УИД 34RS0019-01-2020-002506-03
Дело № 2а-1211/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.,
при секретаре Поповой А.С.,
с участием прокурора Камерилова М.Н.,
представителя административного истца Данилина В.В. – Данилиной Л.В., представителей административного ответчика администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области Чернышовой Т.В. и Семина И.А., представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Юг» Федорова А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Данилина Владимира Владимировича к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта недействующим полностью,
УСТАНОВИЛ:
Данилин В.В. обратился в суд с административным иском к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, в котором просит признать недействующим постановление от 07 мая 2020 г. №415-п «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков под объектом электросетевого хозяйства» со дня его принятия, как не соответствующее законодательству Российской Федерации.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, в отношении которого, в числе прочих, оспариваемым постановлением установлен публичный сервитут сроком на 49 лет, что, по его мнению, лишает возможности как его самого, так и впоследствии наследников, пользоваться земельным наделом, в связи с наличием обременения в виде использования земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия.
Кроме этого, в нарушение действующего законодательства административным ответчиком нарушен порядок принятия решения об установлении публичного сервитута, поскольку публичные слушания не проводились, все собственники земельных участков должным образом не оповещались.
Помимо указанного, оспариваемым постановлением не установлен порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут.
Административный истец Данилин В.В., будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, материалы дела содержат письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечил явку своего представителя Данилиной Л.В., которая в судебном заседании требования административного иска поддержала, дополнительно отметив, что границы публичного сервитута не определены, что вызывает неясность исполнения оспариваемого акта.
Представители административного ответчика Чернышова Т.В. и Семин И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований иска, дали пояснения аналогичные письменным возражениям, отметив, что постановление от 07 мая 2020 г. № 415-п «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков под объектом электросетевого хозяйства» принято администрацией Камышинского муниципального района в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Юг» Федоров А.Ш. поддержал позицию представителей административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам по административным искам о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части осуществляется по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, при рассмотрении административного дела указанной категории суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
В силу положений ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
В соответствии с п. 3, п.п. 8 п. 4, п. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом и для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов») (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 39.37, п. 5 ст. 39.38 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее - публичный сервитут), устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Условия установления публичного сервитута закреплены в статье 39.39 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 Земельного кодекса РФ.
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 данного Кодекса.
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться, в числе прочих, организация (далее - заявитель), являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (п. 1 ст. 39.40 ЗК РФ).
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2019 № Д23и-6636, собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2020 г. ПАО «Россети Юг» в целях размещения существующего объекта электросетевого хозяйства - ВЛ 10кВ № 3 ПС «В.Добринка» и его неотъемлемых технологических частей, необходимого для организации электроснабжения населения, обратилось к административному ответчику с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков общей площадью 338658 кв.м., в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:10:040001:198, расположенного по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, примерно в 3,5 км по направлению на юго-запад от п. Нагорный.
Указанный земельный участок согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 марта 2020 г. является общей долевой собственностью, и <данные изъяты> доля общей долевой собственности принадлежит административному истцу Данилину В.В. Вид разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства.
Ходатайство ПАО «Россети Юг» об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель подано в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, и соответствует положениям ст. 39.41 ЗК РФ, требованиям к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута (утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542 (зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2018 № 53212)), требованиям, установленным в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 541 «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения» (зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2018 № 52612)).
Согласно приложенных к ходатайству документов, объект электросетевого хозяйства, в отношении которого установлен публичный сервитут - ВЛ 10 кВ № 3 ПС «В.Добринка», существует с 1986 г., в последующем достраивался, реконструировался в 1994 г., 1995 г. Соответственно данный объект электросетевого хозяйства является существующим и относится к движимому имуществу, право на которое возникло в момент завершения его строительства (постройки) в силу Гражданского кодекса РСФСР.
Право собственности ПАО «Россети Юг» на данное электросетевое сооружение подтверждено правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами, а именно: передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой к нему инвентаризационной описью (выписка из инвентаризационной описи основных средств для учета в передаточном акте на ДД.ММ.ГГГГ, инвентарная карточка учета объекта основных средств № .... от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарная карточка учета объекта основных средств № .... от ДД.ММ.ГГГГ).
Основанием для подачи ходатайства и установления публичного сервитута послужили введенные Федеральным законом №137-ФЗ переходные положения, в соответствии с которыми право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка, оформленные с целью размещения объектов, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформляются на публичный сервитут.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области обеспечено извещение правообладателей земельных участков путем опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» муниципального образования, администрации Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области и в еженедельном вестнике «Уезд. Вести Камышинского района» от 02 апреля 2020 г. №13.
07 мая 2020 г. администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области принято постановление № 415-п «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков под объектом электросетевого хозяйства», которое в этот же день размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» муниципального образования, а также на официальном сайте администрации Верхнедобринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области и в еженедельном вестнике «Уезд. Вести Камышинского района» от 14 мая 2020 г. № 19.
Кроме этого, копия решения в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ направлена ПАО «Россети Юг», правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в орган регистрации прав.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Данилиным В.В. решение об установлении публичного сервитута принято уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района в форме постановления, что соответствует положениям ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписано Главой местной администрации. Процедура принятия постановления об установлении публичного сервитута, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации, административным ответчиком не нарушены.
При этом, суд отмечает, что в силу положений ст. 23, главы V.7 ЗК РФ установление публичного сервитута не требует проведения общественных слушаний.
Постановление соответствует нормам действующего законодательства, содержит всю необходимую в соответствии с п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ информацию, в частности цель установления публичного сервитута; сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание их местоположения; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока); график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут; указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута установлен постановлением от 07 мая 2020 г. на 49 лет с учетом положений пункта 7 статьи 23, 39.45 ЗК РФ.
На основании п. 5 ст. 39.43 ЗК РФ решением об установлении публичного сервитута утверждена схема границ публичного сервитута, являющейся приложением к решению об установлении публичного сервитута.
Согласно выписке из ЕГРН от 19 марта 2020 г. земельный участок с кадастровым номером 34:10:040001:198 частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 34:10-6.335 от 16 января 2020 г. Сведения внесены на основании ст. 56, 56.1 ЗК РФ Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства». Срок действия ограничений с 29 января 2020 г. Вид объекта реестра границ: зона с особыми условиями использования территории; Вид зоны по документу: охранная зона объекта: ВЛ 10 кВ №3 «ПС В.Добринка», расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, Камышинский район; Тип зоны: охранная зона инженерных коммуникаций.
Из выписки из ЕГРН от 19 марта 2020 г. следует, что граница земельного участка в соответствии с земельным законодательством не установлена.
В силу абзаца 4 пункта 6 и пункта 4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах, при этом земельные участки с такими зонами у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Пунктом 6 статьи 39.41 ЗК установлено, что границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
Указанные требования не распространяются на определение границ публичных сервитутов в отношении существующих объектов, поскольку требование о разработке таких документов для целей эксплуатации существующих объектов законодательством не установлено.
При таком положении, в случае если при размещении существующих инженерных сооружений разработка документации по планировке территории не осуществлялась, то границы публичного сервитута должны определяться в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
Учитывая, что в рассматриваемом случае охранная зона установлена Правительством Российской Федерации, сведения о ее границах внесены в документы государственного кадастрового учета, следовательно, с учетом п. 6 ст. 39.41 ЗК, не требуют дополнительных разъяснений.
Помимо перечисленного, на основании ч. 4 Федерального закона №137-ФЗ плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Соответственно, вопреки доводам административного истца, в данном случае плата за публичный сервитут не устанавливается.
При этом собственник линейного объекта не освобождается от обязанности возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении такого линейного объекта.
При изложенном, суд находит, что публичный сервитут установлен на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием и наличием. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5, 8 ст. 23 ЗК РФ).
Таким образом, судом установлено, что постановление администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области № 415-п от 07 мая 2020 г. «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков под объектом электросетевого хозяйства» вынесено уполномоченным органом, с соблюдением процедуры, при наличии предусмотренных законом оснований для установления оспариваемого публичного сервитута, в связи с чем оснований для признания его недействующим полностью либо в части не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №415-░ ░░ 07 ░░░ 2020 ░. «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░