Дело № 33-1129/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень |
15 февраля 2016 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: |
Григорьевой Ф.М. |
судей: |
Ситниковой Л.П., Жегуновой Е.Е., |
с участием прокурора: |
С. |
при секретаре: |
Б. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Правительства Тюменской области и Администрации города Ишима Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07 декабря 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Явровой Н.Д. - удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области включить Яврову Н.Д., <.......> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Ишима Тюменской области.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Явровой Н.Д., <.......> года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области.
Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области заключить с Явровой Н.Д. договор найма специализированного жилого помещения после предоставления Правительством Тюменской области Явровой Н.Д. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения Т.., представляющей интересы ответчиков Правительства Тюменской области и Департамента социального развития Тюменской области, действующей на основании письменных доверенностей №<.......> от <.......> года, № <.......> от <.......> года, № <.......> от <.......> года, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, объяснения П.., представляющей интересы ответчика Администрации города Ишима Тюменской области на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, объяснения прокурора С.., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, и просившей об удовлетворении иска с учетом уточнений, судебная коллегия
установила:
Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах Явровой Н.Д., обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам Правительству Тюменской области о возложении обязанности включить Яврову Н.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Ишима Тюменской области, и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, расположенное на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., к Администрации города Ишима Тюменской области о возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области после принятия Правительством Тюменской области решения о предоставлении Явровой Н.Д. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что истица Яврова Н.Д., является лицом из числа детей-сирот, поскольку родителя истицы умерли до достижения истицей совершеннолетнего возраста. До исполнения возраста 18 лет истица находилась на полном государственном обеспечении. После достижения 18-летнего возраста истицу направили в <.......>. Истица Яврова Н.Д. является инвалидом с детства, ей бессрочно установлена третья группа инвалидности по <.......>. В силу состояния своего здоровья, имеющегося у истицы заболевания, до достижения 23- летнего возраста Яврова Н.Д. не могла самостоятельно осуществлять защиту своих жилищных прав, в связи с чем не обращалась в органы опеки города Ишима и Ишимского района по вопросу предоставления ей жилого помещения. Закреплённое за истицей жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. В настоящее время Яврова Н.Д. жилья не имеет. Не смотря на достижение 18- летнего возраста, право истицы на предоставление жилья как ребенка-сироты до настоящего времени не реализовано. Учреждения в которых истица воспитывалась и органы опеки и попечительства мер для постановки истицы на учёт нуждающихся не предпринимали, чем были нарушены права Явровой Н.Д., в том числе на обеспечение жилым помещением. В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по защите жилищных прав Яврова Н.Д. до настоящего времени жильем, пригодным для проживания, не обеспечена. Истица не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Поскольку постоянным местом жительства истицы является город Ишим Тюменской области, прокурор просил предоставить истице жилое помещение на территории города Ишима Тюменской области.
В судебном заседании помощник Ишимского межрайонного прокурора Коновалова А.А. и истица Яврова Н.Д. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области - Лукьянец С.В., действующая на основании письменных доверенностей №<.......> от <.......> года №<.......> от <.......> года (л.д.42,43), в судебном заседании исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Явровой Н.Д. не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая на то, что истица до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с соответствующим заявлением не обращалась. (л.д.40-41).
Представитель ответчика, Администрации города Ишима Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие, поддерживает возражения Правительства Тюменской области (л.д.34,39).
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласны ответчики Правительство Тюменской области и Администрация города Ишима Тюменской области.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Лукьянец С.В., действующей на основании письменных доверенностей №<.......> от <.......> года и №<.......> от <.......> года, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, полагая, что судом были существенно нарушены нормы материального и процессуального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие обращение Явровой Н.Д. в уполномоченный орган по вопросу постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет. На момент достижения Явровой Н.Д., в 2007 году, совершеннолетия, действующим законодательством не была предусмотрена обязанность органа опеки и попечительства по принятию мер по постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении детей-сирот. Данная обязанность была установлена постановлением Правительства Тюменской области от 26 января 2009 года №18-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилые помещения». Указывает, что истица по достижению совершеннолетия должна была самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Действующим законодательством не предусмотрено оснований для включения в список детей-сирот, достигших возраста 23 лет, по причине их не уведомления органом опеки и попечительства об имеющемся у них праве. Яврова Н.Д. до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган по постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не обращалась, документы, подтверждающие данный факт, не предоставляла. Кроме того, указывает, что на основании п.2.1. постановления Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п уполномоченным органом по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Департамент социального развития Тюменской области. Поэтому возложение обязанности включить Яврову Н.Д. в указанный список на Правительство Тюменской области, является неправомерным.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Ишима в лице представителя Бичевой К.Б., действующей на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что, суд первой инстанции при разрешении спора не принял во внимание то обстоятельство, что на момент достижения Явровой Н.Д. в 2007 году совершеннолетия, действующим законодательством не была предусмотрена обязанность органа опеки и попечительства по принятию мер по постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении детей-сирот. Данная обязанность была установлена постановлением Правительства Тюменской области от 26 января 2009 года №18-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилые помещения». Яврова Н.Д. по достижению совершеннолетия, должна была самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд также не учёл, что действующим законодательством не предусмотрено оснований для включения в список детей-сирот достигших возраста 23 лет, по причине того, что орган опеки и попечительства не уведомил их об имеющемся у них праве.
В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков помощник Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области Коновалова А.А. просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Согласно п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Учитывая, что суд первой инстанции разрешив спор и приняв решение, не привлек к участию в деле в качестве ответчика Департамент социального развития Тюменской области, права которого затрагиваются заявленными требованиями, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с переходом к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент социального развития Тюменской области, поскольку судом первой инстанции принято решение о праве лица, не привлеченного к участию в деле.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального и материального права.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Поскольку мать истицы <.......>, умерла <.......> года, отец <.......>, умер <.......> года (л.д.12,13), следовательно истица Яврова Н.Д., <.......> года рождения приобрела статус сироты и к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, дот 21.12.1996г.) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012г.
Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.4 ФЗ №15 от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, закону придана обратная сила.
Из материалов дела следует, что истица Яврова Н.Д., <.......> года рождения (л.д.11), относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы <.......>, умерла <.......> года, отец <.......>, умер <.......> года (л.д.12,13),
Истица Яврова Н.Д. является инвалидом с детства, ей бессрочно установлена третья группа инвалидности (л.д.14-15,16-17, 28).
В 2007 году истица Яврова Н.Д. окончила образовательное учреждение - МОУ «Общеобразовательная средняя (полная) школа №<.......> г. <.......> - Югры Тюменской области». (л.д.18).
Согласно ответу на запрос главы администрации сельского поселения с. <.......> района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, от <.......> 2012 года - на квартиру, закрепленную за истицей Явровой Н.Д. по адресу: ХМАО - Югра, <.......>, каких-либо правоустанавливающих документов не имеется, данная квартира находится в запущенном состоянии, ремонту не подлежит, то есть не пригодна для проживания. (л.д.19).
Согласно справке Учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «<.......>» от <.......> 2006 года, где воспитывалась Яврова Н.Д. после смерти родителей, истица имеет статус сироты, братьев, сестер и других родственников не имеет. (л.д.20).
Согласно сведениям Департамента социального развития Тюменской области, Яврова Н.Д. не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Ишима и Ишимского района Тюменской области (л.д.21, 22).
Согласно сведениям администрации города Ишима и администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, жилые помещения из муниципального жилищного фонда Явровой Н.Д. не предоставлялись, в списках нанимателей жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда она не значится (л.д.23, 24).
В настоящее время в собственности у Явровой Н.Д. жилых помещений на территории города Ишима и Ишимского района Тюменской области не имеется, договоры социального найма на жилые помещения на территории города Ишима и Ишимского района Тюменской области не заключались (л.д.25,26, 27).
Поскольку Яврова Н.Д. до достижения возраста 18 лет относилась к категории детей-сирот, а с 18 до 23 лет - к лицам из их числа, поэтому она имела право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантий, к числу которых относится и обеспечение жилым помещением, предусмотренных ст.8 Федерального закона №159 -ФЗ.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Правительством Тюменской области принято Постановление от 29 декабря 2012 года №583-п (ред. от 02 февраля 2015 года) «Об утверждении Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений». В соответствии с п.2.1 ч.2 Постановления Департамент социального развития Тюменской области является уполномоченным органом по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Порядком.
Материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что на закрепленное за Явровой Н.Д. жилое помещение по адресу: ХМАО-Югра, <.......>, право собственности не зарегистрировано. На указанное жилое помещение вообще отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы. Более того указанная квартира для проживания непригодна (л.д.19). Между тем закрепление за истицей указанного жилого помещения явилось препятствием для постановки Явровой Н.Д. на соответствующий учет с целью обеспечения жилым помещением, как лица из числа детей - сирот.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учёт свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Судебная коллегия приходит к выводу, что причины пропуска срока Явровой Н.Д. для обращения с заявлением о включении её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными, поскольку у истицы имелись объективные причины, препятствующие ей в постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Судебная коллегия считает, что истица Яврова Н.Д. не только по своей вине не имела возможности обратиться в уполномоченный орган до достижения возраста 23 лет, поскольку за ней было закреплено жилое помещение, не имеющее правоустанавливающих документов и непригодное для проживания. Кроме того, истица Яврова Н.Д. является инвалидом с детства 3 группы (л.д.14-15), страдает <.......> (л.д.28), что по мнению судебной коллегии является основанием для восстановления срока для постановки истицы на учёт по указанной выше категории лиц и предоставлении истице жилого помещения специализированного найма.
Кроме того, до достижения Явровой Н.Д. совершеннолетия, в период нахождения её на полном государственном обеспечении, органы опеки и попечительства не выполнили возложенную на них обязанность по постановке истицы на учёт нуждающихся в жилье, что послужило причиной, ограничившей Яврову Н.Д. в праве на реализацию предусмотренных законом гарантий по обеспечению жильем.
Таким образом, уважительность причин пропуска срока обращения Явровой Н.Д. с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается материалами дела.
В соответствии с п.1.3. Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п (в ред. 02 февраля 2015 года), Порядок регулирует правоотношения по ведению Списка лиц указанной категории, предоставлению жилых помещений, определённым ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137, жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений, а также заключению в отношении данных жилых помещений договоров социального найма в случаях, установленных ч.7 данной статьи.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на её (гарантию) предоставление.
Местом жительства Явровой Н.Д. в соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации с 2007 года является территория города Ишима Тюменской области, что подтверждается светокопией паспорта истицы (л.д.9-10).
Таким образом, возложение на Правительство Тюменской области обязанности по предоставлению Явровой Н.Д. жилого помещения на территории города Ишима Тюменской области не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Поскольку в силу Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п и в соответствии с Законом Тюменской области от 06 ноября 2012 г. № 90 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» включение в данный список, влечет предоставление лицам данной категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда Тюменской области с заключением соответствующего договора найма, требования прокурора в интересах истицы Явровой Н.Д. подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст.ст.328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах Явровой Н.Д. удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области включить Яврову Н.Д., <.......> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Ишима Тюменской области.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Явровой Н.Д. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области заключить с Явровой Н.Д. договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению Явровой Н.Д. благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м..
Председательствующий:
Судьи коллегии: