Решение по делу № 2-2696/2023 от 30.06.2023

УИД 04RS0021-01-2023-002347-08

2-2696/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева", Министерству культуры Республики Бурятия о принятии мер антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, требуя с учетом принятого судом уточнения обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" в срок до 01 ноября 2023 года обеспечить проведение обследования и категорирования помещений объекта, расположенного по адресу: ..., разработку и согласование паспорта безопасности; обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" в срок до 01 января 2024 года обеспечить:

- оборудование объекта по адресу ... а именно учебный корпус цокольный этаж №№1-15, площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, №№ 13-16,18-34, площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение 1 этаж площадью 57,4 кв.м., 1 этаж № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объекта (...) системой охранной сигнализации;

- оснащение объекта (...) наглядными пособиями

Кроме того, прокурор просил обязать Министерство культуры Республики Бурятия в срок до 01 октября 2023 года выделить финансирование ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" для оборудования объектов системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией и наглядными пособиями.

В обоснование требований в иске указано, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства об образовании выявлены нарушения в деятельности ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева", расположенном по адресам: ... Колледж осуществляет образовательную деятельность в сфере профессионального образования, занимает отдельные группы помещений в здании по адресу: ... (учебный корпус цокольный этаж №№1-15, площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, №№ 13-16,18-34, площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение 1 этаж площадью 57,4 кв.м., 1 этаж № № 5-12 площадью 153,5 кв.м.).

На образовательное учреждение распространяются Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006.

Вопреки указанным требованиям, не проведено категорирование помещений учебного корпуса колледжа (...), не составлен паспорт безопасности объекта. В нарушение подпунктов «д,л» пункта 24, подпункта «а» пункта 25 Требований помещения учебного корпуса и общежития колледжа не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; наглядные пособия не обновлены, общежитие не оснащено системой охранной сигнализации.

Представление, внесенное прокурором в адрес директора ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" не исполнено.

Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бурятский республиканский союз потребительских обществ (Буркоопсоюз), ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия».

В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Денисова Н.В. требования поддержала по указанным в иске доводам, с учетом представленного суду уточнения.

В судебном заседании представитель ответчика ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" Бардуев Б.Г., действующий на основании доверенности, пояснил, что не согласен с требованиями части объекта, расположенного по адресу: ... Министерство культуры Республики Бурятия не является правообладателем объекта, на объект недвижимости выдается один паспорт безопасности, такой паспорт оформлен ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум», учреждение арендует помещения, система оповещения должна устанавливаться во всем здании единая, в части установки пожарной сигнализации работы осуществляются.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства культуры Республики Бурятия Геращенко С.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные представителем ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева".

В судебном заседании представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Бурятского республиканского союза потребительских обществ, ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум» Очирова Н.А., действующая на основании доверенностей, пояснила, что заключены договоры аренды с образовательными учреждениями, ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум» изготовлен паспорт безопасности объекта, имеется система видеонаблюдения, заключен договор на установку пожарной сигнализации.

В судебном заседании представители ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия» Тогочиев Б.Б. Галецкий Н.Ю., действующие на основании доверенностей, требования прокурора поддержали, пояснили о наличии возможности категорирования и составления паспортов безопасности в отношении объектов, расположенных в одном здании, а также о наличии возможности установки системы оповещения, в том числе автономной.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право прокурора на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц закреплено в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Федеральный закон N 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на ряде основных принципов, к которым помимо прочего относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указано в части 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Федеральный закон N 35-ФЗ в пункте 4 части 2 статьи 5 предусматривает право Правительства Российской Федерации определять обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий).

В свою очередь, принятые в целях реализации закрепленных в нем положений нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации являются частью правовой основы противодействия терроризму (статья 1 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с нормами Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации 2 августа 2019 года издало постановление N 1006, которым утвердило Требования, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1) (далее Требования).

Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Исходя из содержания Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение и ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Из обстоятельств дела следует, что ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" является профессиональной образовательной организацией, оказывает образовательные услуги, осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования по адресу: ... что не оспаривалось участниками судебного разбирательства.

Функции и полномочия учредителя ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.

Согласно Положению о Министерстве культуры Республики Бурятия, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 30.09.2015 N 490 Министерство культуры Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, народных художественных промыслов, в области образования в сфере культуры и искусства в Республике Бурятия, архивного дела, оказанию государственных услуг в указанных сферах.

Пунктом 2.5 этого же положения предусмотрено, что одной из основных задач Министерства культуры Республики Бурятия является формирование, обеспечение функционирования и развития системы специального профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также системы дополнительного образования в области художественного и эстетического воспитания населения, детей, системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Поскольку ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования, является образовательной организацией по смыслу статьи 2 Федерального закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на него распространяются Требования, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года.

По адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, проспект Победы, д. 18 ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" осуществляет образовательную деятельность на основании договора аренды недвижимого имущества от 23 июля 2018 года, заключенного с Бурятским республиканским союзом потребительских обществ.

По условиям договора объектом аренды является учебный корпус цокольный этаж, помещения №№1-15,18 (согласно технического паспорта здания), площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, помещения №№ 13-16,18-34 (согласно технического паспорта здания), площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение цокольный этаж I площадью 57,4 кв.м., 1 этаж, помещения № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. (согласно технического паспорта здания). Общая площадь помещений 1425,2 кв.м.

Помещения предоставлены для ведения образовательной деятельности (п.1.4 договора аренды).

Помещения переданы актом приема – передачи от 23 июля 2018 года.

Дополнительным соглашением к договору аренды недвижимого имущества, заключенным 08 декабря 2020 года, срок договора аренды продлен до 31 декабря 2023 года.

Помимо ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" арендатором помещений в здании по адресу: ... (на 2,3,4 этажах) является ПОЧУ «Улан-Уднский торгово – экономический техникум» на основании договора аренды от 07 марта 2023 года (ранее действовал договор аренды от 06 апреля 2022 года).

ПОЧУ «Улан-Уднский торгово – экономический техникум» проведено категорирование помещений учебного корпуса техникума, имеется согласованный паспорт безопасности объекта (2001 г.), присвоена 3 категория опасности объекта (территории). В пункте 5 паспорта безопасности указаны сведения об арендаторах, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории).

Пунктом 2 Требований, устанавливающих обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года предусмотрено, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" является правообладателем (арендатором) группы помещений по адресу ... осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности.

Пунктом 17 указанных Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктом 6 Требований предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Пунктом 43 Требований предусмотрено, что на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Вопреки названным требованиям не проведено категорирование объекта (территории) учебного корпуса ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева", расположенного по адресу: ..., не составлен паспорт безопасности объекта.

Указанное обстоятельство, а также иные нарушения в сфере антитеррористической защищенности, подтверждаются справкой старшего помощника прокурора Советского района г. Улан-Удэ от 03 марта 2023 года, информацией ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия» от 20 февраля 2023 года, доказательств обратному стороной ответчика не представлено.

Доводы представителя ответчика о наличии паспорта безопасности, составленного ПОЧУ «Улан-Уднский торгово – экономический техникум» не могут быть приняты во внимание, поскольку из смысла Требований предусмотрено, что каждое учреждение составляет свой паспорт безопасности объекта.

Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования" (п. 46 Требований).

В пункте 24 Требований указано, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первой, второй и третьей категории опасности в соответствии с пунктами 25 - 27 Требований.

В силу пункта 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Вышеуказанные системы должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Подпунктом "д" п. 21 Требований установлено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).

Установлено, что в нарушение подпункта «д» п. 24 Требований объект по адресу: ... не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требований объект по адресу: ... не оснащен системой охранной сигнализации. Из пояснений представителей ответчиков следует, что данное нарушение устраняется. В ходе рассмотрения дела, доказательств фактического устранения нарушений вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 24 Требований необходимо обновление наглядных пособий.

Требование относительно категорирования объектов, составления паспорта безопасности, установки системы оповещения, размещения на объектах (территориях) наглядных пособий установлены также и Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176.

В связи с выявленными прокурором Советского района г. Улан-Удэ нарушениями в деятельности ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" в области обеспечения безопасности, в адрес директора учреждения 06 марта 2023 года было внесено представление об устранении нарушений закона. Исходя из ответа на представление прокурора ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" не считает себя правообладателем помещений, расположенных по адресу: ....

Исходя из положений ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление имущества в аренду предоставляет право временного владения и пользования им или право временного пользования.

ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" на праве аренды владеет и пользуется помещениями, соответственно, является правообладателем в отношении группы помещений.

Бездействие относительно категорирования объекта, составления паспорта безопасности, установки системы оповещения, пожарной сигнализации, наличия наглядных пособий свидетельствует, что учреждением не обеспечивается антитеррористическая защищенность объекта, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В связи с указанным, требования прокурора к ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, способ защиты права соответствует предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рассматривая требование о возложении на Министерство культуры Республики Бурятия обязанности по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, суд приходит к следующему.

Функции учредителя от имени Республики Бурятия в пределах своих полномочий осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.

В соответствии с п.2.5, 3.46, 3.52, 3.69.5 Положения о Министерстве культуры Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 30.09.2015 N 490, к задачам Министерства относится формирование, обеспечение функционирования и развития системы специального профессионального образования в сфере культуры и искусства; Министерство осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление подведомственными учреждениями, принимает участие в разработке проекта республиканского бюджета в части расходов на культуру, осуществляет деятельность в области противодействия терроризму и экстремизму, организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Республики Бурятия или в ведении Министерства.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В ведении Министерства культуры Республики Бурятия находятся государственные бюджетные, автономные и казенные учреждения культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Республики Бурятия и архивного дела (п. 1.3 Положения о Министерстве культуры Республики Бурятия).

Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Формирование и утверждение государственного задания осуществляется учредителем.

Сведений о том, что учреждению выделялись достаточные денежные средства в рамках государственного задания для проведения мероприятий по антитеррористической защищенности и осуществлялся контроль за проведением мероприятий суду не представлено.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство культуры Республики Бурятия обязанности обеспечить ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" финансированием для оборудования объектов системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией и наглядными пособиями.

При принятии решения суд исходит из того, что реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.

Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает следующие сроки для исполнения возложенных судом обязанностей. ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" суд устанавливает срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в отношении обязанности обеспечить проведение обследования и категорирования помещений объекта, расположенного по адресу: ..., разработку и согласование паспорта безопасности, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в части обязанности обеспечить:

- оборудование объекта по адресу ..., а именно учебный корпус цокольный этаж, помещения №№1-15,18 (согласно технического паспорта здания), площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, помещения №№ 13-16,18-34 (согласно технического паспорта здания), площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение цокольный этаж I площадью 57,4 кв.м., 1 этаж, помещения № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. (согласно технического паспорта здания) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... системой охранной сигнализации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... наглядными пособиями.

Ответчику Министерству культуры Республики Бурятия суд устанавливает срок в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование образовательного учреждения.

Оснований согласиться со сроками, указанными прокурором, суд не усматривает, учитывая нормы бюджетного законодательства.

Поскольку истец освобожден от оплаты государственной пошлины, а также освобожден от уплаты государственной пошлины ответчик Министерство культуры Республики Бурятия, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в доход муниципального образования г. Улан-Удэ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение обследования и категорирования помещений объекта, расположенного по адресу: ..., разработку и согласование паспорта безопасности.

Обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить:

- оборудование объекта по адресу ..., а именно учебный корпус цокольный этаж, помещения №№1-15,18 (согласно технического паспорта здания), площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, помещения №№ 13-16,18-34 согласно технического паспорта здания), площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение цокольный этаж I площадью 57,4 кв.м., 1 этаж, помещения № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. (согласно технического паспорта здания) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... системой охранной сигнализации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... наглядными пособиями.

Обязать Министерство культуры Республики Бурятия (ИНН 0323049109) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить

ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) финансированием для оборудования объектов системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией и наглядными пособиями.

Взыскать с ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) в доход муниципального образования г. Улан-Удэ государственную пошлину в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2023 года.

Судья А.В. Наумова

УИД 04RS0021-01-2023-002347-08

2-2696/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева", Министерству культуры Республики Бурятия о принятии мер антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, требуя с учетом принятого судом уточнения обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" в срок до 01 ноября 2023 года обеспечить проведение обследования и категорирования помещений объекта, расположенного по адресу: ..., разработку и согласование паспорта безопасности; обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" в срок до 01 января 2024 года обеспечить:

- оборудование объекта по адресу ... а именно учебный корпус цокольный этаж №№1-15, площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, №№ 13-16,18-34, площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение 1 этаж площадью 57,4 кв.м., 1 этаж № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объекта (...) системой охранной сигнализации;

- оснащение объекта (...) наглядными пособиями

Кроме того, прокурор просил обязать Министерство культуры Республики Бурятия в срок до 01 октября 2023 года выделить финансирование ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" для оборудования объектов системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией и наглядными пособиями.

В обоснование требований в иске указано, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства об образовании выявлены нарушения в деятельности ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева", расположенном по адресам: ... Колледж осуществляет образовательную деятельность в сфере профессионального образования, занимает отдельные группы помещений в здании по адресу: ... (учебный корпус цокольный этаж №№1-15, площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, №№ 13-16,18-34, площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение 1 этаж площадью 57,4 кв.м., 1 этаж № № 5-12 площадью 153,5 кв.м.).

На образовательное учреждение распространяются Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006.

Вопреки указанным требованиям, не проведено категорирование помещений учебного корпуса колледжа (...), не составлен паспорт безопасности объекта. В нарушение подпунктов «д,л» пункта 24, подпункта «а» пункта 25 Требований помещения учебного корпуса и общежития колледжа не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; наглядные пособия не обновлены, общежитие не оснащено системой охранной сигнализации.

Представление, внесенное прокурором в адрес директора ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" не исполнено.

Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бурятский республиканский союз потребительских обществ (Буркоопсоюз), ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия».

В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Денисова Н.В. требования поддержала по указанным в иске доводам, с учетом представленного суду уточнения.

В судебном заседании представитель ответчика ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" Бардуев Б.Г., действующий на основании доверенности, пояснил, что не согласен с требованиями части объекта, расположенного по адресу: ... Министерство культуры Республики Бурятия не является правообладателем объекта, на объект недвижимости выдается один паспорт безопасности, такой паспорт оформлен ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум», учреждение арендует помещения, система оповещения должна устанавливаться во всем здании единая, в части установки пожарной сигнализации работы осуществляются.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства культуры Республики Бурятия Геращенко С.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные представителем ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева".

В судебном заседании представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Бурятского республиканского союза потребительских обществ, ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум» Очирова Н.А., действующая на основании доверенностей, пояснила, что заключены договоры аренды с образовательными учреждениями, ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум» изготовлен паспорт безопасности объекта, имеется система видеонаблюдения, заключен договор на установку пожарной сигнализации.

В судебном заседании представители ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия» Тогочиев Б.Б. Галецкий Н.Ю., действующие на основании доверенностей, требования прокурора поддержали, пояснили о наличии возможности категорирования и составления паспортов безопасности в отношении объектов, расположенных в одном здании, а также о наличии возможности установки системы оповещения, в том числе автономной.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право прокурора на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц закреплено в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Федеральный закон N 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на ряде основных принципов, к которым помимо прочего относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указано в части 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Федеральный закон N 35-ФЗ в пункте 4 части 2 статьи 5 предусматривает право Правительства Российской Федерации определять обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий).

В свою очередь, принятые в целях реализации закрепленных в нем положений нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации являются частью правовой основы противодействия терроризму (статья 1 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с нормами Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации 2 августа 2019 года издало постановление N 1006, которым утвердило Требования, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1) (далее Требования).

Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Исходя из содержания Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение и ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Из обстоятельств дела следует, что ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" является профессиональной образовательной организацией, оказывает образовательные услуги, осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования по адресу: ... что не оспаривалось участниками судебного разбирательства.

Функции и полномочия учредителя ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.

Согласно Положению о Министерстве культуры Республики Бурятия, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 30.09.2015 N 490 Министерство культуры Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, народных художественных промыслов, в области образования в сфере культуры и искусства в Республике Бурятия, архивного дела, оказанию государственных услуг в указанных сферах.

Пунктом 2.5 этого же положения предусмотрено, что одной из основных задач Министерства культуры Республики Бурятия является формирование, обеспечение функционирования и развития системы специального профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также системы дополнительного образования в области художественного и эстетического воспитания населения, детей, системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Поскольку ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования, является образовательной организацией по смыслу статьи 2 Федерального закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на него распространяются Требования, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года.

По адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, проспект Победы, д. 18 ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" осуществляет образовательную деятельность на основании договора аренды недвижимого имущества от 23 июля 2018 года, заключенного с Бурятским республиканским союзом потребительских обществ.

По условиям договора объектом аренды является учебный корпус цокольный этаж, помещения №№1-15,18 (согласно технического паспорта здания), площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, помещения №№ 13-16,18-34 (согласно технического паспорта здания), площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение цокольный этаж I площадью 57,4 кв.м., 1 этаж, помещения № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. (согласно технического паспорта здания). Общая площадь помещений 1425,2 кв.м.

Помещения предоставлены для ведения образовательной деятельности (п.1.4 договора аренды).

Помещения переданы актом приема – передачи от 23 июля 2018 года.

Дополнительным соглашением к договору аренды недвижимого имущества, заключенным 08 декабря 2020 года, срок договора аренды продлен до 31 декабря 2023 года.

Помимо ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" арендатором помещений в здании по адресу: ... (на 2,3,4 этажах) является ПОЧУ «Улан-Уднский торгово – экономический техникум» на основании договора аренды от 07 марта 2023 года (ранее действовал договор аренды от 06 апреля 2022 года).

ПОЧУ «Улан-Уднский торгово – экономический техникум» проведено категорирование помещений учебного корпуса техникума, имеется согласованный паспорт безопасности объекта (2001 г.), присвоена 3 категория опасности объекта (территории). В пункте 5 паспорта безопасности указаны сведения об арендаторах, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории).

Пунктом 2 Требований, устанавливающих обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года предусмотрено, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" является правообладателем (арендатором) группы помещений по адресу ... осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности.

Пунктом 17 указанных Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктом 6 Требований предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Пунктом 43 Требований предусмотрено, что на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Вопреки названным требованиям не проведено категорирование объекта (территории) учебного корпуса ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева", расположенного по адресу: ..., не составлен паспорт безопасности объекта.

Указанное обстоятельство, а также иные нарушения в сфере антитеррористической защищенности, подтверждаются справкой старшего помощника прокурора Советского района г. Улан-Удэ от 03 марта 2023 года, информацией ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия» от 20 февраля 2023 года, доказательств обратному стороной ответчика не представлено.

Доводы представителя ответчика о наличии паспорта безопасности, составленного ПОЧУ «Улан-Уднский торгово – экономический техникум» не могут быть приняты во внимание, поскольку из смысла Требований предусмотрено, что каждое учреждение составляет свой паспорт безопасности объекта.

Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования" (п. 46 Требований).

В пункте 24 Требований указано, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первой, второй и третьей категории опасности в соответствии с пунктами 25 - 27 Требований.

В силу пункта 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Вышеуказанные системы должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Подпунктом "д" п. 21 Требований установлено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).

Установлено, что в нарушение подпункта «д» п. 24 Требований объект по адресу: ... не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требований объект по адресу: ... не оснащен системой охранной сигнализации. Из пояснений представителей ответчиков следует, что данное нарушение устраняется. В ходе рассмотрения дела, доказательств фактического устранения нарушений вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 24 Требований необходимо обновление наглядных пособий.

Требование относительно категорирования объектов, составления паспорта безопасности, установки системы оповещения, размещения на объектах (территориях) наглядных пособий установлены также и Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176.

В связи с выявленными прокурором Советского района г. Улан-Удэ нарушениями в деятельности ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" в области обеспечения безопасности, в адрес директора учреждения 06 марта 2023 года было внесено представление об устранении нарушений закона. Исходя из ответа на представление прокурора ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" не считает себя правообладателем помещений, расположенных по адресу: ....

Исходя из положений ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление имущества в аренду предоставляет право временного владения и пользования им или право временного пользования.

ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" на праве аренды владеет и пользуется помещениями, соответственно, является правообладателем в отношении группы помещений.

Бездействие относительно категорирования объекта, составления паспорта безопасности, установки системы оповещения, пожарной сигнализации, наличия наглядных пособий свидетельствует, что учреждением не обеспечивается антитеррористическая защищенность объекта, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В связи с указанным, требования прокурора к ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, способ защиты права соответствует предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рассматривая требование о возложении на Министерство культуры Республики Бурятия обязанности по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, суд приходит к следующему.

Функции учредителя от имени Республики Бурятия в пределах своих полномочий осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.

В соответствии с п.2.5, 3.46, 3.52, 3.69.5 Положения о Министерстве культуры Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 30.09.2015 N 490, к задачам Министерства относится формирование, обеспечение функционирования и развития системы специального профессионального образования в сфере культуры и искусства; Министерство осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление подведомственными учреждениями, принимает участие в разработке проекта республиканского бюджета в части расходов на культуру, осуществляет деятельность в области противодействия терроризму и экстремизму, организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Республики Бурятия или в ведении Министерства.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В ведении Министерства культуры Республики Бурятия находятся государственные бюджетные, автономные и казенные учреждения культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Республики Бурятия и архивного дела (п. 1.3 Положения о Министерстве культуры Республики Бурятия).

Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Формирование и утверждение государственного задания осуществляется учредителем.

Сведений о том, что учреждению выделялись достаточные денежные средства в рамках государственного задания для проведения мероприятий по антитеррористической защищенности и осуществлялся контроль за проведением мероприятий суду не представлено.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство культуры Республики Бурятия обязанности обеспечить ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" финансированием для оборудования объектов системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией и наглядными пособиями.

При принятии решения суд исходит из того, что реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.

Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает следующие сроки для исполнения возложенных судом обязанностей. ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" суд устанавливает срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в отношении обязанности обеспечить проведение обследования и категорирования помещений объекта, расположенного по адресу: ..., разработку и согласование паспорта безопасности, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в части обязанности обеспечить:

- оборудование объекта по адресу ..., а именно учебный корпус цокольный этаж, помещения №№1-15,18 (согласно технического паспорта здания), площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, помещения №№ 13-16,18-34 (согласно технического паспорта здания), площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение цокольный этаж I площадью 57,4 кв.м., 1 этаж, помещения № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. (согласно технического паспорта здания) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... системой охранной сигнализации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... наглядными пособиями.

Ответчику Министерству культуры Республики Бурятия суд устанавливает срок в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование образовательного учреждения.

Оснований согласиться со сроками, указанными прокурором, суд не усматривает, учитывая нормы бюджетного законодательства.

Поскольку истец освобожден от оплаты государственной пошлины, а также освобожден от уплаты государственной пошлины ответчик Министерство культуры Республики Бурятия, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в доход муниципального образования г. Улан-Удэ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение обследования и категорирования помещений объекта, расположенного по адресу: ..., разработку и согласование паспорта безопасности.

Обязать ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить:

- оборудование объекта по адресу ..., а именно учебный корпус цокольный этаж, помещения №№1-15,18 (согласно технического паспорта здания), площадью 254 кв.м., учебный корпус, 1 этаж, помещения №№ 13-16,18-34 согласно технического паспорта здания), площадью 960,3 кв.м., нежилое помещение цокольный этаж I площадью 57,4 кв.м., 1 этаж, помещения № № 5-12 площадью 153,5 кв.м. (согласно технического паспорта здания) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... системой охранной сигнализации;

- оснащение объекта, расположенного по адресу: ... наглядными пособиями.

Обязать Министерство культуры Республики Бурятия (ИНН 0323049109) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить

ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) финансированием для оборудования объектов системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией и наглядными пособиями.

Взыскать с ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева" (ИНН 0323070083) в доход муниципального образования г. Улан-Удэ государственную пошлину в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2023 года.

Судья А.В. Наумова

2-2696/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ
Ответчики
ГАПОУ РБ "Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева"
Министерство культуры РБ
Другие
ПОЧУ "Улан-Удэнский торгово-экономический техникум"
Бурятский Республиканский Союз Потребительских Обществ (БУРКООПСОЮЗ)
ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Наумова Анна Викторовна
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Подготовка дела (собеседование)
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее