Дело № 2-754/2024
УИД 57RS0024-01-2024-000967-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лазуткина Е.А.,
с участием представителя истца Беловой А.В. – Харлакиной Я.В.,
представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» – Тимохина С.В.,
представителя ответчика администрации г. Орла – Ситникова М.В.,
представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла – Луканкиной Л.Н.,
при секретаре Федорчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Беловой Александры Вячеславовны к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», администрации г. Орла, муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Белова А.В. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» (далее – МБУ «Спецавтобаза») о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП).
В обоснование требований указав, что 2 марта 2024 г. в 12 часов 15 минут водитель Белов С.А., управляя транспортным средством «Ситроен С4» с регистрационным знаком №, следовал по <адрес> произошел наезд на препятствие (дорожная выбоина залитая водой). В результате ДТП транспортное средство «Ситроен С4» с регистрационным знаком № получило механические повреждения. Белов С.А. управлял транспортным средством в исправном состоянии и двигался с разрешенной скоростью, не имея технической возможности не допустить наезд на препятствие, принял все возможные меры, но избежать ДТП не удалось. Факт наезда на препятствие и получение механических повреждений транспортным средством зафиксированы и отображены в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 2 марта 2024 г. В связи с вышеуказанными обстоятельствами истец обратился к ИП Селютину В.Ю., который подговорил экспертное заключение № 04/03/24-3 от 19 марта 2024 г. согласно которому размер затрат на восстановительный ремонт транспортного средства без учета износа составил 100 661 рубль. Помимо этого истец затратил денежные средства в размере 10 000 рублей за составление экспертного заключения. Кроме того, истцом были затрачены денежные средства по оплате нотариальной доверенности в размере 2200 рублей.
Истец, с учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с надлежащих ответчиков материальный ущерб, причиненный в результате ДТП, в размере 100 661 рубль, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 10 000 рублей, стоимость нотариальной доверенности в размере 2200 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3213 рублей.
В отзыве на исковое заявление МБУ «Спецавтобаза» выразило несогласие с заявленными требованиями, считая себя ненадлежащим ответчиком, просило исключить из числа ответчиков.
В обоснование указав, что МБУ «Спецавтобаза» является бюджетным учреждением и выполняет работы по содержанию улично-дорожной сети г. Орла, на основании утвержденного муниципального задания, содержащего все виды и объем необходимых работ. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу части 2 статьи 50 данного федерального закона к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов. Право оперативного управления на автомобильную дорогу «ул. Карачевская» общего пользования местного значения не зарегистрировано за МБУ «Спецавтобаза». Правообладателем является Муниципальное образование «Город Орел». В силу пункта 2.1 положения об Управлении строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла задачей управления является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Получателем бюджетных средств на дорожное хозяйство, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения согласно решению Орловского городского Совета народных депутатов от 19 декабря 2019 г. № 62/1053-ГС является Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла. Считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Муниципальное образование «Город Орел» в лице Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла.
В ходе рассмотрения настоящего дела к участию в качестве ответчиков привлечены администрация г. Орла, муниципальное унитарное предприятие «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла (далее – МУП «ТТП»)
В отзыве на исковое заявление администрация г. Орла выразила несогласие с заявленными требованиями, считая себя ненадлежащим ответчиком, просило отказать в их удовлетворении.
В обоснование указав, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения. Реализуя указанные полномочия администрацией г. Орла создано МБУ «Спецавтобаза». Постановлением администрации г. Орла от 31 января 2023 г. № 350 «О принятии в муниципальную казну и закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления» и распоряжением УМИЗ администрации г. Орла от 16 февраля 2023 г. № 114 автомобильные дороги г. Орла закреплены на праве оперативного управления за МБУ «Спецавтобаза». В п. 181 перечня дорог и проездов, являющегося приложением к постановлению, указана автомобильная дорога общего пользования ул. Карачевская. Пункт 1 ст. 120 и п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Из устава МБУ «Спецавтобаза» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Орел» осуществляет управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла. Обязанность по содержанию улично-дорожной сети (автомобильных дорог, в том числе автодороги по ул. Карачевская) возложена на МБУ «Спецавтобаза».
В судебном заседании представитель истца Харлакина Я.В. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Спецавтобаза» Тимохин С.В. исковые требования не признал, полагал,
что МБУ «Спецавтобаза» является ненадлежащим ответчиком, просил отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Орла Ситников М.В. исковые требования не признал, полагал,
что администрация г. Орла является ненадлежащим ответчиком, просил отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «ТТП» Луканкина Л.Н. исковые требования не признала, просил отказать в их удовлетворении к МУП «ТТП», поскольку является ненадлежащим ответчиком. Указала, что обязанность по содержанию улично-дорожной сети (автомобильных дорог) на МУП «ТТП» не возлагалась, и уставом учреждения не предусмотрена.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч. 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Исходя из содержания приведенной нормы, для возложения имущественной ответственности за причиненный вред необходимо наличие таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вина, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог
на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, регламентировано, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
На момент дорожно-транспортного происшествия перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог были установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, указанных в таблице «А1» приложения «А». Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и иных повреждений не должны превышать по длине 15 см, глубине 5 см, площадью – 0,06 кв.м (Таблица «А1» приложения «А» к ГОСТ Р 50597-2017).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Беловой А.В. принадлежит на праве собственности транспортное средство «Ситроен С4» с регистрационным знаком М 556 СМ 57 РУС, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства №.
2 марта 2024 г. в 12 часов 15 минут водитель Белов С.А., управляя транспортным средством «Ситроен С4» с регистрационным знаком №, следовал по <адрес> произошел наезд на препятствие (дорожная выбоина залитая водой). В результате ДТП транспортное средство получило механические повреждения.
Определением инспектора группы по исполнению административного законодательства отдельного специализированного батальона дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции Управления министерства внутренних дел России по Орловской области (далее – ИАЗ отдельного СБ ДПС Госавтоинспекции УМВД России по Орловской области) от 2 марта 2024 г. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении Белова С.А., по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В определении указано, что Белов С.А. управлял транспортным средством при наличии полиса «ОСАГО».
Согласно рапорту от 2 марта 2024 г. № 767, составленному инспектором группы ИАЗ отдельного СБ ДПС Госавтоинспекции УМВД России по Орловской области, на месте ДТП были зафиксированы недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно на проезжей части имеется дорожная выбоина размерами: длина 1,3 метров, ширина 0,6 метров, глубина 0,12 метров, залитая водой.
Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Постановлением Администрации г. Орла от 31 января 2023 г. № 350 имущество, в том числе дорога по ул. Карачевская г. Орла изъято из оперативного управления МКУ «ОМЗ г. Орла», и на основании акта от 7 сентября 2023 г. передано и закреплено на праве оперативного управления за МБУ «Спецавтобаза».
Согласно пункту 3.1 Устава, утвержденного начальником управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла 20 января 2023 г., МБУ «Спецавтобаза» создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным видом деятельности МБУ «Спецавтобаза» является, в том числе деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, а также строительство автомобильных дорог и автомагистралей (пп. 2.2.1, 2.2.6 пункта 2.2 Устава).
Согласно пункту 2.1 Устава, утвержденного начальником управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла 20 января 2023 г., МБУ «Спецавтобаза» создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным видом деятельности МБУ «Спецавтобаза» является, в том числе деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, а также строительство автомобильных дорог и автомагистралей (пп. 2.2.1, 2.2.6 п. 2.2 Устава).
Согласно пункту 1 раздела 2 главы 1 Устава, утвержденного заместителем начальника управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от 30 июня 2020 г. № 306 МУП «ТТП» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в транспортных перевозках в пределах г. Орла.
Пунктом 2 Устава предусмотрено, что предметом деятельности предприятия является деятельность по осуществлению постоянных непрерывных перевозок в г. Орле пассажиров городским электрическим транспортом (трамваем, троллейбусом), автобусами и обеспечение условий для выполнения данного вида работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей, улучшение культуры обслуживания.
Согласно абзацу 2 п. 3 Устава для достижения целей предприятия осуществляет в установленном законодательством и нормативными правовыми актами РФ, Орловской области и Муниципального образования «Город Орел» в порядке следующие виды работ: производство всех видов инженерно-технического обслуживания, проектирования, строительства и ремонтов, в том числе, капитальных и реконструкции объектов автобусного горэлектротранспорта (подвижного состава, трамвайных путей, контактных сетей, тяговых подстанций, кабельных и воздушных электрических сетей, зданий и сооружений, речного транспорта).
30 октября 2023 г. между МУП «ТТП» и МБУ «Спецавтобаза» заключен договор на выполнение работ по аварийно-предупредительному ремонту трамвайных путей.
Предметом договора являются выполнение по заданию заказчика работ подрядчиком по ремонту трамвайных путей согласно перечню участков и сроков выполнения работ по ремонту трамвайного пути. Срок выполнения работ по 30 декабря 2023 г.
4 декабря 2023 г. между МБУ «Спецавтобаза» и обществом с ограниченной ответственностью «ЖелезноДорожная Строительная Компания» (далее – ООО «ЖелезноДорожная Строительная Компания») заключен договор № 79з на выполнение работ по аварийно-предупредительному ремонту трамвайных путей г. Орла, в том числе, по ул. Карачевская от ул. Карачевская д. 144 до Воскресенского пер.
Срок выполнения работ по 5 декабря 2023 г.
Согласно справе о стоимости выполненных работ и затрат от 7 декабря 2023 г. ООО «ЖелезноДорожная Строительная Компания» выполнены работы по ул. Карачевская от ул. Карачевская д. 144 до Воскресенского пер.
Согласно п. 9.2 договор № 79з срок гарантии качества составляет 12 месяцев со дня подписания документа о приемке.
Пункт 9.4 договора предусматривает, что подрядчик несет ответственность за недостатки работ, обнаруженные в период гарантийных сроков.
Пунктом 9.5 договора предусмотрено, что устранение недостатков работ, выявленных в течение гарантийных сроков, осуществляется силами подрядчика и за его счет.
Пункт 9.6 договора предусматривает, что если в течение гарантийных сроков будут выявлены недостатки (дефекты), заказчик уведомляет об этом подрядчика в порядке, предусмотренном контрактом для направления уведомлений.
Таким образом, исходя из требований истца, надлежащим ответчиком по настоящему делу является МБУ «Спецавтобаза», поскольку его бездействие, выраженное в непринятии мер по восстановлению надлежащего состояния дорожного полотна участка дороги в районе д. 97 по ул. Карачевская г. Орла, которое на момент ДТП передано и закреплено за указанным ответчиком на праве оперативного управления, не сообщению подрядчику ООО «ЖелезноДорожная Строительная Компания» о выявленных недостатках в межрельсом пространстве по указанному адресу, привело к причинению механических повреждений транспортному средству истца, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии вины МБУ «Спецавтобаза» в причинении ущерба имуществу истца.
Довод ответчика МБУ «Спецавтобаза» о том, что право оперативного управления МБУ «Спецавтобаза» на автодорогу по ул. Карачевская г. Орла не зарегистрировано, в связи с чем, обязанность по надлежащему содержанию указанной автодороги возлагается на администрацию г. Орла как на собственника, суд считает несостоятельным.
Отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на автомобильную дорогу не освобождает МБУ «Спецавтобаза» от обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги общего пользования, поскольку по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, которая согласно материалам дела состоялась в 2023 г.
Согласно экспертному заключению от 19 марта 2024 г. № 04/03/24-3, проведенному индивидуальным предпринимателем Селютиным В.Ю. (далее – ИП Селютин В.Ю.), стоимость восстановительного ремонта транспортного средства «Ситроен С4» с регистрационным знаком М 556 СМ 57 РУС, составляет 100 661 рубль, что не оспаривалось в судебном заседании ответчиками.
В силу положений ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд обращает внимание, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ).
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что оценка доказательств, в том числе заключений экспертов, должна производиться судом не произвольно, а по правилам, установленным законом; заключение эксперта подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Закон обязывает суд дать оценку каждому предоставленному доказательству, включая заключение эксперта, указать обстоятельства, которые он считает установленными по делу, а также обосновать это мнение.
Экспертное заключение от 19 марта 2024 г. № 04/03/24-3 по мнению суда, является обоснованным и соответствующим вышеуказанным требованиям. Оно содержит в себе подробное описание проведенного исследования, в заключении указаны все методы, с помощью которых проводилось исследование. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что данное экспертное заключение отражает объективность исследования.
Определяя размер причиненного истцу Беловой А.В. ущерба, суд исходит из стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, установленной экспертным заключением от 19 марта 2024 г. № 04/03/24-3, проведенным ИП Селютиным В.Ю. в размере 100 661 рубль.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми, и считает обоснованным заявленное истцом требование о взыскании с МБУ «Спецавтобаза» суммы причиненного материального ущерба в размере 100 661 рубль, при этом не находит оснований для удовлетворения иска к МУП «ТТП» и администрации г. Орла.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В судебном заседании установлено, что Белова А.В. заключила с ИП Селютиным В.Ю. договор об оказании услуг по экспертизе № ЭК-04/03/24-3 от 19 марта 2024 г. по проведению независимой технической экспертизы. Стоимость экспертизы составляет 10 000 рублей, что подтверждается квитанцией от 19 марта 2024 г. об оплате экспертного заключения.
С учетом результатов рассмотрения дела данные расходы подлежат удовлетворению и взысканию с ответчика МБУ «Спецавтобаза» в размере 8000 рублей.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика понесенных им расходов по составлению доверенности в сумме 2200 рублей.
В соответствии с абз. 3 п. 2 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
В связи с указанным, требования о взыскании расходов по составлению доверенности в размере 2200 рублей, подлежат удовлетворению, поскольку данная доверенность выдана для участия представителей в настоящем гражданском деле.
Истцом Беловой А.В. при обращении в суд с исковым заявлением была оплачена государственная пошлина в размере 3323 рубля, согласно чеку по операции от 1 апреля 2024 г.
В связи с тем, что истец Белова А.В. уточнила требования о взыскании государственной пошлины, уменьшив ее до 3213 рублей, то с ответчика МБУ «Спецавтобаза» в пользу истца необходимо взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3213 рублей, а излишне уплаченная Беловой А.В. государственная пошлина в размере 110 рублей подлежит возврату истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Беловой Александры Вячеславовны к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о взыскании материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия, – удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» (ИНН 5700002154, ОГРН 1235700000348) в пользу Беловой Александры Вячеславовны (-- ) материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 100 661 рубль, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 10 000 рублей, стоимость нотариальной доверенности в размере 2200 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3213 рублей, а всего в размере 116 074 (сто шестнадцать тысяч семьдесят четыре) рубля.
Возвратить Беловой Александре Вячеславовне из бюджета муниципального образования «город Орел», сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 110 (сто десять) рублей.
В удовлетворении исковых требований Беловой Александры Вячеславовны к администрации г. Орла, муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла о взыскании материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2024 г.
Судья Е.А. Лазуткин