50RS0005-01-2024-000441-08
Дело №2-1239/2024
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2024 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2024 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мишиной Т.Г, при секретаре судебного заседания Кошкаровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Дмитровского городского округа Московской области к Масленниковой ФИО10 о признании объекта самовольной постройкой, обязании осуществить снос,
при участии: представителя истца по доверенности – Зыриной ФИО11 представителя ответчика по доверенности – Михеева ФИО12 представителя третьего лица – Главного управления культурного наследия Московской области по доверенности - Зенина ФИО13
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Масленниковой ФИО14 о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку в установленные сроки. В обоснование иска ссылаются на то, что в их адрес поступило уведомление от Главного управления культурного наследия Московской области о нарушении 150-метровой защитной зону объекта культурного наследия федерального значения «Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв.», о выявлении самовольной постройки на земельном участке с К№, по адресу: <адрес>; согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на участке ведется строительство капитального объекта.
Представитель истца Администрации Дмитровского городского округа по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить; пояснила, что земельный участок принадлежит ответчику, образовался в результате раздела, ранее на участке стоял дом, спорный объект возведен в другом месте, входит в зону культурного наследия.
Ответчик Малсенникова ФИО15 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещен о дате слушания дела, ее представитель требования опроверг, пояснил, что на дом зарегистрирован, предоставил заключение специалиста, в котором указано, что зона не установлена, нарушений при строительстве не выявлено; на участке имеется фундамент старого дома, при строительстве нового был сделан отступ от забора.
Представитель третьего лица: Главное управление культурного наследия Московской области в судебном заседании требования истца поддержал, просил удовлетворить, предоставил отзыв.
Третье лицо – Горин ФИО16 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему: в судебном заседании установлено, что Масленниковой ФИО17 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м и жилой дом с К№, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>.
Право собственности на участок возникло на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Гориным ФИО18 и Масленниковой ФИО19 из которого следует, что участок принадлежит Горину ФИО20. на праве собственности, на основании: решения о разделе участка от ДД.ММ.ГГГГ, решения об объединении участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом осмотра защитной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв.» установлено, что на земельном участке с К№, расположенного в зоне культурного наследия ведется строительство капитального сооружения, на бетонном фундаменте.
Истец, обращаясь с иском, указывает, что объект капитального строительства расположен в зоне объекта культурного наследия, в связи с чем является самовольным и подлежит сносу.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из вышеприведенных положений ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором возведена постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет право, допускающее строительство на нем данного объекта, если постройка соответствует установленным требованиям, создание постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поэтому в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что отсутствие разрешения на строительство, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры, само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Кроме того, при рассмотрении таких споров суды должны исходить из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, обеспечивающих баланс публичных и частных интересов.
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 указанного Кодекса).
Ответчиком представлено заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что на участке расположено здание площадью <данные изъяты> кв.м, двухэтажное, является объектом капитального строительства, соответствует специальным требованиям, с технической точки зрения не создает угрозу жизни и здоровью.
Специалист указывает, что согласно графической части Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области, земельный участок с кадастровым номером № расположен: вне границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв."; в границах защитной зоны объекта культурного наследия «Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв».
Специалистом указывается на обзорный план, из которого следует, что участок находится в сложившейся двухрядной застройке между <адрес> и <адрес> - территория соседних участков застроена индивидуальными жилыми домами и надворными постройками, расстояние от территории объекта культурного наследия федерального значения "Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв." до исследуемого жилого дома составляет <данные изъяты> м, ранее существовавший жилой дом с инв.№ располагался нарасстоянии <данные изъяты> м от территории объекта культурного наследия федерального значения "Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв.".
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заключение специалист согласуется с другими имеющимися в материалах дела доказательствами, принимается в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, так ответчиком представлены договоры о подключении к централизованной системе водоотведения и холодного водоснабжения, энергоснабжения, о подключении к сети газораспределения, жилой дом поставлен на кадастровый учет.
Суд приходит к выводу, что факт расположения жилого дома в защитной зоне культурного наследия, границы которой не утверждены и применяется 150-метровая зона, на земельном участке Масленниковой ФИО21., не нарушает защитную зону объекта культурного наследия федерального значения «Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв.». Кроме того, как следует из схемы в защитной зоне также расположены иные жилые объекты и постройки, прилегающие к объекту культурного наследия.
Суд, руководствуясь положениями ст. 87 ЗК РФ, ст. ст. 218, 222, 263 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в п. п. 25, 26, 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав "от 29.04.2010 г., положениями Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с учетом заключения специалиста, исходит из того, что спорный дом находится в границах земельного участка с К№, не нарушает планировочную структуру улицы и соответствует строительным и градостроительным нормам, не нарушает защитную зону объекта культурного наследия федерального значения «Борисоглебский монастырь, XVI-XVII вв.», не нарушает законные права и интересы других лиц.
Таким образом, требования истца подлежат отказу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░22 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░№, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░