Мотивированное решение составлено 02.10.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.09.2019 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимоновой С.В., при секретаре Васильевой Н.С., с участием административного ответчика представителя Администрации Арамильского городского округа Костарева И.Ю., действующего на основании доверенности, заинтересованного лица представителя Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» Беликовой Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1733/2019 по административному исковому заявлению Ибрагимовой ФИО17 к Администрации Арамильского городского округа об отмене Постановления Администрации Арамильского городского округа от 15.01.2018 № 1 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся на территории Арамильского городского округа на 1 полугодие 2018», в части определения рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в размере равном – 42 879,40 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимова Е.В. обратилась в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, а именно об отмене Постановления Администрации Арамильского городского округа от 15.01.2018 № 1 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся на территории Арамильского городского округа на 1 полугодие 2018», в части определения рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в размере равном – 42 879,40 руб. В обоснование доводов административного искового заявления указав, что она является матерью пятерых детей и ее семья признана многодетной, что подтверждается соответствующим удостоверением от 25.07.2012 № 461. 02.08.2012 Ибрагимова Е.В. обратилась в администрацию Арамильского городского округ (далее по тексту - Администрация) с заявлением о признании ее в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением Комиссии по жилищным вопросам при Администрации от 16.08.2012 семья Ибрагимовой Е.В. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с программой «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», семья Ибрагимовой Е.В. была включена в список многодетных семей – получателей социальных выплат в 2018 году.
После этого, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» было выдано свидетельство №40817810604900317040-МС о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета для строительства (приобретения) жилого помещения на общую сумму 2 508 444,90 руб. В соответствии с договором долевого участия в долевом строительстве №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом выделенной суммы истцом была приобретена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> Б, <адрес>, общей площадью 47,9 кв.м. Приобрести, на тот момент, квартиру большей площадью, Ибрагимова Е.В. не смогла, из-за состояния рыночных цен на жилье в <адрес>. Таким образом, на каждого члена семьи Ибрагимовой Е.В. приходится площадь в размере 7,9 кв.м., что не соответствует существующему нормативу. Тогда как, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, установлена в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Порядок подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» определяет категории граждан-участников подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее по тексту – Подпрограмма 1), порядок формирования списков участников данной подпрограммы и использования социальных выплат для обеспечения жильем.
В рамках реализации данной Подпрограммы 1 предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилых помещений, реконструкцию индивидуальных жилых домов, а именно: многодетным семьям, вступившим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.07.2014; многодетным семьям, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющим трех и более одновременно рожденных детей.
В соответствии с законодательством Свердловской области многодетными семьями определены семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание. Гражданин может получить социальную выплату для обеспечения жильем только один раз и привлекать в целях строительства (приобретения на первичном рынке жилья) жилого помещения, реконструкции индивидуального жилого дома собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, средства кредитов (займов), предоставляемых организациями и (или) физическими лицами.
Решением Арамильской муниципальной Думы от 24.11.2005 № 22/12 учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 10 кв.м.. общей площади на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, исход из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, установлена в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию принимается равной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, в соответствии с Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области». Норматив общей площади жилого помещения составляет 18 кв. метров на каждого члена семьи и дополнительно не более 9 кв.м. на семью, если жилое помещение предназначено для семьи из четырех и более человек.
Норматив социальной выплаты составляет: 30% расчетной стоимости жилого помещения – для многодетных семей, имеющих трех детей, 40% расчетной стоимости жилого помещения для многодетных семей, имеющих белее четырех детей, и многодетных семей при рождении одновременного трех и более детей.
Размер социальной выплаты напрямую зависит от норматива общей площади жилого помещения, рассчитанного из расчета необходимости предоставления 18-ти кв.м. на человека плюс 9 кв.м. на семью. Согласно нормам положенности, семье Ибрагимовой Е.В. должна быть предоставлена квартира общей площадью 117 кв.м.
При начислении социальной выплаты ГКУ «Фонд жилищного строительства» произвело расчет и начисления размере выплаты исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м., равной 42 879, 40 руб. сославшись на постановление администрации Арамильского городского округа, а именно постановление №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Подобная методика расчета выплаты Фондом была дана в совеем ответе на запрос ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040. В свою очередь Ибрагимовой Е.В. в Администрацию было подано заявление с просьбой разъяснить условия предоставления выплаты, однако ответ на него она не получала Размер социальной выплаты, рассчитанный исходя из данной средней стоимости, приводит к нарушению прав административного истца, т.е. по факту средней рыночной стоимости одного квадратного метра в г. Арамиль значительно превышает стоимость в размере, равном 42 879,40 кв.м. Жилплощадь, которую Ибрагимовой Е.В. удалось купить на предоставленную ей социальную выплату, продавалась исходя из рыночной стоимости 1 кв.м., равной 52 368,36 кв. м., в связи с чем, общей жилой площади на семью из шести человек приходится в размере 47,9 кв.м., при нормативе в 58,5 кв.м. (117х50 %). С учетом изложенного, административный истец просит: отменить постановление Администрации Арамильского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ в части определения рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в размере равном 42 879,40 кв.м. и так же обязать административного ответчика изменить в указанном постановлении рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в размере равном рыночной цене стоимости одного квадратного метра, равного 52 368,35 руб.
Участвуя ранее в судебном заседании административный истец - Ибрагимова Е.В. и ее представитель - Пономарев Н.Г., исковые требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик - представитель Администрации Арамильского городского округа Костарев И.Ю., в том числе представляющий и Комиссию по жилищным вопросам при администрации Арамильского городского округа, а также представитель заинтересованного лица - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» Беликова Е.В. исковые требования административного истца Ибрагимовой Е.В. не признали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать ей в полном объеме. Так же, Костаревым И.Ю. и Беликовый Е.В. были приобщены отзывы на требования административного истца.
Заинтересованные лица – представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а также представитель органа опеки и попечительства в лице ТОИОГВ СО УСП МСП СО по Сысертскому району, ФИО2, 05.08.2001 года рождения, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО14, действующего на основании доверенности, в суд так же поступили возражения относительно требований, заявленных административным истцом ФИО8 в рамках данного дела, в связи с чем, он просил в их удовлетворении отказать.
Также суду не известна причина неявки прокурора, извещенного о времени и месте судебного разбирательства должным образом. Однако руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие выше указанных лиц, извещенных должным образом о месте и времени судебного разбирательства по делу.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Из материалов дела следует, что административный истец Ибрагимова Е.В. является матерью пятерых детей, а именно: Ибрагимовой ФИО20, 05.08.2001 года рождения; ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сысертскому району Ибрагимовой Е.В. было выдано удостоверение многодетной семьи № 461.
На основании постановления Администрации Арамильского городского округа от 23.08.2012 № 395 многодетная семья ФИО8, в том числе и ее четверо несовершеннолетних детей: дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были признаны в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма для реализации условий подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» Областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011-2015 годы».
На основании постановления Администрации Арамильского городского округа от 22.12.2014 № 573 в учетное дело многодетной семьи Ибрагимовой Е.В., состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, были внесены изменения в связи с рождением у Ибрагимовой Е.В. его одного ребенка – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождений, который так же был включен в состав многодетной семьи Ибрагимовой Е.В.
В соответствии с подпрограммой «Стимулирование развития жилищного строительства» постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №40817810604900317040-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» многодетной семье Ибрагимовой Е.В. было выдано 12.02.2018 свидетельство № 46/2018-МС о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета для обеспечения жильем.
Согласно п. 4. Порядка предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат для обеспечения жильем (Приложение № 1 к подпрограмме 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года») (далее – Порядок) участие граждан в Подпрограмме 1 является добровольным и оформляется заявлением на участие в Подпрограмме 1 по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Право граждан на получение за счет средств областного бюджета социальной выплаты для обеспечения жильем удостоверяется свидетельством (далее - Свидетельство).
То есть участие многодетной семьи в подпрограмме носит заявительный характер. Заявитель и супруг(а) заявителя при нотариусе расписываются в заявлении о том, что согласны с условиями подпрограммы.
В рамках вышеуказанной Подпрограммы социальные выплаты многодетным семья предоставляются в соответствии с очередностью и выделенными на эти цели денежными средствами
В соответствии с Подпрограммой 1 расчет социальной выплаты для обеспечения жильем производится на заявителя, супруга заявителя, детей в возрасте до 18 лет. В случае достижения ребенком заявителя 18-летнего возраста расчет социальной выплаты для обеспечения жильем производится исходя из состава семьи заявителя на момент включения заявителя, имеющего многодетную семью, в число участников Подпрограммы 1.
Размер предоставляемой многодетной семье социальной выплаты для обеспечения жильем указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера социальной выплаты производится на дату выдачи свидетельства. Срок действия свидетельства составляет 6 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (п. 5 Порядка).
Расчет размера социальной выплаты для обеспечения жильем производится исходя из расчетной стоимости жилого помещения и норматива социальной выплаты.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется произведением стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, на территории которого гражданин принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, и норматива общей площади жилого помещения.
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию принимается равной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» (п.6 Порядка - Приложение № 1 к подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства»).
Норматив общей площади жилого помещения составляет:
18 квадратных метров на каждого члена семьи и дополнительно не более 9 квадратных метров на семью, если жилое помещение предназначено для семьи из четырех и более человек.
Норматив социальной выплаты составляет:
30 процентов расчетной стоимости жилого помещения - для многодетных семей, имеющих трех детей, 40 процентов расчетной стоимости жилого помещения - для многодетных семей, имеющих четырех детей, 50 процентов расчетной стоимости жилого помещения - для многодетных семей, имеющих более четырех детей, и многодетных семей при рождении одновременно трех и более детей.
Расчет социальной выплаты для обеспечения жильем производится на заявителя, супруга заявителя, детей в возрасте до 18 лет. В случае достижения ребенком заявителя 18-летнего возраста расчет социальной выплаты для обеспечения жильем производится исходя из состава семьи заявителя на момент включения заявителя, имеющего многодетную семью, в число участников Подпрограммы 1.
Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения, сложившаяся в Арамильском городском округе на первое полугодие 2018 года, в размере 42 879 руб. 40 коп., была утверждена постановлением Администрации Арамильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040.
Расчет социальной выплаты на Ибрагимову Е.В. составил:
(18*6+9)*50%*42 879,40=2 508 444,90 рублей.
18 – квадратных метров на каждого члена семьи;
6 – состав многодетной семьи;
9 – дополнительно квадратные метры на семью;
50% - расчетная стоимость применятся для тех, у кого 5 детей;
42 879,40 – средняя рыночная стоимость одного квадратного метра, представленная Администрацией МО и рассчитанная в соответствии с Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области».
При этом, как отмечено судом, расчет средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на территории Арамильского городского округа был определен комиссией и на основании информации, предоставленной рядом организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в тот период риэлтерскую или строительную деятельность на территории Арамильского городского округа, о стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья.
Копия протокола Комиссии по определению средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на территории Арамильского городского округа от 09.01.2018 года так же была представлена суду.
Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП (раздел 4 Приложения № 1 к подпрограмме 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года») социальная выплата для обеспечения жильем считается предоставленной гражданину с момента перечисления Фондом бюджетных средств в виде социальной выплаты для обеспечения жильем в счет оплаты договора на жилое помещение.
Таким образом, с момента перечисления денежных средств Ибрагимова Е.В. утратила право требования социальной выплаты в большем размере, чем было указано в Свидетельстве, а размер социальной выплаты многодетной семье Ибрагимовой Е.В. был рассчитан в соответствии с условием и порядком подпрограммы, и также правомерно учтены положения постановления Администрации Арамильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 относительно средней рыночной стоимости одного квадратного метра в размере – 42 879,40 руб.
Согласно п.10 Порядка, в случае если гражданин, получивший Свидетельство, не смог по какой-либо причине в установленный срок действия Свидетельства воспользоваться правом на получение социальной выплаты для обеспечения жильем, он сохраняет право на дальнейшее участие в Подпрограмме 1 на общих основаниях.
Таким образом, если Ибрагимова Е.В. была не согласна с выданным Свидетельством в части размера субсидии она имела право отказаться от его получения и продолжать стоять на соответствующем учете до получения нового Свидетельства.
Однако Ибрагимова Е.В. обратилась к Фонду 18.04.2018 с заявлением о перечислении денежной суммы, указанной в Свидетельстве, по договору долевого участия от 28.03.2018, заключенному между ООО «Центр недвижимости «МАН» Ипотечный центр» и Ибрагимовой Е.В. на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>-б, <адрес>.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 выплата в размере 2 508 444,90 руб. была перечислена Фондом в счет погашения задолженности Истца по договору долевого участия.
При этом, как отмечено судом, постановление Администрации Арамильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 издано уполномоченным органом, направлено на урегулирование общественных отношений, рассчитано на неоднократное применение, содержит нормы и правила, обязательные в отношении неопределенного круга лиц, и в силу изложенного отвечает признакам нормативного правового акта.
К тому же, в соответствии с подпрограммой «Стимулирование развития жилищного строительства» постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013. № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» семье Ибрагимовой Е.В. была оказана социальная выплата из областного бюджета для обеспечения ее жильем и членов ее многодетной семьи, при этом Ибрагимова Е.В. не была лишена возможности привлекать в целях строительства (приобретения на первичном рынке жилья) жилого помещения, реконструкции индивидуального жилого дома собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, средства кредитов (займов), предоставляемых организациями и (или) физическими лицами, а значит приобрести жилое помещение большей площадью.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном законом порядке и не противоречит требованиям установленного законодательства. Доказательств обратного административным истцом и его представителем, суду не представлено
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ибрагимовой ФИО22 к Администрации Арамильского городского округа об отмене Постановления Администрации Арамильского городского округа от 15.01.2018 № 1 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся на территории Арамильского городского округа на 1 полугодие 2018», в части определения рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в размере равном – 42 879,40 руб., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.
Судья: С.В. Филимонова