Решение по делу № 2-101/2017 (2-4421/2016;) от 22.11.2016

Дело № 2-101/17 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


17 января 2017 года г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кордон Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Москаленко О.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Перми Казачкова А.М.,

представителя ответчика ООО «Управляющая компания «Гайва» - Лядовой Н.Н., действующей на основании доверенности № 04 от 09.01.2017 г.,

представителя третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации города Перми – Кривченкова Н.А., действующего на основании доверенности № 119 от 29.12.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Гайва», ООО «Пермская сетевая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ООО «Управляющая компания «Гайва», ООО «Пермская сетевая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка по обращению директора ООО «УК «Гайва» Жуйкова В.И. по вопросу бездействия ООО «Пермская сетевая компания» по герметизации вводов отопления со стороны лотков по многоквартирным домам по адресу: ... и .... В соответствии с договорами управления № ДУ-04/12 от ..., № ДУ-09/12 от ..., № ДУ-13/12 от ... ООО «Управляющая компания «Гайва» (ИНН 5907050108) осуществляет управление указанными многоквартирными домами. ООО «УК «Гайва» при подготовке к отопительному сезону в 2015-2016 г.г. не произвела в полном объеме герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения в данных многоквартирных домах, по рекомендации ООО «ПСК», что подтверждается актом технической готовности системы теплоснабжения объекта к отопительному сезону 2015-2016 годов от ... Согласно письму руководителя участка ... тепловой инспекции от ... ... акт готовности системы теплоснабжения объекта к отопительному сезону 2016-2017 годов выдан ООО «УК «Гайва» только на многоквартирный дом .... Акты готовности многоквартирных домов по ... и по ..., ООО «УК «Гайва» не выдавались, так как выявлены отсутствие сужающего устройства и отсутствие герметизации вводов. ООО «ПСК» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей на основании договора теплоснабжения ... от ... поставку тепловой энергии и ГВС в многоквартирные жилые дома по адресу ... и ..., находящихся в управлении ООО «УК «Гайва». Подвальные помещения указанных многоквартирных домов неоднократно затапливало через вводы сетей отопления и ГВС со стороны лотков принадлежащих ООО «ПСК», что в свою очередь подтверждается заявлениями старшей дома по ..., Гриталевой О.В. от ... и ..., а также рабочими заданиями ООО «УК «Гайва» ..., 519 от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ... В многоквартирном доме ... происходило затопление подвала, что подтверждается рабочими заданиями ООО «УК «Гайва» ... от ..., ..., 647 от ..., ..., 666 от ... ООО «УК «Гайва» неоднократно обращалось в адрес ООО «ПСК» (письма ... от ..., ... от ..., ... от ... от ...) с требованием произвести герметизацию вводов отопления и ГВС со стороны лотков по вышеуказанным МКД, но ООО «ПСК» никаких мер по герметизации ввода отопления и ГВС не предприняло. Согласно ответу ООО «ПСК» от ... ... следует, что герметизация вводов инженерных коммуникаций является обязанностью организации по обслуживанию жилого дома. В соответствии с выпиской из ЕГРП от ... инженерные сети начало - тепловая камера ТК-48, конец - жилые дома по ... ...; ...; ..., здания по ..., находятся в собственности ООО «ПСК» с ... Также, из письма технического директора - главного инженера ООО «ПСК» следует, что через многоквартирные дома по ... проходит транзитный трубопровод отопления и горячего водоснабжения.

Прокуратурой района ... в адрес директора ООО «ПСК» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ, с указанием требования незамедлительно преступить к проведению работ по герметизации вводов отопления и ГВС со стороны лотков по многоквартирным домам по адресу: ... и .... Указанное представление ООО «ПСК» рассмотрено, в удовлетворении требований прокурора Орджоникидзевского района г. Перми отказано, герметизация вводов отопления со стороны лотков по многоквартирным домам по адресу: ... и ..., не выполнена. При определении лица, обязанного осуществлять содержание спорного транзитного трубопровода следует принять во внимание, что тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение МКД относятся к социально значимым объектам. В нарушение п. 3.4.1, 4.1.1, ..., 4.10.2.1 Правил ... ООО «УК «Гайва» не обеспечило герметизацию вводов отопления и ГВС со стороны подвала по вышеуказанным многоквартирным домам, что привело к затоплению подвальных помещений МКД и может повлечь причинение ущерба общему имуществу МКД и собственников жилых помещений. ООО «ПСК» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и ГВС в многоквартирные жилые дома по адресу ... и ..., находящихся в управлении ООО «УК «Гайва». Обязанность по содержанию тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством о теплоснабжении является обязанностью использующей данные сети организации, в данном случае ООО «ПСК».

Действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов многоквартирных жилых домов не возложена. Учитывая, что транзитные сети теплоснабжения и ГВС, проходящие по подвалу многоквартирного дома ..., не являющиеся общедомовым имуществом, и используются ООО «ПСК» при осуществлении производственной деятельности, то ООО «ПСК» обязано содержать в исправном и нормативном состоянии используемые им транзитные сети. В нарушение требований действующего законодательства ООО «ПСК» не обеспечило безопасность и своевременное техническое обслуживание транзитных сетей теплоснабжения и ГВС, в результате чего произошло затопление подвалов многоквартирных домов ... по .... Обязанность поддерживать в исправном технологическом состоянии тепловые сети, используемые ООО «ПСК» для своей производственной деятельности, предусмотрены разделом 6 Правил технической эксплуатации энергоустановок от ... ... (Приказ Минэнерго РФ ... ...). Поскольку наличие у теплоснабжающей организации соответствующей обязанности по содержанию имущества установлено нормативно и не зависит от установления за данной организацией права собственности (иного законного права) на участки транзитных тепловых сетей, интересы неопределенного круга лиц могут быть защищены в исковом порядке посредством заявления иска об обязании исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков сетей, проходящих по подвалу многоквартирного дома по ..., а также по содержанию вводов отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах по адресу: ... и ..., в технически исправном состоянии. Таким образом, даже если транзитный участок сети является бесхозяйным, однако используется теплоснабжающей организацией для доставки ресурсов потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация в данном случае ООО «ПСК», которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования (в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ... ... «О теплоснабжении»). Исходя из толкования указанных норм Закона о теплоснабжении следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозный участок сетей (сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) является теплосетевая организация - ООО «ПСК», тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями. Ненадлежащее состояние транзитной тепловой сети влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку транзитный трубопровод теплоснабжения и ГВС, проходящий по подвалу многоквартирного дома по ..., не являются общедомовым имуществом.

С учетом уточненных требований просит признать: бездействие ООО «Управляющая компания «Гайва» по неисполнению обязательств по содержанию, ремонту и обслуживанию вводов отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах по адресу: ... и ..., незаконным; обязать ООО «Управляющая компания «Гайва» незамедлительно производить герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны подвала в многоквартирных домах по адресу: ... и ..., при нарушении целостности герметизации вводов отопления и горячего водоснабжения; признать бездействие ООО «Пермская сетевая компания» по неисполнению обязательств по содержанию, ремонту и обслуживанию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны лотков в многоквартирных домах по адресу: ... и ..., незаконным; обязать ООО «Пермская сетевая компания» содержать и эксплуатировать транзитные участки сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома по адресу: ..., в технически исправном состоянии до момента определения собственника; обязать ООО «Пермская сетевая компания» произвести герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны лотков по многоквартирным домам по адресу: ... и ...; обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для граждан.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования. Дополнил, что герметизация производится как с наружной стороны здания, так и с внутренней (со стороны подвала). Герметизация с внутренней стороны здания это обязанность управляющей компании, которая данную обязанность не исполнила либо провела работы ненадлежащего качества, что приводит к затоплению подвалов жилых домов. ПСК обязано герметизировать вводы со стороны лотков, так как они при эксплуатации тепловых сетей извлекают прибыль.

Представитель ответчика ООО «УК «Гайва» в судебном заседании исковые требования не признала. Ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в управлении ООО «УК «Гайва» находятся многоквартирные жилые дома по адресам: ... а также многоквартирный жилой дом ..., на основании заключенных договоров управления. Управляющая компания осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией и эксплуатацию жилого и нежилого фонда, инженерных сооружении, коммунальной инфраструктуры Пермского края в соответствии с Уставом, а также действующим законодательством РФ. Между ООО «УК «Гайва» и поставщиком теплового ресурса ООО «Пермская сетевая компания» сложились фактические договорные отношения, ввиду того, что договор теплоснабжения ... не согласован и находится на разногласиях, а, следовательно, считается не заключенным. Предметом договора является поставка тепловой энергии (горячего водоснабжения и отопления). В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Кроме того, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Пунктом 8 Правил ... предусмотрено, что внешней границей сетей тепло и водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законом, является внешняя граница стены многоквартирного жилого дома. В целях исполнения вышеуказанных норм ООО «УК «Гайва» при подготовке к отопительному сезону 2015-2016 г.г., 2016-2017 г.г. производило в полном объеме герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения МКД по рекомендациям выданных ООО «ПСК», что подтверждается актами тепловой инспекции. Просит в удовлетворении требований в отношении ООО «УК «Гайва» отказать в полном объеме; удовлетворить исковые требования в отношении ООО «Пермская сетевая компания» в полном объеме (л.д. 115 - 116).

Представитель ответчика ООО «ПСК» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании не отрицала, что по трубопроводу, находящемуся в подвале дома по ... осуществляется подача тепловой энергии в другие дома. Также представила отзыв, в котором указала, что из искового заявления истца и обстоятельств дела не усматривается наличие у «ПСК» права собственности на транзитные участки трубопроводов теплоснабжения и ГВС, проходящим по подвалу жилого дома по адресу: ..., а также аварийное состояние данных транзитных трубопроводов, так как данное имущество ответчиком не приобреталось. Считает, что ООО «ПСК» не может быть признано надлежащим ответчиком, так как надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Департамент имущественных отношений администрации города Перми как уполномоченный орган, ответственный за выявление бесхозяйной сети и назначение эксплуатирующей организации, Муниципальное образование город Пермь как собственник участков транзитной тепловой сети, проходящих по подвалам жилых домов по ... и ООО «УК «Гайва» как организация, осуществляющая обслуживание жилищного фонда. Просит прокурору Орджоникидзевского района города Перми отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 80 - 85).

Представитель третьего лица Администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее представила письменный отзыв, в котором указала (со ссылками на ст. ст. 134, 539 – 541 ГК РФ, положения Жилищного кодекса РФ, что организацией, эксплуатирующей тепловые сети, на которой лежит бремя по содержанию тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии, транзитных участков сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящих по подвалам многоквартирных домов по адресу: ... и ..., является ООО «Пермская сетевая компания». Ненадлежащее состояние транзитной тепловой сети влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку транзитный трубопровод теплоснабжения и ГВС, проходящий по подвалу многоквартирного дома по ..., не является общедомовым имуществом. Просит удовлетворить исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме (л.д. 75 - 78).

Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в судебном заседании поддержал позицию представителя Администрации г. Перми.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.

На основании подпункта «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... ..., в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен в Правилах технической эксплуатации. В соответствии с разделом II Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от ... ... (далее по тексту Правила ...), система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания.

Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1 - 2.4 указанных Правил).

Согласно пунктам 3.4.1., 4.1.1, ..., 4.10.2.1 Правил ... организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкции. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. Не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты; мостики для перехода через коммуникации должны быть исправными. Вводы инженерных коммуникаций в подвальные помещения через фундаменты и стены подвалов должны быть герметизированы и утеплены. Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно- влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Частью 1 ст. 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (ч. 1 ст. 542 ГК РФ).

В соответствии с п. 9.19 «СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания в газифицированных районах необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникание воды и газа в здания, а в негазифицированных - воды.

Согласно п. 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... (далее по тексту Правила ...) в состав общего имущества включаются, в том числе, оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 8 Правил ... предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Приказом Госстроя РФ от ... ... утверждена «МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» утвержденная, пунктами 2.1, 2.27, 29, 6.1 которой предусмотрено содержание тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций и других сооружений в работоспособном технически исправном состоянии, организация технического обслуживания ремонт тепловых сетей является основной обязанностью организации эксплуатирующей тепловые сети. Кроме того, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и других нарушений; принимать участие в расследовании причин аварий, принимать меры по их устранению, профилактике и учету.

Приказом Минэнерго РФ от ... ... утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту Правила ...), в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

На основании п. 2.6 Правил ..., организации, в которых находится на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых сетей (осмотры, технические освидетельствования).

Пунктами 2.1.1, 2.7.2, 6.1.6, ... Правил ... установлено, что при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния; на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания; при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, а также принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и осуществлять контроль за коррозией.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРП от ... участок инженерной сети протяженностью 1491,1 п.м в Орджоникидзевском районе г. Перми, начало – тепловая камера ТК-48, конец – жилые дома по ..., ... здания по ... ... находится в собственности Муниципального образования город Пермь (л.д. 64).

Деятельность ООО «Управляющая компания «Гайва» подтверждается свидетельствами (л.д. 7, 8), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 9 - 13), Уставом (л.д. 14 - 16).

между ООО «УК «Гайва» и собственниками помещений многоквартирных домов ... по ..., ... ... по ..., ... по ... были заключены договоры управления многоквартирными домами: № ДУ-09/12 от ... (л.д. 17 - 18); № ДУ-04/12 от ... (л.д. 19 - 20); № ДУ-13/12 от ... (л.д. 21-22) соответственно.

... директор ООО «УК «Гайва» обратился в Прокуратуру Орджоникидзевского района г. Перми с жалобой на бездействия ООО «Пермская сетевая компания» по герметизации вводов отопления со стороны лотков по многоквартирным домам по адресу: ... и ... (л.д. 23).

В материалах дела имеются: обращения в прокуратуру района от ... директора ООО «УК «Гайва» (л.д. 23, 32), рабочие задания ООО «УК «Гайва» (л.д. 24 - 26), заявления жителей домов (л.д. 27), письма в адрес ООО «Пермская сетевая компания» (л.д. 28, 29) и ответ (л.д. 30), письмо в адрес администрации Орджоникидзевского района г. Перми (л.д. 31), акты технической готовности системы теплопотребления объекта к отопительному сезону 2015-2016 гг., 2016-2017 гг. (л.д. 33, 38 - 39, 40 - 41, 44 – 45, 119), акты гидравлических испытаний на плотность и прочность наружной теплотрассы, теплового пункта и системы теплопотребления объекта и проверки состояния оборудования объекта (л.д. 34, 35), ответы ООО «ПСК» (л.д. 36, 37, 65), акты готовности системы теплопотребления объекта к отопительному сезону рекомендации по устранению замечаний (л.д. 42, 43,118), ответ ООО «ПСК» на представление прокурора (л.д. 68 - 69), акт обследования систем теплопотребления от ... по адресу: ... (л.д. 117).

Также в материалах дела имеется план расположения инженерных сетей (л.д. 102 - 109), кадастровый паспорт на инженерные сети (л.д. 110 - 112), выписка из реестра объектов капитального строительства (л.д. 113 - 114).

Деятельность ООО «Пермская сетевая компания» подтверждается свидетельством (л.д. 46), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 47 - 58), Уставом (л.д. 59 - 63).

... прокурором Орджоникидзевского района г. Перми в адрес ООО «Пермская сетевая компания» вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а также в сфере ЖКХ (л.д. 66 - 67).

... между МУП «Пермгоркоммунтепло» и ООО «Пермская сетевая компания» был заключен договор купли-продажи участка инженерной сети протяженностью 1491,1 п.м в Орджоникидзевском районе г. Перми, начало – тепловая камера ТК-48, конец – жилые дома по ... ..., здания по ... (л.д. 94 - 96, 97, 98 - 100). Право собственности на указанные инженерные сети зарегистрировано ... (л.д. 101).

Актом от ..., составленному помощником прокурора Казачковым А.М., в присутствии начальника отдела ЖКХ и жилищных отношений администрации Орджоникидзевского района, директора ООО»УК «Гайва», руководителя участка ... тепловой инспекции ОАО «Энергосбыт ТПлюс», заместителя руководителя третьего эксплуатационного района ООО «ПСК» установлено, что в многоквартирном доме по адресу: ..., в подвальном помещении, где находится ввод труб теплоснабжения и горячего водоснабжения имеется затопление. Глубина затопления составляет около 5 см., на вводе из-под труб теплоснабжения и горячего водоснабжения со стороны лотков течет вода ржавого цвета. В связи с чем, происходит затопление подвального помещения многоквартирного дома .... Место ввода сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения обработано битумной мастикой, а также запенено монтажной пеной. В многоквартирном доме по адресу: ..., в подвальном помещении на вводе труб теплоснабжения и горячего водоснабжения подтеканий не имеется. Место ввода сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения обработано битумной мастикой. Транзитные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения покрыты ржавчиной и отсутствует тепловая изоляция (в нарушение п. ..., 9.14 Приказа Минэнерго РФ от ... ... «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»). Также выявлен порыв на трубе стояка горячего водоснабжения. Кроме того, установлено отсутствие герметизации сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения на выводе из подвального помещения в сторону многоквартирного дома .... В многоквартирном доме по адресу: ... в подвальном помещении на вводе труб теплоснабжения и горячего водоснабжения подтеканий не имеется. Место ввода сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения обработано битумной мастикой, отверстия под трубами запенено монтажной пеной.

Исходя из предоставленных фотографий к акту проверки, можно сделать вывод о не качественности выполнения герметизации вводов труб теплоснабжения и горячего водоснабжения во всех многоквартирных домах, как со стороны подвала, так и со стороны наружного ввода, так как имеются участки стен не обработанные битумной мастикой, имеются подтекания воды.

Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленных ООО «ПСК» и ООО «УК «Гайва» следует, что: за состояние, обслуживание и ремонт внутридомовой системы отопления, ГВС по адресу ... от т. Б (наружная стена жилого дома ...) несет ответственность ООО «УК «Гайва»; с учетом протокола разногласий от ... за состояние, обслуживание и ремонт внутридомовой системы отопления, ГВС по адресу ... от т. Б (наружная стена жилого дома ... несет ответственность ООО «УК «Гайва»; за состояние, обслуживание и ремонт внутридомовой системы отопления, ГВС по адресу ... от т. Б, т. В (наружная стена жилого дома ...) несет ответственность ООО «УК «Гайва».

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных, районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от ... № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении»).

Пунктом 6 ст. 15 указанного Закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 210, Департамент имущественных отношений является функциональным органом администрации города Перми. Начальник Департамента в форме распоряжений издает в том числе, правовой акт о закреплении бесхозяйных тепловых сетей за теплоснабжающей организацией в рамках Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту ФЗ № 190) в целях содержания и обслуживания указанных тепловых сетей (п. 5.2.12).

Порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект установлен Регламентом (утв. Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 г. № 130).

В соответствии с п. 3.4.2 Регламента Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о нем, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 данного Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» в отношении бесхозяйных тепловых сетей (не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что основанием для закрепления бесхозяйного объекта теплоснабжения за теплосетевой организацией для содержания и обслуживания до момента регистрации на указанный объект права муниципальной собственности является соответствующее положительное заключение функционального органа администрации города Перми.

Из смысла ст. 225 ГК РФ не усматривается, что постановка недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, указанная процедура требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.

Отсутствие необходимости предварительной постановки указанного недвижимого имущества на учет органом государственной регистрации в качестве бесхозяйной недвижимой вещи для определения органом местного самоуправления теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей следует также из положения ч. 6 ст. 15 ФЗ ..., устанавливающего начало истечения тридцатидневного срока на определение обслуживающей теплосетевой организации не с момента постановки бесхозяйных тепловых сетей на учет соответствующим регистрирующим органом, а с момента выявления таких сетей.

Как установлено пунктом 4 ст. 8 ФЗ ... в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 5, 6, 7 ст. 8 Федерального закона от ... № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Суд полагает, что ответчики не надлежащим образом исполняют свои обязанности, так как ни со стороны подвала жилого дома, ни с внешней стороны ввода тепловой сети в дом, не имеется надлежаще выполненной герметизации, в связи с чем, требования прокурора о возложении обязанностей на ООО «Управляющая компания «Гайва», ООО «Пермская сетевая компания» производить герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны подвала в многоквартирных домах по адресу: ... и ..., при нарушении целостности герметизации вводов отопления и горячего водоснабжения, произвести герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны лотков, а также содержать и эксплуатировать транзитные участки сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома по адресу: ..., в технически исправном состоянии до момента определения собственника являются обоснованными.

Бездействия ответчиков по ненадлежащему состоянию ввода и входа в подвал жилых домов сетей теплоснабжения приводят к нарушению прав и законных интересов жителей многоквартирных домов, дополнительным затратам для жителей, созданию неблагоприятной атмосферы и состояния подвальных помещений. Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами.

Доводы представителя ООО «Управляющая компания «Гайва» о надлежащем исполнении ими своих обязанностей, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами. Так как работы ими были выполнены, но не до конца и не надлежащего качества. Данные работы следует выполнить управляющей компании за свой счет и своими силами. А также в случае обнаружения просачивания воды, незамедлительно производить работы по устранению недостатков.

ООО «ПСК» факт поставки теплоресурсов для жителей указанных в иске многоквартирных домов и иных потребителей, получающих тепловую энергию через транзитные трубопроводы, проходящие по подвалам спорных домов, не оспаривает.

При определении лица, обязанного осуществлять содержание спорного транзитного трубопровода суд принимает во внимание, что тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение МКД относятся к социально значимым объектам. Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности – выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Спорные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии.

Обязанность поддерживать в исправном технологическом состоянии тепловые сети, используемые ООО «ПСК» для своей производственной деятельности, предусмотрены разделом 6 Правил технической эксплуатации энергоустановок от ... ... (Приказ Минэнерго РФ ... ...).

В случае, если даже спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется теплоснабжающей организацией для доставки ресурсов потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования (п. 4 ст. 8 ФЗ ...).

Согласно п.6 ст. 15 ФЗ ... в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Исходя из толкования указанных норм ФЗ ... следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозный участок сетей (сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) является теплосетевая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями.

В силу изложенного, поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что спорный участок транзитных теплосетей является собственностью иного лица, используется ответчиком ООО «ПСК», то обязанность нести затраты на содержание и обслуживание такого участка теплотрассы лежит на ответчике, как теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение многоквартирных домов, чьи сети непосредственно присоединены к транзитным сетям.

Суд также приходит к выводу о необходимости возложения обязанностей на ООО «Пермская сетевая компания» содержать и эксплуатировать транзитные участки сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома по адресу: ..., в технически исправном состоянии до момента определения собственника, так как именно данный ответчик использует их при осуществлении своей производственной деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем, ООО «ПСК» обязано содержать в исправном и нормативном состоянии используемые им транзитные сети.

Ненадлежащее состояние транзитной тепловой сети влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку транзитный трубопровод теплоснабжения и ГВС, проходящий по подвалу многоквартирного дома по ..., не являются общедомовым имуществом.

В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда (ст. 212 ГПК РФ).

Поскольку иск прокурора связан с поставкой в жилые дома коммунальных услуг, то данный спор является социально значимым, важным для неопределенным кругом лиц – жителей многоквартирных домов, учитывая также зимний сезон и пониженную температуру воздуха, а также право жителей домов получать жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества и незамедлительно, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части немедленного исполнения решения о содержании и эксплуатации транзитных участков сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома по адресу: ..., в технически исправном состоянии до момента определения собственника.

В остальной части требования прокурора о немедленном исполнении решения удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Гайва», ООО «Пермская сетевая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Управляющая компания «Гайва» по неисполнению обязательств по содержанию, ремонту и обслуживанию вводов отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах по адресу: ...
... ... и ....

Возложить обязанность на ООО «Управляющая компания «Гайва» производить герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны подвала в многоквартирных домах по адресу: ... и ..., при нарушении целостности герметизации вводов отопления и горячего водоснабжения в кратчайшие сроки, а также произвести герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны подвала в многоквартирных домах по адресу: ... и ... течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу.

Признать незаконным бездействие ООО «Пермская сетевая компания» по неисполнению обязательств по содержанию, ремонту и обслуживанию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны лотков в многоквартирных домах по адресу: ... и ....

Возложить обязанность на ООО «Пермская сетевая компания» содержать и эксплуатировать транзитные участки сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома по адресу: ..., в технически исправном состоянии до момента определения собственника. В данной части решение привести к немедленному исполнению.

Возложить обязанность на ООО «Пермская сетевая компания» произвести герметизацию вводов отопления и горячего водоснабжения со стороны лотков по многоквартирным домам по адресу: ... и ... течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Гайва» в доход бюджета Пермского городского округа госпошлину в сумме <.....> рублей.

Взыскать с ООО «Пермская сетевая компания» в доход бюджета Пермского городского округа госпошлину в сумме <.....> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми с даты изготовления мотивированного решения.

Копия верна

Судья Н.Ю.Кордон

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2107 г.

2-101/2017 (2-4421/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Гайва"
ООО "Пермская сетевая компания"
Другие
Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми
Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации г. Перми
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
22.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2016Передача материалов судье
25.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2016Предварительное судебное заседание
26.12.2016Предварительное судебное заседание
17.01.2017Предварительное судебное заседание
17.01.2017Судебное заседание
24.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее