Дело № 2-83/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Султановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дутова ФИО4 к ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее соответствующих надбавок,
УСТАНОВИЛ:
Дутов О.В. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что он работает в ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» и размер его заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы, других стимулирующих и компенсационных выплат в октябре 2017 года составлял 12 921,53 руб., в ноябре 2017 года – 12621,95 руб., в декабре 2017 года 18936,51 руб.
Истец считает, что работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, просит суд взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в сумме 5976 рублей 52 коп.
Кроме того, истец просит обязать ответчика ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» выплачивать при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Истец Дутов О.В. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает и просит удовлетворить.
Представители ответчика – ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ответчика - Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Заявлений и ходатайств не поступало.
Ответчик Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, представили возражения на иск, просили рассмотреть дело в их отсутствие, одновременно указав, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку работодателем истца является ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска».
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец работает в должности <данные изъяты> в ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска», что подтверждается копией трудовой книжки, соглашением к трудовому договору. Из соглашения следует, что за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата: должностной оклад – 4200 руб.; компенсационные выплаты: районный коэффициент – 40%, процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 30%, надбавка за вредность – 4%, надбавка за стаж – 25%, надбавка за классность – 10% (л.д. 14-16).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 СТ. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системам оплаты труда.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года установлен в сумме 7 800 рублей в месяц.
Исходя из установленного минимального размера заработной платы с 01.07.2016 размер начисленной месячной зарплаты работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, должен составлять в октябре, ноябре, декабре 2017 года не менее 7 800 рублей.
Согласно расчетам из начисленной заработной платы исключаются суммы за совмещение, разовые премии, выплаты по листкам нетрудоспособности и по исполнительным листам, а также отпускные. Расчет производится по основной должности истца на 1 полную ставку.
Оплата труда истцу Дутову О.В. производится по 5-дневной рабочей неделе, поэтому в целях расчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу суд применяет расчет среднедневной оплаты труда за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.
Так, Дутову О.В. за октябрь 2017 года начислена заработная плата в сумме 12 921,53 руб., за ноябрь 2017 года – 12621,95 руб., за декабрь 2017 года – 18936,51 руб.
Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца за октябрь 2017 года с учетом того, что им отработано 22 дня (норма) составляет 338,47 руб. (13260-12921,53 = 338,47 руб.), за ноябрь 2017 года, с учетом, что им отработан 21 день (норма), составляет 638,05 рублей (13260 – 12621,95 = 638,05), за декабрь 2017 года, с учетом, что им отработан 21 день (норма), составляет – -5676,51 рублей (13260 – 18936,51 = -5676,51), всего в сумме 976 рублей 52 коп.
Учитывая, что в декабре 2017 года истцу Дутову О.В. начисленная заработная плата за оспариваемый период составляла 18936,51 руб., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В декабре 2017 года за 21 день истцу Дутову О.В. было начислено 18936,51 руб. Таким образом, суд отказывает Дутову О.В. в удовлетворении заявленных исковых требованиях о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за декабрь 2017 года.
Доводы истца о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента и процентной надбавки. Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
Судом установлено, что финансирование на оплату труда истца Дутова О.В. производится за счет средств краевого бюджета, выделяемых в виде субсидии на выполнение государственного задания.
Из п. 1.9 Устава ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» следует, что функции и полномочия учредителя от имени Забайкальского края осуществляют Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Согласно пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30.04.2015 (Приложения № 2 к Порядку формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) для государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственных заданий в Забайкальском крае), Учреждение – ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» обязуется обеспечивать в первоочередном порядке выплату заработной платы работникам учреждения, оплату коммунальных услуг, уплату налогов.
Из материалов дела следует, что расходные обязательства ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» исполняются из бюджета Забайкальского края в лице Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
С учетом изложенного, на соответчика Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» в случае недостаточности денежных средств у последнего по выплате Дутову О.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» обязанности выплачивать ему заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до прекращения трудовых отношений, суд считает данные требования законными и их удовлетворяет.
В соответствии с Уставом Государственного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж г. Сретенска» Забайкальского края функции и полномочия учредителя от имени Забайкальского края осуществляют Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, доводы Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, необоснованы.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, и п. 8 ч. 1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 61.1 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района «Сретенский район».
С ответчика ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального района «Сретенский район», в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дутова ФИО5 к государственному профессиональному образовательному учреждению «Педагогический колледж г. Сретенска» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее соответствующих надбавок, удовлетворить частично.
Взыскать с государственного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж г. Сретенска» Забайкальского края недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 октября по 30 ноября 2017 года в пользу Дутова ФИО6 сумму 976 рублей 52 коп. (за вычетом НДФЛ).
В удовлетворении исковых требований в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 по 31 декабря 2017 года Дутову ФИО7 отказать.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать государственное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Сретенска» Забайкальского края денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Дутову ФИО8 в сумме 976 рублей 52 коп. (за вычетом НДФЛ) в случае недостаточности указанных средств у ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска».
Обязать ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» начиная с 01 марта 2018 года выплачивать Дутову ФИО9 при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с государственного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж г. Сретенска» государственную пошлину в размере 400 рублей в бюджет муниципального района «Сретенский район».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Шокол