Решение по делу № 33-4951/2018 от 12.04.2018

Дело № 33-4951/18

Судья Барышникова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 21 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Рубан О.Н.

судей Мезениной М.В., Мехоношиной Д.В.,

при секретаре Алиеве М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01 февраля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Пермского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить частично.

Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанности: на железнодорожной станции «Верещагино»:

- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

- реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий,

- допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

- информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам; перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (транспортных средствах), а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;

Установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.».

Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., пояснения представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» - Яковлева А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Смирнягиной Е.А., возражавшей против отмены решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) «Железнодорожная станция Верещагино» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Истец просил возложить на ответчика обязанность обеспечить информирование, на ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» о запрещении прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности и вне КПП или без соблюдения условий допуска, перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения, совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий в течение одного года со дня вступления решения в законную силу; обязать провести проверку с получением документально подтверждённых сведений о сотрудниках сил обеспечения транспортной безопасности согласно номенклатуре (перечню) - приложению № 4 Плана, в том числе в отношении начальника станции Верещагино и лица, исполняющего обязанности начальника станции в его отсутствие, на предмет наличия/отсутствия - медицинских противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке; - административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, в соответствии со справкой по установленной форме, - судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в соответствии с приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121; запретить привлекать к выполнению работ на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности станции Верещагино, лиц, не прошедших подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности; обязать образовать (сформировать) и/или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожной станции Верещагино от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности; обязать создать на ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности и оснастить его необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие; обязать обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино»; обязать обеспечить воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) путем создания и оснащения указанного ОТИ КПП и инженерными сооружениями в соответствии со схемой ОТИ, ограждением границы зоны транспортной безопасности по всему периметру (согласно приложениям № 13, № 17 к Плану ОТБ); обязать организовать на ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» пропускной и внутриобъектовый режимы, в соответствии с внутренними организационно - распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры - ОАО «РЖД», направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, утвержденным Планом ОТБ и требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе изготовление, выдачу и учёт пропусков всех видов установленной формы; обязать оснастить ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» инженерно - техническими системами (инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности) обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности и требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, системами: видеоидентификации досмотровой зоны (КПП), видемониторинга - периметр зоны ТБ и зона свободного доступа, видеообнаружения - технологический сектор зоны ТБ; обязать обеспечить ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» необходимым количественным и качественным составом технических систем и средств досмотра для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, указывая, что оно является незаконным и необоснованным. План обеспечения транспортной безопасности, отвечающий предъявляемым к нему требованиям, не утвержден. План обеспечения транспортной безопасности, которым руководствовался суд, разработан на основании Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 43, которые утратили силу 09.11.2017 г. Соответствие имеющегося Плана обеспечения транспортной безопасности действующим Требованиям № 495 не установлено. Требуется проведение дополнительной оценки уязвимости. Суд вышел за пределы заявленных исковых требований, изложив их в редакции Требований № 495. Оснований для установления сроков реализации плана в течение 1 года не имеется.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, в том числе Федеральный закон от 06 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 09 февраля 2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», применены судом первой инстанции правильно.

Из материалов дела следует, что Пермской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Уральской транспортной прокуратуры от 02.02.2017 г. № 23-33-2017 в связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка Конфедерации FIFA 2017 на железнодорожной станции Верещагино в период с 07.02.2017г. по 15.02.2017г. с участием специалистов УГАН НОТБ ПФО Роспотребнадзора проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, о чем составлена справка о результатах проверки от 15.02.2017г.

В ходе проверки установлено, что объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Верещагино» включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории, реестровый номер ЖСГ 303081. Уведомление об установлении категории от 02.08.2012 г. №УТБ-7/3-03815-ис получено ОАО «РЖД» 06.08.2012г. Оценка уязвимости ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» проведена, результаты оценки уязвимости данного ОТИ утверждены Росжелдором 30.08.2013г. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Верещагино» разработан Свердловской дирекцией управления движением и утвержден Росжелдором 02.09.2015г.

Судом первой инстанции установлено, что транспортная безопасность железнодорожной станции Верещагино не обеспечена в соответствии с предъявляемыми требованиями. Доказательств обратного суду первой, а также апелляционной инстанции, ответчиком не представлено.

До настоящего времени утвержденный план обеспечения транспортной безопасности не реализован в полном объеме.

Правильно установив указанные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене обжалуемого решения суда не являются.

Учитывая, что Постановлением Правительства от 26.04.2017г. № 495, вступившим в силу с 01.07.2017г., утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, которые обязательны к исполнению, суд первой инстанции обоснованно руководствовался им при принятии решения.

Как правильно указал суд первой инстанции, при разрешении заявленных исковых требований суд самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований в указанной выше части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в настоящее время на железнодорожной станции «Верещагино» не обеспечивается надлежащая безопасность граждан, план обеспечения транспортной безопасности «Железнодорожная станция «Верещагино» в полном объеме не реализован.

Неисполнение действующего утвержденного плана транспортной безопасности ОТИ «Верещагино», а также не исполнение требований об обеспечении его государственной охраны создает угрозу жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, что недопустимо.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о невозможности реализации плана безопасности до проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ несостоятельны, направлены на недопустимое затягивание исполнения действующего, ранее утвержденного плана транспортной безопасности. Указанные действия создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также общественной безопасности.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2015г. № 303-АД15-5165, предприятие как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

В связи с этим необоснованными являются доводы апелляционной жалобы о возложении на ответчика обязанности по исполнению плана, утратившего свою актуальность.

Установленный судом срок исполнения решения соответствует требованиям закона, направлен на обеспечение транспортной безопасности.

С учетом вышеприведенного, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой у коллегии не имеется.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

руководствуясь статьями 199, 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4951/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Рубан Ольга Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее