Решение по делу № 2-321/2015 от 12.05.2015

№ 2-321/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2015 года                 с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием заместителя прокурора Турочакского района ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране природы и природопользования по факту обнаружения несанкционированной свалки, в границах <адрес> Республики Алтай. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр земельного участка, расположенного на границе <адрес> Республики Алтай со стороны автодороги «<данные изъяты>» и имеющего следующие географические координаты: 1) <данные изъяты>.; 2) <данные изъяты>" в.д.. На данном участке обнаружено несанкционированное складирование отходов производства и потребления в виде насыпи отходов деревообрабатывающего производства, лома шифера, строительного мусора, стеклянной тары, пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, бумажных упаковок, садового мусора и проч. Тем самым установлено, что администрацией МО «Турочакский район» допускаются нарушения требований санитарного законодательства и санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее по тексту - Правила). В п. 1.2. Правил установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ), ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52- ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ) каждый имеет право, на благоприятную окружающую среду. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях от 14.05.2009 № 8-П и от 05.03.2013 № 5-П, приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов. Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников. Исходя из преамбулы к Закону № 52-ФЗ он направлен, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Как указано в ст.2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в числе прочего на водосборные площади и на почву. Аналогичные требования содержатся в ст. 22 Закона № 52-ФЗ. Часть 5 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. На основании пп. 2. п. 1 ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления осуществляется муниципальный земельный контроль. В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.     В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, ч. 4 ст. 14, п. 14    ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (далее - Закон № 131-Ф3) на территории сельских поселений организация мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципальных районов. При этом согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 6.1 ст. 37 Закона № 131-Ф3 глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде и на основании ст. 28 Закона № 89-ФЗ влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.     На основании ст. 28 Закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения, с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц. Просил суд: Обязать администрацию муниципального образования «Турочакский район» организовать сбор, вывоз и утилизацию незаконно складированных отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного на границе <адрес> Республики Алтай со стороны автодороги «Бийка-Яйлю», имеющего географические координаты: 1) <данные изъяты>.; 2) <данные изъяты>

Заместитель прокурора Турочакского района ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - администрация МО «Турочакский район» надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. Представитель администрации МО «Турочакский район» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав заместителя прокурора Турочакского района, изучив материалы дела, оценив и исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (предл. 2 ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами РФ.

Положениями ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичные нормы содержатся в пп. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в пп. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Таким образом, в законодательном порядке определено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления относится к ведению администрации муниципального района.

Из материалов дела установлено, что на участке местности с географическими координатами 51<данные изъяты> расположенном на границе <адрес> Республики Алтай со стороны автодороги «Бийка-Яйлю», расположено несанкционированное место складирования отходов производства и потребления в виде насыпи отходов деревообрабатывающего производства, лома шифера, строительного мусора, стеклянной и пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, бумажных упаковок, садового мусора и т.п..

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле: актом осмотра, выполненного в период времени с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Горно-Алтайского природоохранного прокурора Республики Алтай ФИО4 с использованием GPS-навигатора; фототаблицей к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Наличие на участке местности с географическими координатами <данные изъяты>., 53<данные изъяты>., расположенном на границе <адрес> Республики Алтай со стороны автодороги «<данные изъяты>» несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, ответчиком не оспорено.

Доказательств отсутствия у администрации МО «Турочакский район» обязанности по организации, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления на территории МО «Турочакский район», в частности <данные изъяты> сельского поселения Турочакского района Республики Алтай не представлено, как не представлено и доказательств ликвидации вышеуказанного места несанкционированного складирования отходов производства и потребления (свалки).

При таких обстоятельствах, исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Турочакский район» организовать сбор, вывоз и утилизацию незаконно складированных отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного на границе <адрес> Республики Алтай со стороны автодороги «<данные изъяты>», имеющего географические координаты: 1) <данные изъяты> 2) <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме принято 1 июля 2015 года.

Председательствующий-судья           К.В. Албанчинова    

2-321/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Турочакский район"
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
turachaksky.ralt.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2015Передача материалов судье
17.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2015Судебное заседание
26.06.2015Судебное заседание
02.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее