УИД 11RS0001-01-2022-002647-74 Дело № 12-568/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Прилепова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2022 года в г.Сыктывкар жалобу МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» на постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 31.01.2022 ..., по которому
МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ
постановлением должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 31.01.2022 ... МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» обратилось в суд с жалобой, не оспаривая факта административного правонарушения, просит снизить размер назначенного административного штрафа до 150 000 рублей.
В судебном заседании представитель МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» Пятова Л.Г. поддержала доводы жалобы в полном объеме, не оспаривала факт совершения административного правонарушения, просила применить ст.4.1 КоАП РФ.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Нестеров А.Н. не возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав явившихся представителей, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пунктами 7, 8 статьи 23 Закона о недрах предусмотрено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами.
Пунктом 15.4 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусмотрено, что водопроводные сооружения должны ограждаться.
Как усматривается из материалов дела, МУП «Жилкомуслуги» является владельцем лицензии на пользование недрами СЫК 02637 ВЭ (зарегистрирована 26.03.2019 № 140, дата окончания действия лицензии 23.12.2021).
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 14.12.2021 № 1 в ходе административного расследования установлено, что МУП «Жилкомуслуги» осуществляет разработку участка Краснозатонский Краснозатонского МППВ третьего группового водозабора, находящегося на территории ... с частичным ограждением первого пояса зоны санитарной охраны (территория водозабора имеет по периметру ограждение, но оно в разрушенном состоянии).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 17.01.2022 в отношении МУП «Жилкомуслуги» протокола об административном правонарушении, а в дальнейшем для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.9 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно: протоколом осмотра от 14.12.2021 № 1, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 17.01.2022 № ... юл, а также иными материалами дела. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо при рассмотрении материалов пришло к обоснованным выводам о виновности предприятия в совершении административного правонарушения.
Постановление о привлечении МУП «Жилкомуслуги» к административной ответственности вынесено компетентным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, материальные нормы права применены правильно.
Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части размера назначенного наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания правонарушению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что МУП «Жилкомуслуги» является социально значимым предприятием, принимая во внимание финансовое положение предприятия, прихожу к выводу о наличии оснований для применения части 3, части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снижении размера назначенного МУП «Жилкомуслуги» наказания до 150 000 рублей.
В силу положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
жалобу МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» удовлетворить.
Постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 31.01.2022 № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» изменить, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Н.Н. Прилепова