Решение по делу № 33-2284/2022 от 30.03.2022

УИД 11RS0003-01-2021-000517-37

г. Сыктывкар      Дело № 2-1/2022 (33-2284/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Щелканова М.В., Пунегова П.Ф.

при помощнике Микушевой Е.М.

рассмотрела в судебном заседании 07 апреля 2022 года дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Воркуте к ООО «Акваград», администрации МОГО «Инта» о понуждении устранить нарушения санитарного законодательства

по апелляционной жалобе ООО «Акваград» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 января 2022 года, которым постановлено:

обязать Общество с ограниченной ответственностью «Акваград» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: привести качество холодной воды в соответствие с требованиями санитарного законодательства (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») в централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения на насосной второго подъема ООО «Акваград» пгт. Верхняя Инта (подача в распределительную сеть, в том числе в жилые дома пгт. Верхняя Инта) по показателям «цветность» и «общее железо»,

отказать Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Воркуте в иске к администрации МОГО «Инта» о понуждении устранить нарушение санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: привести качество холодной воды в соответствие с требованиями санитарного законодательства (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») в централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения на насосной второго подъема ООО «Акваград» пгт. Верхняя Инта (подача в распределительную сеть, в том числе в жилые дома пгт. Верхняя Инта) по показателям «цветность» и «общее железо».

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Воркуте обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Акваград» (далее – ООО «Акваград»). К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Инта». С учетом уточнений истец просит суд обязать ответчиков в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: привести качество холодной воды в соответствие с требованиями санитарного законодательства (СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 1.2.3684-21) в централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения на насосной второго подъема ООО "Акваград" пгт. Верхняя Инта (подача в распределительную сеть, в том числе и в жилые дома пгт. Верхняя Инта): по показателям "цветность" и "общее железо".

Третьими лицами по делу привлечены Петрушкевич Е.В., Петрушкевич Л.П., Ваинбергер Н.В., ООО «Колос».

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Акваград» просит решение отменить, принять по делу новое решение об оставлении заявленных исковых требований без удовлетворения.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением администрации МОГО «Инта» от 26.08.2019 № 8/1156 ООО «Акваград» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения г. Инты, которое осуществляет в том числе деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, по обеспечению предприятий, учреждений, организаций, населения питьевой водой от собственных источников, по эксплуатации (ремонт, техническое обслуживание, содержание) технического, электрического и производственного оборудования водозаборных и очистных сооружений.

В рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Акваград», возбужденного на основании письменного обращения Петрушкевич Е.В., Петрушкевич Л.П., Ваинбергер Н.В. о ненадлежащем качестве питьевой холодной воды в пгт. Верхняя Инта, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г. Воркуте назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) пробы холодной питьевой воды, подаваемой обществом в жилые дома пгт. Верхняя Инта на органолептические исследования (запах, цветность, мутность), химический состав (водородный показатель, железо) на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 после водоподготовки и перед поступлением в разводящую сеть пгт. Верхняя Инта.

В соответствии с экспертным заключением от <Дата обезличена><Номер обезличен> исследованный образец холодной питьевой воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, отобранный на насосной 2 подъема ООО «Акваград» пгт. Верхняя Инта (подача в распределительную сеть, в том числе в жилые дома пгт. Верхняя Инта), по органолептическому показателю цветность (результат с учетом погрешности 25, при нормативном показателе не более 20), по санитарно-химическому показателю железо (результат с учетом погрешности 0,4 мг/дм3, при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3) не соответствует требованиям таблицы 2, таблицы 4, п. 3.4.1, п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями), п. 555 раздела II ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями).

Согласно экспертному заключению от <Дата обезличена><Номер обезличен> исследованный образец холодной питьевой воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения из водопроводного крана ванной квартиры № <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен> по органолептическому показателю цветность (результат с учетом погрешности 22, при нормативном показателе не более 20) не соответствует требованиям таблицы 4, п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями).

Согласно экспертному заключению от <Дата обезличена><Номер обезличен> исследованный образец холодной питьевой воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения из водопроводного крана ванной квартиры <Адрес обезличен>, по органолептическим показателям: цветность (результат с учетом погрешности 22, при нормативном показателе не более 20), мутность (результат с учетом погрешности 2,4 мг/дм3, при нормативном показателе не более 1,5 мг/дм3), по санитарно-химическому показателю железо (результат с учетом погрешности 0,42 мг/дм3, при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3) не соответствует требованиям таблицы 2, таблицы 4, п. 3.4.1, п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями), п. 555 раздела II ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями).

Как правильно указал суд, указанными экспертными заключениями установлено, что качество холодной питьевой воды в пгт. Верхняя Инта, отобранной на насосной 2 подъема ООО «Акваград» и из водопроводных кранов ванной квартир, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим свойствам воды (цветность, мутность) и содержанию железа.

Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и обоснованно возложил на ООО «Акваград» обязанность по приведению качества холодной воды, подаваемой в централизованную систему хозяйственно-питьевого водоснабжения на насосной второго подъема ООО «Акваград» пгт. Верхняя Инта (в распределительную сеть, в том числе в жилые дома пгт. Верхняя Инта) по показателям «цветность» и «общее железо», в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, поскольку непринятие указанных мер нарушает права жителей пгт. Верхняя Инта на благоприятные условия жизнедеятельности в силу следующего.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 с 01.03.2021 признаны утратившими силу СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 с 01.03.2021 утверждены и введены в действие СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которыми установлены нормативы качества и безопасности воды.

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Таким образом, как указал суд, возложенные на ООО «Акваград» полномочия по обеспечению населения холодной питьевой водой исполняются ненадлежащим образом с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, мотивированными, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является администрации МО ГО «Инта» отклоняется судебной коллегией.

В силу приведенных выше положений п. 2 ст. 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения именно на организации, осуществляющей горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, лежит обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В силу требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация водоснабжения населения в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Исходя из публичного характера эксплуатации систем водоснабжения (водоотведения), Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает определенные гарантии нормального функционирования таких систем, обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения (водоотведения). К числу таких гарантий следует отнести наделение органов местного самоуправления поселений, городских округов правомочием определять для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливать зоны ее деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 названного федерального закона).

В силу п. 6 ст. 2, ст. 12, ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также контролировать качество воды в централизованной системе водоснабжения (водоотведения), независимо от принадлежности элементов этой системы.

Судом установлено, что согласно уставу МОГО «Инта», утвержденного решением Совета МОГО «Инта» от <Дата обезличена><Номер обезличен> с изменениями и дополнениями от 10.02.2014, к вопросам местного значения городского округа отнесен вопрос организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 10).

Постановлением администрации МОГО «Инта» от <Дата обезличена><Номер обезличен> ООО «Акваград» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения г. Инты.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, а также устава ООО «Акваград», общество осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, по обеспечению предприятий, учреждений, организаций, населения питьевой водой от собственных источников, по эксплуатации (ремонт, техническое обслуживание, содержание) технического, электрического и производственного оборудования водозаборных и очистных сооружений, выполняет иные функции (л.д. 13-23).

Таким образом, именно ООО «Акваград» является организацией, которая обязана привести качество холодной воды в соответствие с требованиями санитарного законодательства в централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения на насосной второго подъема ООО «Акваград» пгт. Верхняя Инта (подача в распределительную сеть, в том числе в жилые дома пгт. Верхняя Инта) по показателям «цветность» и «общее железо»

Вступившим в законную силу решением Интинского городского суда от 12.01.2021 удовлетворены исковые требования прокурора г. Инты об обязании администрации МОГО «Инта» в срок до 01.07.2021 организовать водоснабжение населения с использованием центральной системы холодного водоснабжения МОГО «Инта», соответствующее обязательным нормам и правилам.

Обязанность администрации МО ГО «Инта» организовать водоснабжение населения с использованием центральной системы холодного водоснабжения МОГО «Инта», соответствующее обязательным нормам и правилам, не исключает исполнение ООО «Акваград» возложенной на него оспариваемым решением обязанности.

Доводы о большой стоимости необходимых мероприятий, о невозможности исполнить решение суда в установленный судом срок отклоняются, поскольку они не могут служить обстоятельствами, исключающими исполнение возложенных законом обязанностей, неисполнение которых может поставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, повлечь нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в случае несоответствия нормативам качества питьевой воды по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля, территориальный орган федерального органа исполнительной власти обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, при этом орган местного самоуправления обязан внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, несостоятельна, поскольку не исключает обязанность ответчика ООО «Акваград» как гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения г. Инты.

Доводы апелляционной жалобы о том, что производство по настоящему иску подлежало прекращению в связи с тождественностью настоящего иска с ранее рассмотренным иском по гражданскому делу № 2-62/2021, судебной коллегией отклоняются, поскольку материалами дела тождественность заявленных Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г. Воркуте требований по настоящему делу с ранее рассмотренными требованиями прокурора г. Инты не подтверждается.

Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену оспариваемого судебного акта, жалоба не содержит, её доводы основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права, с которой судебная коллегия с учетом обстоятельств дела не соглашается.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Акваград» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07.04.2022.

Председательствующий

Судьи

33-2284/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Воркуте
Ответчики
Администрация Муниципального образования городского округа Инта
Общество с ограниченной ответственностью Акваград
Другие
Ваинбергер Надежда Владимировна
Петрушкевич Любовь Павловна
ООО КОЛОС
Петрушкевич Евгения Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
07.04.2022Судебное заседание
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2022Передано в экспедицию
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее