водостоков фасада, отслоение штукатурно-окрасочного слоя от поверхности стен, плиточного покрытия, частичное разрушение полового покрытия, требуется замена запорной арматуры, трубопроводов канализации и систем водоснабжения, кровельного покрытия, электропроводки, душевых смесителей. Капитальный ремонт здания бани с момента его постройки не производился. Дальнейшая эксплуатация бани в таком состоянии может привести к обрушению здания, повлечь гибель и травмирование людей.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд (с учетом уточнений) обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания бани (инв.№41), расположенного по адресу: <адрес> в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны РФ при проведении внепланового (внеочередного) осмотра указанного здания обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту здания бани (инв. № 41), расположенного по адресу <адрес> согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В судебном заседании прокурор поддержал указанные исковые требования.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не возражал против необходимости осмотра здания бани, указав, что обеспечить проведение капитального ремонта и профинансировать эти работы должен собственник здания – Министерство обороны РФ.
Представитель Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без него. Разбирательство по делу проведено в его отсутствие.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства обороны РФ не согласился с заявленными требованиями, указав, что здание бани передано на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, которое обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним имущества. Причиной возникновения дефектов является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований законодательства. Осмотр здания и формирование заявки в целях включения здания в план капитального ремонта должны осуществлять командование войсковой части и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласилось Министерство обороны РФ, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части возложения на Министерство обороны РФ обязанностей по обеспечению участия специализированной организации в осмотре здания хранилища и по выделению лимитов денежных средств на капитальный ремонт хранилища.
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда подлежащим отмене в части.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ст. 10.1, ст. 13 Федерального закона «Об обороне» комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом» Минобороны Российской Федерации является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Минобороны России, в котором закреплены его полномочия.
Подпунктом 71 пункта 7 названного Положения Минобороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Минобороны России возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок организации и проведения осмотров и обследования зданий жилищно-коммунального назначения, в том числе на предмет определения необходимости капитального ремонта этих зданий и объема требуемых работ, урегулирован Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ».
ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» оказывает услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере содержания и эксплуатации объектов жилищно – коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры, находящихся в его ведении.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 № 1168 недвижимое имущество, в том числе здание бани инв. № 41, 1940 года постройки, закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ДВТУИО» МО РФ.
В соответствии с уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и Положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Восточному военному округу) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Возлагая на ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанность провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания бани (инв. №41), расположенного по адресу: <адрес>, суд первой инстанции исходил из необходимости определения конкретного объема работ по капитальному ремонту этого здания. В данной части решение суда не обжалуется. Оснований для проверки решения в указанной части по инициативе судебной коллегии не имеется.
Проверяя решение в части возложения на Министерство обороны РФ обязанностей по обеспечению участия специализированной организации в осмотре здания бани и по выделению лимитов денежных средств на капитальный ремонт хранилища судебная коллегия не может признать решение в этой части верным, так как оно не соответствует вышеприведенным нормам материального права.
Поскольку спорное здание бани передано Министерством обороны РФ на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, и судом на данное учреждение возложена обязанность по проведению осмотра этого имущества, при этом, порядок организации и проведения такого осмотра, прописанный в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, предполагает совершение обслуживающей организацией всех необходимых действий, связанных с осмотром, и не требует от собственника имущества обязательного обеспечения участия в осмотре специализированных организаций, а в случае необходимости этот вопрос подлежит разрешению собственником самостоятельно, то оснований для возложения на Министерство обороны РФ соответствующей обязанности в данном случае не имелось, что не было учтено судом при разрешении спора.
Понуждая Министерство обороны РФ выделить лимиты денежных средств на проведение капитального ремонта здания бани суд не учел, что такое понуждение является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета по направлению этих средств на содержание принадлежащего ему имущества, а также права на реализацию возложенных на него функций и на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, что нарушает установленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и по сути является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части возложения на Министерство обороны РФ названных обязанностей, как принятое при неверном применении норм материального права, и вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в соответствующей части.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 22 сентября 2020 года в части возложения на Министерство обороны РФ обязанностей по обеспечению участия специализированной организации в осмотре здания бани и по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту бани отменить.
В данной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Уссурийского гарнизона к Министерству обороны РФ о возложении на Министерство обороны РФ обязанностей по обеспечению участия специализированной организации в осмотре здания бани (инв. №41), расположенного по адресу: <адрес>, и по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту этого здания отказать.
В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 22 сентября 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: