№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Краснокамск Пермского края
Краснокамский городской суд в составе председательствующего судьи Шабуниной КС, при секретаре Ярыгиной ЕВ, с участием административного истца Хлопковой ИР, представителя административного ответчика Стефаненко АС,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края административное дело по административному иску Хлопкова Евгения Георгиевича, Хлопковой Ирины Рашитовны к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, Межрайонной ИФНС России № 16 по Пермскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности устранения нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Хлопков Е.Г., Хлопкова И.Р. к обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, Межрайонной ИФНС России № 16 по Пермскому краю, просят признать незаконными действия администрации Краснокамского городского поселения в части формирования (межевания), установления размеров и границ, постановки на учет и регистрации земельного участка кадастровый номер № предыдущий кадастровый номер № придомовой территории, как общедомового имущества в той мере, в какой эти действия препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; признать незаконным взимание земельного налога с истцов по земельному участку кадастровый номер №, предыдущий кадастровый номер № как объекта учтенного ненадлежащим образом с нарушением норм закона, а также с существенно завышенной ценой стоимости налогооблагаемой базы имущественного объекта кадастровый номер №, предыдущий кадастровый номер № за период с 2009 года по 2014 год включительно; обязать администрацию Краснокамского городского поселения устранить нарушения прав Хлопкова Е.Г., Хлопковой И.Р. на владение, распоряжение и пользование земельным участком кадастровый номер № начиная с 2009 г. являющийся общедомовым имуществом собственников квартир МКД <адрес> в части формирования (межевания), установления размеров и границ, регистрации земельного участка придомовой территории нарушаемые стороной ответчика администрацией Краснокамского городского поселения путем проведения голосования и принятия решения собственниками <адрес> в части формирования (межевания), установления размеров и границ, регистрации земельного участка придомовой территории <адрес>; обязать ИФНС № 16 устранить нарушения прав Хлопкова Е.Г., Хлопковой И.Р. произвести отзыв налоговых требований по оплате земельного налога с истцов по земельному участку кадастровый №, начиная с 2009 года и по настоящее время, а также произвести перерасчет по налоговым требованиям в части земельного налога с истцов по земельному участку кадастровый №, с произведением возврата ранее взысканных налоговых платежей земельного налога с истцов по земельному участку кадастровый №.
В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ Хлопковым Е.Г. было получено заказное письмо от службы судебных приставов с постановлением о возбуждении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ Хлопков Е.Г. обратился в службу судебных приставов для получения разъяснений. Ему была представлена копия исполнительного листа, из которого следовало, что ДД.ММ.ГГГГ в его отсутствие, без уведомления Хлопкова Е.Г. о рассмотрении иска МИФНС № было принято решение Мировым судьей судебного участка № о взыскании задолженности по налогам с Хлопкова Е.Г. Получив заочное решение, он выяснил, что в суд обратилась ИФНС № 16 по взысканию с него налоговых платежей, в том числе по земельному участку, кадастровый №, являющийся общедомовым имуществом собственников квартир МКД <адрес>. Истец Хлопкова И.Р. узнала о нарушении права на управление общедомовым имуществом из обращения в Краснокамский гор. суд МИФНС № 16 с административным иском к Хлопковой И.Р., в том числе с требованиям уплаты земельного налога на земельный участок кадастровый номер № являющийся общедомовым имуществом собственников квартир МКД <адрес>. Краснокамским городским судом Пермского края вынесено решение данному иску в 2016 году. О том, что истцы являются собственником указанного имущества истцы не знали, каких-либо налоговых требований ранее не получали. Истцами была истребована кадастровая выписка в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю. Согласно которой, все собственники помещений <адрес> являются правообладателями земельного участка кадастровый №, при этом номер и дата регистрации права отсутствуют. Характер сведений государственного кадастра: земли имеют статус учтенные. Данные о проведении межевания, размерах и границах в выписке отсутствуют. Истцы Хлопков Е.Г., Хлопкова И.Р. не являются собственниками недвижимого общего домового имущества, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, т.к. в Свидетельстве о государственной регистрации права, доли в собственности квартиры <данные изъяты> по адресу <адрес>, выданного регистрирующим органом, не указано право на распоряжение и несение бремени собственности на долю общедомового имущества, в том числе на земельный участок кадастровый №, которое истцам не передавалось и за ними не закреплялось. В силу указанных обстоятельств истцы не имели права распорядится общедомовым имуществом, в том числе земельным участком с кадастровым номером №, продать его, заложить, сдать в аренду или совершать с имуществом любые иные действия по управлению не запрещенными законом способами. В силу ст. 305 ГК РФ собственники жилых помещений имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав. Администрация отказывается представить доказательства подтверждающие, что процедура распоряжения земельным участком произведена в соответствии с нормами действующего законодательства, что проведено межевание, отведение земельного участка и общее собрание жильцов собственников проводилось голосование.
В судебном заседании административный истец Хлопкова И.Р., действующая за себя и по доверенности от административного истца Хлопкова Е.Г., требования указанные в иске поддержала, по указанным в нем доводам.
Административный истец Хлопков Е.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации Краснокамского городского поселения Стефаненко АС в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснила, что истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. Требования о признании незаконными действий администрации Краснокамского городского поселения в части формирования, постановки на учет и регистрации земельного участка с кадастровым номером № не могут быть удовлетворены. Как следует из текста административного искового заявления, начисление налоговых платежей было произведено до ДД.ММ.ГГГГ г. Возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского поселения устранить нарушения прав истцов путем проведения и принятия решения собственниками <адрес> в части формирования земельного участка невозможно в силу того, что земельный участок уже сформирован на основании утвержденного постановлением администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № 130 проекта межевания территории. Повторное формирование уже существующего земельного участка не предусмотрено действующим законодательством. Из текста административного искового заявления и приложенных к нему документов не следует, что административные Истцы не имеют права распорядиться земельным участком с кадастровым номером № -продать, заложить сдать в аренду и совершать с имуществом любые иные действия по управлению земельным участком. При этом не указывают в чем конкретно выражено данное ущемление их прав. Вопрос о распоряжении земельным участком с кадастровым номером № не входит в компетенцию органа местного самоуправления. Административные истцы, узнав о взимании земельного налога, обращались в Дзержинский районный суд г. Перми с жалобой на действия ФГБУ Федеральная кадастровая палата по Пермскому краю по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о собственниках спорного земельного участка (дело №). Следовательно, о предполагаемом нарушении прав административным истцам было известно еще в 2015 году. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС №16 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что администрацией Краснокамского городского поселения в лице Комитета имущественных отношений и землепользования, в налоговый орган были представлены сведения, а именно согласованные расчеты размеров долей в праве общей долевой собственности в многоквартирном доме, в том числе в отношении земельного участка, находящегося по <адрес> кадастровый помер №. На основании данных сведений инспекцией было произведено начисление земельного налога физическим лицам - Хлопковой И.Р., Хлопкову Е.Г. за периоды 2009-2014 гг. Сроки уплаты налога, суммы исчисленного налога, налоговые период, налоговые ставки, размеры доли - указаны в приложении №2. Налоговый орган считает, что все налоги были начислены законно и обоснованно.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее по тексту КАС РФ, предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпункту 4 пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее по тексту ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до ведения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещении в многоквартирном доме.
Согласно ст. 15 указанного Закона доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Пунктом 4 ст. 16 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ закреплено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружении и выдача рекомендаций об устранении выявленных ' в ходе таких осмотров нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Хлопков Евгений Георгиевич и Хлопкова Ирина Рашитовна являются собственниками общей долевой собственности квартиры по адресу: г<адрес> (доля в праве по <данные изъяты>), согласно выписке из ЕГРН.
Постановлением Главы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № № были назначены публичные слушания по проекту межевания территории кадастрового квартала №. После проведения публичных слушаний, постановлением Главы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № № был утвержден проект межевания территории кадастрового квартала № в микрорайоне Центральный города Краснокамска, в том числе и спорного земельного участка с кадастровым номером №. Таким образом, формирование земельного участка под многоквартирным домом <адрес> и постановка его на кадастровый учет осуществлялось администрацией Краснокамского городского поселения в соответствии с вышеперечисленными нормами права, в пределах своей компетенции.Земельный участок уже сформирован на основании утвержденного постановлением администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № № проекта межевания территории.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, далее по тексту НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса.
Согласно ст.392 НК РФ налоговая база по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
При этом, пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определен перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Данная норма вступила в силу с 1 января 2015 года.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Данная норма вступила в силу с 1 января 2015 года.
Возврат сумм уплаченного земельного налога должен осуществляться с учетом правовых положений главы 12 Налогового кодекса РФ, при наличии основании.
В силу статьи 226 КАС РФ, лицо, обратившееся в суд обязано доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Часть 4 ст. 36 ЖК РФ закрепляет, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Администрация Краснокамского городского поселения представила в налоговый орган были представлены расчета размеров долей в праве общей долевой собственности в указанном многоквартирном доме, в связи с чем истцам было произведено начисление земельного налога за периоды 2009-2014г.г.
Таким образом, судом не установлено нарушений налогового органа и администрации Краснокамского городского поселения при формировании земельного участка и начислении земельного налога истцам.
Сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, в том числе, об их владельцах сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года на основании п. 4 ст. 85 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Часть 8 ст. 219 КАС РФ закрепляет, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что решением Дзержинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцам Хлопкову ЕГ, Хлопковой ИР отказано в удовлетворении жалобы на действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Пермскому краю» по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о собственниках земельного участка по указанному адресу. Из содержания решения суда следует, что при рассмотрении данного дела истцам было известно о формировании земельного участка.Из объяснений налогового органа следует о начислении земельного налога истцам по указанному адресу с 2009-2014 г.г. данное исковое заявление подано за пределами срока обжалования, предусмотренного указанными выше положениями ст.219 КАС РФ, уважительных причин пропуска срока оспаривания действий налогового органа, органа местного самоуправления не установлено, что также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска Хлопкова ЕГ, Хлопковой ИР.
Руководствуясь ст.ст. 177, 179, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Хлопкова Евгения Георгиевича, Хлопковой Ирины Рашитовны к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, Межрайонной ИФНС России № 16 по Пермскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности устранения нарушения прав отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- К.С. Шабунина