Дело № 2а-103/2020
УИД 21RS0007-01-2020-000018-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В.,
с участием
административного ответчика Ивановой Н.А.,
прокурора Козловского района Чувашской Республики Зотова А.П.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Козловскому району о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Ивановой Наталии Алексеевны,
установил:
Начальник ОМВД России по Козловскому району обратился в суд с административным иском о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Ивановой Н.А., мотивировав тем, что решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от <дата> Ивановой Н.А. был установлен административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков в розлив, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 6 часов следующего дня, если это не связано с графиком работы или обучения поднадзорного лица. <дата> Иванова Н.А. поставлена на профилактический учет под административный надзор в ОМВД России по Козловскому району. Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> в отношении Ивановой Н.А. установлено дополнительное административное ограничение в виде дополнительной явки в орган внутренних дел для регистрации, всего четыре раза в месяц. По состоянию на <дата> Иванова Н.А. отбыла 8 месяцев 16 дней из установленного срока административного надзора. По месту жительства ответчик характеризуется удовлетворительно. В период нахождения под административным надзором Иванова Н.А. на профилактические меры должным образом не реагирует, административные ограничения не соблюдает, дважды привлекалась к административной ответственности, а именно, <дата> по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, <дата> по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Ответчик постоянного источника доходов не имеет, довольствуется временными заработками, злоупотребляет спиртными напитками. Полагая, что Иванова Н.А. склонна к совершению повторных преступлений и административных правонарушений, в целях предупреждения совершения правонарушений, оказания на нее индивидуального профилактического воздействия, просил продлить ей административный надзор на 1 месяц и установить в отношении нее дополнительное административное ограничение в виде запрета выезда за пределы муниципального образования на территории Российской Федерации, избранного в качестве места постоянного проживания или преимущественного пребывания.
Административный истец - представитель ОМВД России по Козловскому району, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. От старшего инспектора направления осуществления административного надзора ОМВД России по Козловскому району Игнатьева А.Г., действующего по доверенности от <дата>, поступило заявление от <дата>, в котором, поддерживая административный иск в полном объеме, просил рассмотреть дело без их участия.
На основании ч. 4 ст. 272 КАС РФ, с учетом мнений ответчика Ивановой Н.А. и прокурора, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя органа внутренних дел, поскольку его явка не признана обязательной.
Административный ответчик Иванова Н.А. в судебном заседании иск признала, по существу требования каких-либо возражений не привела. Дополнительно пояснила, что с августа 2019 года работает уборщицей на городском рынке ООО «ЛАД». Она являлась на регистрацию в ОМВД России по Козловскому району, но должностное лицо, проводившее регистрацию, на месте отсутствовал. Ей не объяснили, что можно отметиться в дежурной части. Поэтому, считает, что в регистрационном листе за <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, проставлены отметки, что не явилась. За пределы района не выезжала, была по месту жительства, кроме выходов на работу. Однажды, в ночное время не открыла дверь сотрудникам полиции, так как находилась в тот момент в состоянии опьянения. Подтвердила, что дважды привлекалась к административной ответственности: <дата> по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, <дата> по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Выслушав объяснение ответчика, исследовав представленные письменные доказательства и материалы дела административного надзора <число>, заслушав заключение прокурора Зотова А.П., полагавшего административный иск ОМВД России по Козловскому району не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> Иванова Н.А. осуждена по ч. 1 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 8 месяцев, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Постановлением Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> условное осуждение Ивановой Н.А. отменено с направлением для отбывания назначенного наказания в виде 8 месяцев лишения свободы в исправительную колонию общего режима.
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> Иванова Н.А. осуждена по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158, ст. 70 [приговор мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от 01.08.2017] УК РФ окончательно к наказанию в виде 1 года 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> постановлено исполнять самостоятельно.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от <дата> отношении Ивановой Н.А. установлен административный надзор сроком на 3 (три) года с установлением административных ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации три раза в месяц; запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков в розлив; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов утра, если это не связано с графиком работы или обучения.
Из справки <число>, выданной ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии <дата>, следует, что Иванова Н.А. содержалась в местах лишения свободы с <дата> по <дата>, откуда освобождена по отбытии наказания.
<дата> ОМВД России по Козловскому району в отношении Ивановой Н.А. заведено дело административного надзора, в тот же день установлен график явок на регистрацию. Иванова Н.А. была ознакомлена с правами и обязанностями поднадзорного лица и предупреждена о том, что в случае совершения в течение года двух или более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, ей может быть продлен срок административного надзора и дополнены ранее установленные ограничения.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> Ивановой Н.А. установлено административное ограничение в виде дополнительной обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, всего 4 раза в месяц.
<дата> Иванова Н.А. вновь предупреждена о недопустимости совершения административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В тот же день ей повторно разъяснены положения ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, о чем взято соответствующее предупреждение.
По сведениям, приведенным в листе учета ежемесячных проверок поднадзорного лица по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях, после дополнения судом административных ограничений Иванова Н.А. в октябре 2019 года и в декабре 2019 года была привлечена к административной ответственности.
Так, по факту нарушения <дата> административного ограничения в виде запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, Иванова Н.А., являющаяся лицом, в отношении которого судом установлен административный надзор и административные ограничения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде обязательных работ на срок 20 (двадцать) часов. Ранее, <дата> Иванова Н.А. совершила аналогичное правонарушение, тем самым совершила повторное в течение одного года административное правонарушение и нарушила возложенные на нее ограничения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> Иванова Н.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Вышеуказанные постановления не обжалованы, вступили в законную силу.
Согласно справке-характеристике участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Козловскому району от <дата> Иванова Н.А. проживает по адресу: <адрес>. Отмечается, что постоянного источника доходов не имеет, по месту жительства характеризуется отрицательно. По сведениям интегрированного банка данных "Регион" привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ (<дата>, <дата>), ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ (<дата>), ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ (<дата>), ст. 20.25 КоАП РФ (<дата>), ранее судимая. Состоит на профилактическом учете как лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу требований ст. 270 КАС РФ органы внутренних дел могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Диспозиция названной нормы Закона устанавливает не безусловное дополнение установленных ранее поднадзорному лицу административных ограничений по заявлению органа внутренних дел, а исключительно с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении и соблюдении административных ограничений.
Судом установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> Иванова Н.А. осуждена по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ с присоединением наказания, назначенного приговором этого же суда от <дата> (с учетом постановления Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата>) по ч. 1 ст. 158 УК РФ, окончательно к 1 году 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобождена по отбытии наказания 25 апреля 2019 года. Срок погашения судимости Ивановой Н.А. на основании п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ составляет 3 года, истекает 25 апреля 2022 года.
Вступившим в законную силу решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от <дата> в отношении Ивановой Н.А. установлен административный надзор и административные ограничения сроком на 3 года, как лицу, освобождаемому из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ). Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Ивановой Н.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
<дата> Иванова Н.А. поставлена на профилактический учет в ОМВД России по Козловскому району, в отношении нее заведено дело административного надзора <число>.
Исследованными доказательствами по делу подтверждается, что после дополнения решением Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> (вступило в законную силу <дата>) административных ограничений в течение календарного года Иванова Н.А. дважды привлекалась к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на порядок управления, а именно, по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ (повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния), а также за административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, - по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом). Постановления о привлечении к административной ответственности Ивановой Н.А. не обжалованы и вступили в законную силу. Иванова Н.А. по месту жительства характеризуется отрицательно, как лицо, склонное к совершению правонарушений и преступлений, продолжающее нарушать установленные в отношении него административные ограничения, не исполняющее обязанностей поднадзорного лица.
Соглашаясь с приведенными в административном иске доводами, суд находит, что совершенные Ивановой Н.А. административные правонарушения относятся к категории административных правонарушений, при совершении которых предусмотрена возможность продления срока административного надзора.
Обращаясь в суд с административным иском, ОМВД России по Козловскому району просил продлить срок административного надзора в отношении Ивановой Н.А. на 1 месяц, то есть, исходя из установленных по делу обстоятельств, до 25.05.2022.
Между тем, продление Ивановой Н.А. срока административного надзора на 1 месяц противоречит требованиям ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, ограничивающим срок административного надзора сроком погашения судимости. Применительно к рассматриваемому делу предельный срок административного надзора в отношении Ивановой Н.А. не может превышать срок погашения судимости по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от 20 апреля 2018 года, который истекает 25 апреля 2022 года.
При таких обстоятельствах, основания для продления срока административного надзора в отношении Ивановой Н.А. отсутствуют, административный иск ОМВД России по Козловскому району в указанной части подлежит оставлению без удовлетворения.
Рассматривая и разрешая административный иск в части дополнения ответчику Ивановой Н.А. административных ограничений, суд приходит к следующему.
Пункт 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" допускает установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) установлены следующие виды муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" статусом муниципального района наделен Козловский район с административным центром в городе Козловка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Следовательно, при дополнении ранее установленных административных ограничений, с учетом конкретных обстоятельств дела и личности поднадзорного лица, суд должен исходить из их профилактического воздействия на его поведение.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Между тем, необходимость дополнения административному ответчику Ивановой Н.А. ранее установленных административных ограничений административным ограничением в виде запрещения выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства в качестве места постоянного проживания или преимущественного пребывания посещения истцом ничем не мотивирована. Целесообразность с точки зрения компетентного органа установления в отношении поднадзорного лица дополнительного административного ограничения в качестве дополнительной меры профилактического воздействия на него не является достаточным основанием для удовлетворения административного иска.
Суд считает, что при установленных обстоятельствах по делу, с учетом образа жизни и поведения поднадзорного лица, цели административного надзора в отношении Ивановой Н.А. могут быть достигнуты в рамках имеющихся административных ограничений, ранее установленных судебными решениями.
При таких обстоятельствах, воспользовавшись дискреционным правом на оценку доказательств, предусмотренным ст. 84 КАС РФ, исследовав в совокупности все представленные по делу доказательства, с учетом мнения прокурора, суд полагает, что в удовлетворении административного иска ОМВД России по Козловскому району о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Ивановой Н.А. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Козловскому району о продлении административного надзора на срок один месяц и дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Ивановой Наталии Алексеевны административным ограничением в виде запрета выезда за пределы муниципального образования на территории Российской Федерации, избранного в качестве места постоянного проживания или преимущественного пребывания, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы, представления через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 27 января 2020 года