Решение по делу № 2-249/2024 (2-4008/2023;) от 11.10.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года <адрес>

Пермский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «ДОМ.РФ», акционерному обществу «Датабанк» о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к акционерному обществу «ДОМ.РФ» (далее – АО «ДОМ.РФ») о признании незаконным решения об отклонении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» за ДД.ММ.ГГГГ, на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с целью погашения обязательств ФИО1 перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору, обеспеченному ипотеку, от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222; о возложении обязанности перечислить средства государственной поддержки в размере 450000 рублей на погашение кредитных обязательств ФИО1 перед акционерным обществом «Датабанк», по кредитному договору, обеспеченному ипотеку от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222; к акционерному обществу «Датабанк» (далее – АО «Датабанк») о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости: земельный участок, категория земель: под жилую застройку индивидуальную, площадью 900 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино.

В обоснование предъявленных требований истец ФИО1 указала, что является матерью двух несовершеннолетних детей и в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» имеет право на получение меры государственной поддержки для погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту. Истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен земельный участок площадью 900 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино. Договором купли-продажи предусмотрено, что расчеты по договору будут производиться за счет собственных средств покупателя и кредитных средств. В этих целях ДД.ММ.ГГГГ истцом с АО «Датабанк» был заключен кредитный договор -ПОК-230222, обеспеченный ипотекой. Расчеты с продавцом произведены в полном объеме за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ, за счет кредитных средств ДД.ММ.ГГГГ. Пользуясь правом на получение мер государственной поддержки, с целью погашения обязательств по кредитному договору истцом ДД.ММ.ГГГГ в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору с приложением всех требуемых документов, а именно: паспорта ФИО1, ФИО3, ФИО5, свидетельства о рождении детей, кредитного договора, договора купли-продажи земельного участка, выписки из ЕГРН в отношении земельного участка со сведениями о регистрации перехода права собственности к истцу и о регистрации обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк». Однако средства государственной поддержки на дату подачи иска не поступили. В связи с этим обязательства истца по кредитному договору не были погашены за счет средств государственной поддержки в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Истцом в адрес АО «Датабанк» ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о причинах непогашения обязательств истца по кредитному договору за счет мер государственной поддержки. На запрос от АО «Датабанк» получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому заявление истца на выплату средств государственной поддержки с иными требуемыми документами было направлено в АО «ДОМ.РФ» ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), но ДД.ММ.ГГГГ личном кабине в ЕИСЖС размещена информация о принятии АО «ДОМ.РФ» решения об отклонении моего заявления «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организации приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». При этом в АО «Датабанк» от АО «ДОМ.РФ» какая-либо информация о несоответствии установленным условиям для получения средств поддержки, о неполноте документов или наличия в документах недостоверных сведений не поступала, заявление с документами для их доработки не возвращалось. Между тем, совершенная истцом сделка купли-продажи земельного участка отвечает всем условиям, необходимым для получения мер государственной поддержки. Земельный участок приобретен физическим лицом у физического лица, расчеты произведены в полном объеме, целью приобретения земельного участка являлось улучшение жилищных условий семьи. Обстоятельства, свидетельствующие о притворности приобретения земельного участка или о недостоверности представленных документов, отсутствуют. Со стороны ответчиков доказательства наличия причин для направления заявления истца на доработку не представлены. Полагает решение о возвращении документов на доработку незаконным и нарушающим права истца на получение мер государственной поддержки. АО «ДОМ.РФ» не уполномочено на осуществление правовой оценки действительности сделки по приобретению истцом объекта недвижимости и оценки намерений сторон такой сделки. Также не предусмотрено такое основание для отказа в выплате средств государственной поддержки, которое указано в решении АО «ДОМ.РФ». Оспариваемое решение нарушает права истца на реализацию мер государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, приобретенный истцом земельный участок находится в ипотеке, отказ АО «ДОМ.РФ» может повлиять на исполнение кредитных обязательств, существует реальная угроза утраты прав на земельный участок. Полагает, что прекращение действия обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк» будет обеспечивать соблюдение принципа неприкосновенности собственности и способствовать обеспечению защиты и восстановления нарушенных прав истца.

Представитель истца ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, извещена о слушании дела надлежащим образом.

Ответчик АО «ДОМ.РФ» представителя в судебное заседание не направил, извещен о слушании дела, в письменных возражениях указал, что в ходе реализации программы государственной поддержки многодетных семей АО «ДОМ.РФ» неоднократно сталкивалось с наличием признаков совершения фиктивных (мнимых) сделок по предоставлению гражданам ипотечных жилищных кредитов на цели приобретения недвижимости, направленных на обеспечение возможности получения средств государственной поддержки без фактического улучшения жилищных условий. В частности, по заявлениям АО «Датабанк» зафиксированы обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении указанной организацией кредитов гражданам исключительно для целей возникновения у последних права на участие в программе государственной поддержки без фактического улучшения жилищных условий семей. Дальнейшее осуществление выплат в рамках реализации программы по заявлениям ряда организаций, в том числе АО «Датабанк», связано с крайне высоким риском нецелевого расходования государственных средств ввиду их получения по мнимым основаниям. В целях минимизации указанного риска в адреса компетентных ведомств направлены письма с просьбой провести проверки деятельности соответствующих организаций, осуществление выплат по заявлением организаций приостановлено. Заявление ДД.ММ.ГГГГ было направлено на доработку кредитору по причине приостановления рассмотрения заявлений АО «Датабанк» и осуществления выплат по таким заявлениям в связи с высоким риском нецелевого расходования государственных средств ввиду их получения по мнимым основаниям (л.д. 60).

Ответчик АО «Датабанк» представителя в судебное заседание не направил, извещен о слушании дела, в письменных возражениях указал, что исковые требования правомерно предъявлены только к ответчику АО «ДОМ.РФ», требования к АО «Датабанк» заявлены неправомерно. ДД.ММ.ГГГГ банк предоставил в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме заявление истца и необходимые документы. Заявление зарегистрировано в Единой информационной системе жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ статус заявления изменился на «на доработке». Причина приостановления выплаты по заявлению истца не связана с недобросовестными действиями истца, или некомплектностью документов, представленных для выплаты. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никаких проверок в отношении банка не проводилось, кроме плановой проверки Банка России. В любом случае, проверка банка не может являться основанием для ущемления прав истца. Истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки. Полагает, что АО «Датабанк» является ненадлежащим ответчиком по делу, в принятии решений о предоставлении мер государственной поддержки банк участия не принимает. Права истца банком нарушены не были, поскольку банк произвел прием заявления и необходимого пакета документов и осуществил их направление в АО «ДОМ.РФ». Требование истца погасить регистрационную запись об ипотеке не подлежат удовлетворению, в связи с наличием кредитной задолженности по договору (л.д.67-69).

Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450000 рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше суммы, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).

В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в ч. 2 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: строительство на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.

АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством РФ, а также Федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - Правила предоставления субсидий) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 4 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о реализации мер государственной поддержки), направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании заявления заемщика опогашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа направлении средств на погашение кредита (займа).

В силу пункта 5 указанного Положения, к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: документ, удостоверяющий личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; документы подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения или земельного участка предоставленного для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 8 Положения о реализации мер государственной поддержки, в случае представления заявления о погашении кредита (займа) кредитором вместе с его обращением представляются в общество также документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа) и размер задолженности по такому ипотечному жилищному кредиту (займу), и информация о реквизитах счета для направления средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заявителя (заявителей) заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

Согласно абзацам 3 и 4 пункта 10 Положения о реализации мер государственной поддержки, АО «ДОМ.РФ» не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных пунктами 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.

В случае не подтверждения соблюдения таких условий АО «ДОМ.РФ» принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).

В соответствии с пунктом 20 Положения о реализации мер государственной поддержки обмен информацией между кредиторами и АО «ДОМ.РФ» осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является матерью детей6 ФИО9 Константна 19.10.2001г.рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23-29).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО7 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 900 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку (л.д. 12-13).

По условиям договора стоимость имущества составила 460 000 рублей, имущество передается в собственность за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых АО «Датабанк» согласно кредитному договору -ПОК-230222 от ДД.ММ.ГГГГ. Кредит предоставляется в размере 450 000 рублей, со сроком возврата 6 месяцев с даты фактического предоставления кредита под 14 % годовых.

Согласно пункту 2.4 договора имущество в обеспечение обязательств по кредитному договору считается находящимся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности покупателя на имущество и ипотеки в силу закона.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «Датабанк» заключен кредитный договор, обеспеченный ипотекой, -ПОК-230222, сроком на 6 месяцев, под 14 % годовых, по условиям которого исполнение обязательств обеспечивается ипотекой в силу закона; возврат кредита (основного долга) осуществляется единовременно не позднее окончания срока возврата кредита, указанного в пункте 2; проценты за пользование кредитом уплачиваются ежемесячно в последний день каждого календарного месяца (кроме процентов за последний месяц пользования кредитом, которые уплачиваются одновременно с возвратом кредита) (л.д. 9-11).

В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный земельный участок с кадастровым номером , обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона (л.д. 15-16).

Согласно условиям кредитного договора, ДД.ММ.ГГГГ кредитор по платежному поручению предоставил ФИО1 кредит в размере 450 000 рублей путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет продавца земельного участка ИП ФИО7 (л.д. 22).

Истцом был произведен полный денежный расчет с продавцом в соответствии с пунктом 3.1 договора купли-продажи, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ и распиской, содержащейся в договоре купли-продажи. Со стороны продавца к истцу отсутствуют какие-либо претензии.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО1 в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 (л.д. 8).

В целях распоряжения средствами государственной поддержки истцом ФИО1 были предоставлены кредитору документы, необходимые для рассмотрения заявления о погашении кредитного договора в размере 450 000 рублей, предусмотренные Положением о реализации мер государственной поддержки, а именно: заявление на выплату средств государственной поддержки; согласие на обработку персональных данных; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика, документы подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; кредитный договор, договор купли-продажи земельного участка, выписка из ЕГРН в отношении земельного участка со сведениями о регистрации перехода права собственности к истцу и о регистрации обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк».

Из ответа АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки для погашения обязательств по заключенному с АО «Датабанк» кредитному договору, обеспеченному ипотекой, от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 с приложенными к заявлению документами, а также иные документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , были направлены ДД.ММ.ГГГГ Банком в АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет в Единой информационной системе жилищного строительства «ЕИСЖС» с оформлением заявления ДД.ММ.ГГГГ на предоставление вам субсидии для погашения задолженности по обозначенному кредитному договору в соответствии с порядком взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей. А также в соответствии с Законом № 157-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» размещена информация об отклонении Вашего заявления на предоставление средств государственной поддержки по следующей причине «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам, посредством проведения сомнительных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Средства государственной поддержки в банк не поступали, обязательства по кредитному договору не погашены, действие ипотеки сохраняет свое действие до полного исполнения обязательств. Информация о несоответствии истца установленным условиям для получения поддержки, о неполноте предоставленных документов или недостоверных сведений у банка отсутствует (л.д. 36).

Из справки АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность ФИО1 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 составляет 467420,57 рублей, из которых 450000 рублей - основной долг, 17420,57 рублей - начисленные проценты за пользование кредитом (л.д. 94).

Таким образом, разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что требования истца к АО «ДОМ.РФ» подлежат удовлетворению, исковые требования к АО «Датабанк» удовлетворению не подлежат.

Так судом установлено, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утвержден Постановлением АО «ДОМ.РФ», протокол от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок взаимодействия).

Согласно указанному Порядку, взаимодействие между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выплата средств государственной поддержки осуществляется на основании соответствующих заявлений заимодавцев, содержащих сведения об обращении граждан за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу заемщика с указанием ее состава, а также информации и документов, подтверждающих соответствие представленной заемщиком заявки на получение средств государственной поддержки. Заявление заимодавца на выплату средств государственной поддержки оформляется по типовой форме, определенной АО «ДОМ.РФ».

Рассмотрение заимодавцем возможности участия заявителя в реализации мер государственной поддержки осуществляется на основании соответствующего обращения (заявления, заявки) заемщика. Обращение заемщика должно содержать согласие на обработку персональных данных заемщика и его детей, а также согласие на получение сведений необходимых для рассмотрения обращения заемщика из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния и Единого государственного реестра недвижимости в отношении заимодавца, АО «ДОМ.РФ». В случае достижения детьми заемщика четырнадцатилетнего возраста форма согласия на обработку персональных данных должна быть заполнена непосредственно субъектом персональных данных. Обращение заемщика для целей получения средств поддержки должно содержать ссылки на нормативно - правовые источники оснований возникновения у гражданина права на получение средств государственной поддержки (пункт 10 Порядка взаимодействия).

Согласно пункту 12 Положения о реализации мер государственной поддержки ответчик вправе устанавливать только порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки, в том числе требования к обращению кредитора (займодавца). Из п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки также можно сделать вывод, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» может включать требования к формам предоставляемых документов.

АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку: полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки: полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.

При поступлении заявления займодавца на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (л. 13 Порядка взаимодействия).

По результатам анализа АО «ДОМ.РФ» формирует заключение о результатах проведенной проверки и информирует займодавца, представившего соответствующее заявление на выплату средств государственной поддержки. В случае, если в результате проведения проверки АО «ДОМ.РФ» было установлено соответствие заявления займодавца всем требованиям федерального закона и постановления без исключения, АО «ДОМ.РФ» осуществляет выплату средств государственной поддержки по платежным реквизитам займодавца, указанным в заявлении, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты выполнения мероприятий в соответствии с пунктом 18 Порядка (пункту 16 - 19 Порядка взаимодействия).

Истребовав дополнительные документы, не предусмотренные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №N 1170 АО «ДОМ.РФ» выходит за пределы своих полномочий.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец ФИО1 обратилась с заявлением о погашении задолженности по кредитному договору в АО «Датабанк» для направления в АО «ДОМ.РФ» предоставила необходимые документы, а именно: документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей (свидетельства о рождении детей); документы, подтверждающие предоставление заемщику кредита; документы, подтверждающие приобретение заемщиком объекта недвижимости. Также истцом к заявлению были приложены согласие на обработку персональных данных по форме АО «ДОМ.РФ», что соответствует Порядку взаимодействия.

АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.

Анализируя доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом и АО «Датабанк» в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС представлены документы, указанные в пунктах 4, 5, 7 Положения о реализации мер государственной поддержки, данных о содержании недостоверных сведений в таких документах, не имеется. Основания для отказа в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренные указанным Положением, не имелись.

Основание для отклонения заявки истца, указанное АО «ДОМ.РФ» при рассмотрении заявления ФИО1, Федеральный закон № 157-ФЗ и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не содержат.

Суд считает, что истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом, ответчиком АО «ДОМ.РФ» не представлены доказательства в обоснование своих доводов о законности отказа в удовлетворении заявления истца о погашении задолженности по кредитному договору.

Правилами предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ», Положением о реализации мер государственной поддержки также не предусмотрены основания для отклонения заявления по основаниям: «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств».

Суд считает, что АО «ДОМ.РФ» отклонил заявку истца по основаниям не предусмотренным законодательством.

Кроме того, проверка деятельности кредитной организации не может влиять на право истца на реализацию мер государственной поддержки. Правовое решение в отношении АО «Датабанк», сведений об отзыве или приостановлении лицензии на осуществление банковской деятельности суду не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отклонении направления заявления на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с целью погашения обязательств истца по кредитному договору, обеспеченному ипотекой от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 на доработку и о возложении на ответчика обязанности перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей на погашение задолженности ФИО1 перед АО «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222.

Разрешая требования истицы ФИО1 к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

На основании подпункта 1 части 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство прекращается надлежащим его исполнением.

Заключение кредитного договора между истцом и ответчиком АО «Датабанк» совершалось по волеизъявлению обеих сторон, стороны достигли соглашения по всем существенным условиям кредитного договора, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению его условий.

АО «Датабанк» свои обязательства по соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей выполнило, обязательства ФИО1 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 перед АО «Датабанк» в настоящее время не исполнены, в связи с чем, отсутствуют основания для погашения записи об ипотеке приобретенного на кредитные средства земельного участка, в связи с чем в удовлетворении требований истца к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять ипотеку необходимо отказать.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. 3), доказательств несения истцом иных расходов, в том числе на представителя, суду не представлено.

Таким образом, с учетом удовлетворения заявленных исковых требований в части, с ответчика АО «ДОМ.РФ» подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», удовлетворить.

Признать незаконным решение акционерного общества «ДОМ.РФ» (ОГРН 1027700262270, ИНН 772935561) о направлении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки с целью погашения обязательств перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ - на доработку.

Возложить на акционерное общество «ДОМ.РФ» обязанность перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450000 рублей на погашение кредитных обязательств ФИО1 перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222, обеспеченному ипотекой.

Взыскать с акционерного общества «ДОМ.РФ» в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу АО «Датабанк» о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья <адрес> /подпись/

Копия верна.

Судья: Е.В. Овчинникова

Подлинник решения подшит в гражданском деле

Пермского районного суда <адрес>

УИД: 59RS0-86

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года <адрес>

Пермский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «ДОМ.РФ», акционерному обществу «Датабанк» о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к акционерному обществу «ДОМ.РФ» (далее – АО «ДОМ.РФ») о признании незаконным решения об отклонении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» за ДД.ММ.ГГГГ, на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с целью погашения обязательств ФИО1 перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору, обеспеченному ипотеку, от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222; о возложении обязанности перечислить средства государственной поддержки в размере 450000 рублей на погашение кредитных обязательств ФИО1 перед акционерным обществом «Датабанк», по кредитному договору, обеспеченному ипотеку от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222; к акционерному обществу «Датабанк» (далее – АО «Датабанк») о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости: земельный участок, категория земель: под жилую застройку индивидуальную, площадью 900 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино.

В обоснование предъявленных требований истец ФИО1 указала, что является матерью двух несовершеннолетних детей и в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» имеет право на получение меры государственной поддержки для погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту. Истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен земельный участок площадью 900 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино. Договором купли-продажи предусмотрено, что расчеты по договору будут производиться за счет собственных средств покупателя и кредитных средств. В этих целях ДД.ММ.ГГГГ истцом с АО «Датабанк» был заключен кредитный договор -ПОК-230222, обеспеченный ипотекой. Расчеты с продавцом произведены в полном объеме за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ, за счет кредитных средств ДД.ММ.ГГГГ. Пользуясь правом на получение мер государственной поддержки, с целью погашения обязательств по кредитному договору истцом ДД.ММ.ГГГГ в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору с приложением всех требуемых документов, а именно: паспорта ФИО1, ФИО3, ФИО5, свидетельства о рождении детей, кредитного договора, договора купли-продажи земельного участка, выписки из ЕГРН в отношении земельного участка со сведениями о регистрации перехода права собственности к истцу и о регистрации обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк». Однако средства государственной поддержки на дату подачи иска не поступили. В связи с этим обязательства истца по кредитному договору не были погашены за счет средств государственной поддержки в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Истцом в адрес АО «Датабанк» ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о причинах непогашения обязательств истца по кредитному договору за счет мер государственной поддержки. На запрос от АО «Датабанк» получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому заявление истца на выплату средств государственной поддержки с иными требуемыми документами было направлено в АО «ДОМ.РФ» ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), но ДД.ММ.ГГГГ личном кабине в ЕИСЖС размещена информация о принятии АО «ДОМ.РФ» решения об отклонении моего заявления «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организации приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». При этом в АО «Датабанк» от АО «ДОМ.РФ» какая-либо информация о несоответствии установленным условиям для получения средств поддержки, о неполноте документов или наличия в документах недостоверных сведений не поступала, заявление с документами для их доработки не возвращалось. Между тем, совершенная истцом сделка купли-продажи земельного участка отвечает всем условиям, необходимым для получения мер государственной поддержки. Земельный участок приобретен физическим лицом у физического лица, расчеты произведены в полном объеме, целью приобретения земельного участка являлось улучшение жилищных условий семьи. Обстоятельства, свидетельствующие о притворности приобретения земельного участка или о недостоверности представленных документов, отсутствуют. Со стороны ответчиков доказательства наличия причин для направления заявления истца на доработку не представлены. Полагает решение о возвращении документов на доработку незаконным и нарушающим права истца на получение мер государственной поддержки. АО «ДОМ.РФ» не уполномочено на осуществление правовой оценки действительности сделки по приобретению истцом объекта недвижимости и оценки намерений сторон такой сделки. Также не предусмотрено такое основание для отказа в выплате средств государственной поддержки, которое указано в решении АО «ДОМ.РФ». Оспариваемое решение нарушает права истца на реализацию мер государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, приобретенный истцом земельный участок находится в ипотеке, отказ АО «ДОМ.РФ» может повлиять на исполнение кредитных обязательств, существует реальная угроза утраты прав на земельный участок. Полагает, что прекращение действия обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк» будет обеспечивать соблюдение принципа неприкосновенности собственности и способствовать обеспечению защиты и восстановления нарушенных прав истца.

Представитель истца ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, извещена о слушании дела надлежащим образом.

Ответчик АО «ДОМ.РФ» представителя в судебное заседание не направил, извещен о слушании дела, в письменных возражениях указал, что в ходе реализации программы государственной поддержки многодетных семей АО «ДОМ.РФ» неоднократно сталкивалось с наличием признаков совершения фиктивных (мнимых) сделок по предоставлению гражданам ипотечных жилищных кредитов на цели приобретения недвижимости, направленных на обеспечение возможности получения средств государственной поддержки без фактического улучшения жилищных условий. В частности, по заявлениям АО «Датабанк» зафиксированы обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении указанной организацией кредитов гражданам исключительно для целей возникновения у последних права на участие в программе государственной поддержки без фактического улучшения жилищных условий семей. Дальнейшее осуществление выплат в рамках реализации программы по заявлениям ряда организаций, в том числе АО «Датабанк», связано с крайне высоким риском нецелевого расходования государственных средств ввиду их получения по мнимым основаниям. В целях минимизации указанного риска в адреса компетентных ведомств направлены письма с просьбой провести проверки деятельности соответствующих организаций, осуществление выплат по заявлением организаций приостановлено. Заявление ДД.ММ.ГГГГ было направлено на доработку кредитору по причине приостановления рассмотрения заявлений АО «Датабанк» и осуществления выплат по таким заявлениям в связи с высоким риском нецелевого расходования государственных средств ввиду их получения по мнимым основаниям (л.д. 60).

Ответчик АО «Датабанк» представителя в судебное заседание не направил, извещен о слушании дела, в письменных возражениях указал, что исковые требования правомерно предъявлены только к ответчику АО «ДОМ.РФ», требования к АО «Датабанк» заявлены неправомерно. ДД.ММ.ГГГГ банк предоставил в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме заявление истца и необходимые документы. Заявление зарегистрировано в Единой информационной системе жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ статус заявления изменился на «на доработке». Причина приостановления выплаты по заявлению истца не связана с недобросовестными действиями истца, или некомплектностью документов, представленных для выплаты. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никаких проверок в отношении банка не проводилось, кроме плановой проверки Банка России. В любом случае, проверка банка не может являться основанием для ущемления прав истца. Истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки. Полагает, что АО «Датабанк» является ненадлежащим ответчиком по делу, в принятии решений о предоставлении мер государственной поддержки банк участия не принимает. Права истца банком нарушены не были, поскольку банк произвел прием заявления и необходимого пакета документов и осуществил их направление в АО «ДОМ.РФ». Требование истца погасить регистрационную запись об ипотеке не подлежат удовлетворению, в связи с наличием кредитной задолженности по договору (л.д.67-69).

Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450000 рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше суммы, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).

В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в ч. 2 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: строительство на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.

АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством РФ, а также Федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - Правила предоставления субсидий) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 4 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о реализации мер государственной поддержки), направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании заявления заемщика опогашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа направлении средств на погашение кредита (займа).

В силу пункта 5 указанного Положения, к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: документ, удостоверяющий личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; документы подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения или земельного участка предоставленного для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 8 Положения о реализации мер государственной поддержки, в случае представления заявления о погашении кредита (займа) кредитором вместе с его обращением представляются в общество также документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа) и размер задолженности по такому ипотечному жилищному кредиту (займу), и информация о реквизитах счета для направления средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заявителя (заявителей) заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

Согласно абзацам 3 и 4 пункта 10 Положения о реализации мер государственной поддержки, АО «ДОМ.РФ» не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных пунктами 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.

В случае не подтверждения соблюдения таких условий АО «ДОМ.РФ» принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).

В соответствии с пунктом 20 Положения о реализации мер государственной поддержки обмен информацией между кредиторами и АО «ДОМ.РФ» осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является матерью детей6 ФИО9 Константна 19.10.2001г.рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23-29).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО7 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 900 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку (л.д. 12-13).

По условиям договора стоимость имущества составила 460 000 рублей, имущество передается в собственность за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых АО «Датабанк» согласно кредитному договору -ПОК-230222 от ДД.ММ.ГГГГ. Кредит предоставляется в размере 450 000 рублей, со сроком возврата 6 месяцев с даты фактического предоставления кредита под 14 % годовых.

Согласно пункту 2.4 договора имущество в обеспечение обязательств по кредитному договору считается находящимся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности покупателя на имущество и ипотеки в силу закона.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «Датабанк» заключен кредитный договор, обеспеченный ипотекой, -ПОК-230222, сроком на 6 месяцев, под 14 % годовых, по условиям которого исполнение обязательств обеспечивается ипотекой в силу закона; возврат кредита (основного долга) осуществляется единовременно не позднее окончания срока возврата кредита, указанного в пункте 2; проценты за пользование кредитом уплачиваются ежемесячно в последний день каждого календарного месяца (кроме процентов за последний месяц пользования кредитом, которые уплачиваются одновременно с возвратом кредита) (л.д. 9-11).

В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный земельный участок с кадастровым номером , обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона (л.д. 15-16).

Согласно условиям кредитного договора, ДД.ММ.ГГГГ кредитор по платежному поручению предоставил ФИО1 кредит в размере 450 000 рублей путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет продавца земельного участка ИП ФИО7 (л.д. 22).

Истцом был произведен полный денежный расчет с продавцом в соответствии с пунктом 3.1 договора купли-продажи, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ и распиской, содержащейся в договоре купли-продажи. Со стороны продавца к истцу отсутствуют какие-либо претензии.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО1 в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 (л.д. 8).

В целях распоряжения средствами государственной поддержки истцом ФИО1 были предоставлены кредитору документы, необходимые для рассмотрения заявления о погашении кредитного договора в размере 450 000 рублей, предусмотренные Положением о реализации мер государственной поддержки, а именно: заявление на выплату средств государственной поддержки; согласие на обработку персональных данных; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика, документы подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; кредитный договор, договор купли-продажи земельного участка, выписка из ЕГРН в отношении земельного участка со сведениями о регистрации перехода права собственности к истцу и о регистрации обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк».

Из ответа АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки для погашения обязательств по заключенному с АО «Датабанк» кредитному договору, обеспеченному ипотекой, от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 с приложенными к заявлению документами, а также иные документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , были направлены ДД.ММ.ГГГГ Банком в АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет в Единой информационной системе жилищного строительства «ЕИСЖС» с оформлением заявления ДД.ММ.ГГГГ на предоставление вам субсидии для погашения задолженности по обозначенному кредитному договору в соответствии с порядком взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей. А также в соответствии с Законом № 157-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» размещена информация об отклонении Вашего заявления на предоставление средств государственной поддержки по следующей причине «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам, посредством проведения сомнительных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Средства государственной поддержки в банк не поступали, обязательства по кредитному договору не погашены, действие ипотеки сохраняет свое действие до полного исполнения обязательств. Информация о несоответствии истца установленным условиям для получения поддержки, о неполноте предоставленных документов или недостоверных сведений у банка отсутствует (л.д. 36).

Из справки АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность ФИО1 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 составляет 467420,57 рублей, из которых 450000 рублей - основной долг, 17420,57 рублей - начисленные проценты за пользование кредитом (л.д. 94).

Таким образом, разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что требования истца к АО «ДОМ.РФ» подлежат удовлетворению, исковые требования к АО «Датабанк» удовлетворению не подлежат.

Так судом установлено, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утвержден Постановлением АО «ДОМ.РФ», протокол от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок взаимодействия).

Согласно указанному Порядку, взаимодействие между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выплата средств государственной поддержки осуществляется на основании соответствующих заявлений заимодавцев, содержащих сведения об обращении граждан за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу заемщика с указанием ее состава, а также информации и документов, подтверждающих соответствие представленной заемщиком заявки на получение средств государственной поддержки. Заявление заимодавца на выплату средств государственной поддержки оформляется по типовой форме, определенной АО «ДОМ.РФ».

Рассмотрение заимодавцем возможности участия заявителя в реализации мер государственной поддержки осуществляется на основании соответствующего обращения (заявления, заявки) заемщика. Обращение заемщика должно содержать согласие на обработку персональных данных заемщика и его детей, а также согласие на получение сведений необходимых для рассмотрения обращения заемщика из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния и Единого государственного реестра недвижимости в отношении заимодавца, АО «ДОМ.РФ». В случае достижения детьми заемщика четырнадцатилетнего возраста форма согласия на обработку персональных данных должна быть заполнена непосредственно субъектом персональных данных. Обращение заемщика для целей получения средств поддержки должно содержать ссылки на нормативно - правовые источники оснований возникновения у гражданина права на получение средств государственной поддержки (пункт 10 Порядка взаимодействия).

Согласно пункту 12 Положения о реализации мер государственной поддержки ответчик вправе устанавливать только порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки, в том числе требования к обращению кредитора (займодавца). Из п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки также можно сделать вывод, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» может включать требования к формам предоставляемых документов.

АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку: полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки: полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.

При поступлении заявления займодавца на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (л. 13 Порядка взаимодействия).

По результатам анализа АО «ДОМ.РФ» формирует заключение о результатах проведенной проверки и информирует займодавца, представившего соответствующее заявление на выплату средств государственной поддержки. В случае, если в результате проведения проверки АО «ДОМ.РФ» было установлено соответствие заявления займодавца всем требованиям федерального закона и постановления без исключения, АО «ДОМ.РФ» осуществляет выплату средств государственной поддержки по платежным реквизитам займодавца, указанным в заявлении, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты выполнения мероприятий в соответствии с пунктом 18 Порядка (пункту 16 - 19 Порядка взаимодействия).

Истребовав дополнительные документы, не предусмотренные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №N 1170 АО «ДОМ.РФ» выходит за пределы своих полномочий.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец ФИО1 обратилась с заявлением о погашении задолженности по кредитному договору в АО «Датабанк» для направления в АО «ДОМ.РФ» предоставила необходимые документы, а именно: документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей (свидетельства о рождении детей); документы, подтверждающие предоставление заемщику кредита; документы, подтверждающие приобретение заемщиком объекта недвижимости. Также истцом к заявлению были приложены согласие на обработку персональных данных по форме АО «ДОМ.РФ», что соответствует Порядку взаимодействия.

АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.

Анализируя доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом и АО «Датабанк» в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС представлены документы, указанные в пунктах 4, 5, 7 Положения о реализации мер государственной поддержки, данных о содержании недостоверных сведений в таких документах, не имеется. Основания для отказа в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренные указанным Положением, не имелись.

Основание для отклонения заявки истца, указанное АО «ДОМ.РФ» при рассмотрении заявления ФИО1, Федеральный закон № 157-ФЗ и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не содержат.

Суд считает, что истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом, ответчиком АО «ДОМ.РФ» не представлены доказательства в обоснование своих доводов о законности отказа в удовлетворении заявления истца о погашении задолженности по кредитному договору.

Правилами предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ», Положением о реализации мер государственной поддержки также не предусмотрены основания для отклонения заявления по основаниям: «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств».

Суд считает, что АО «ДОМ.РФ» отклонил заявку истца по основаниям не предусмотренным законодательством.

Кроме того, проверка деятельности кредитной организации не может влиять на право истца на реализацию мер государственной поддержки. Правовое решение в отношении АО «Датабанк», сведений об отзыве или приостановлении лицензии на осуществление банковской деятельности суду не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отклонении направления заявления на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом №157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с целью погашения обязательств истца по кредитному договору, обеспеченному ипотекой от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 на доработку и о возложении на ответчика обязанности перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей на погашение задолженности ФИО1 перед АО «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222.

Разрешая требования истицы ФИО1 к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

На основании подпункта 1 части 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство прекращается надлежащим его исполнением.

Заключение кредитного договора между истцом и ответчиком АО «Датабанк» совершалось по волеизъявлению обеих сторон, стороны достигли соглашения по всем существенным условиям кредитного договора, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению его условий.

АО «Датабанк» свои обязательства по соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей выполнило, обязательства ФИО1 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222 перед АО «Датабанк» в настоящее время не исполнены, в связи с чем, отсутствуют основания для погашения записи об ипотеке приобретенного на кредитные средства земельного участка, в связи с чем в удовлетворении требований истца к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять ипотеку необходимо отказать.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. 3), доказательств несения истцом иных расходов, в том числе на представителя, суду не представлено.

Таким образом, с учетом удовлетворения заявленных исковых требований в части, с ответчика АО «ДОМ.РФ» подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», удовлетворить.

Признать незаконным решение акционерного общества «ДОМ.РФ» (ОГРН 1027700262270, ИНН 772935561) о направлении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки с целью погашения обязательств перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ - на доработку.

Возложить на акционерное общество «ДОМ.РФ» обязанность перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450000 рублей на погашение кредитных обязательств ФИО1 перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ -ПОК-230222, обеспеченному ипотекой.

Взыскать с акционерного общества «ДОМ.РФ» в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу АО «Датабанк» о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Заболотское сельское поселение, д.Большакино оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья <адрес> /подпись/

Копия верна.

Судья: Е.В. Овчинникова

Подлинник решения подшит в гражданском деле

Пермского районного суда <адрес>

УИД: 59RS0-86

2-249/2024 (2-4008/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вяткина Ольга Анатольевна
Ответчики
АО "ДОМ.РФ"
АО "ДатаБанк"
Другие
Пупков Вадим Владимирович
Капустин Алексей Михайлович
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Овчинникова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
11.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.12.2023Предварительное судебное заседание
12.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2024Предварительное судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее