Гр.дело № 2-342/2020 Мотивированное решение
составлено 25 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2020 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.С.,
при секретаре Пошиной И.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора г.Апатиты Коваленко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Апатиты во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен анализ состояния бесхозяйных объектов на территории города Апатиты, по результатам которого установлено наличие бесхозяйного объекта на территории города Апатиты, не состоящее на учете в федеральном органе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В ходе проверки установлено, что на территории города Апатиты имеется транзитная водопроводная сеть от внутренней стены подвального помещения дома <адрес>, протяженностью – 81 п.м., год постройки 1973.
Согласно сведениям от 27 февраля 2020 года Межмуниципального отдела по г. Кировск и г. Апатиты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области записи в ЕГРП об Объекте отсутствуют.
В реестре федерального имущества указанный Объект отсутствует, что подтверждается сведениями Росимущества от 19 июля 2019 года <№>.
Сведений о зарегистрированных правах на Объект в реестре государственного имущества Мурманской области не имеется, что подтверждается сведениями от 17 июля 2019 года <№>.
Согласно представленной информации Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области регистрация права собственности на Объект не производилась.
Постановлением Администрации города Апатиты от 20 августа 2019 года <№> указанный транзитный водопровод признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
По сведениям Росреестра указанный транзитный водопровод в качестве бесхозяйного объекта недвижимости на учете не состоит.
Несмотря на то, что транзитный водопровод 20 августа 2019 года признан Администрацией города бесхозяйным, меры по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, вкачествебесхозяйнойАдминистрацией города до настоящего времени не приняты.
Выявленная бесхозяйная водопроводная сеть является системой сооружений и устройств, предназначенных для транспортировки воды.
Отмечает, что бесхозяйность транзитного водопровода может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоснабжения, функционирование объектов жилищно-коммунального комплекса, что не соответствует государственной политики в сфере водоотведения направленной на обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения на территории города.
Просит суд обязать Администрацию муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 1 октября 2020 года направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйственной недвижимой вещи – транзитная водопроводная сеть от внутренней стены подвального помещения дома <адрес>, протяженностью – 81 п.м., год постройки 1973, в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей».
В судебном заседании помощник прокурора Коваленко О.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указал, что Администрацией города Апатиты в лице Комитета по управлению имуществом на сегодняшний день принимаются необходимые меры для постановки Объекта на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйной вещи. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.ст. Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления муниципального района в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г.Апатиты во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен анализ состояния бесхозяйных объектов на территории города Апатиты, по результатам которого установлено наличие бесхозяйного объекта на территории города Апатиты, не состоящее на учете в федеральном органе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В ходе проверки установлено, что на территории города Апатиты имеется транзитная водопроводная сеть от внутренней стены подвального помещения дома <адрес>, протяженностью – 81 п.м., год постройки 1973.
Постановлением Администрации города Апатиты от 20 августа 2019 года <№> указанный транзитный водопровод признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
Согласно сведениям от 27 февраля 2020 года Межмуниципального отдела по г. Кировск и г. Апатиты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области записи в ЕГРП об Объекте отсутствуют.
В реестре федерального имущества указанный Объект отсутствует, что подтверждается сведениями Росимущества от 19 июля 2019 года <№>.
Сведений о зарегистрированных правах на Объект в реестре государственного имущества Мурманской области не имеется, что подтверждается сведениями от 17 июля 2019 года <№>.
Согласно представленной информации Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области регистрация права собственности на Объект не производилась.
По сведениям Росреестра указанный транзитный водопровод в качестве бесхозяйного объекта недвижимости на учете не состоит.
В соответствии со ст. 44 Устава муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого Апатитским городским Советом от 23.06.2005, на Администрацию города в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории возложены функции по организации в границах города Апатиты электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Несмотря на то, что транзитный водопровод 20 августа 2019 года признан Администрацией города бесхозяйным, меры по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, вкачествебесхозяйнойАдминистрацией города до настоящего времени не приняты.
Выявленная бесхозяйная водопроводная сеть является системой сооружений и устройств, предназначенных для транспортировки воды.
Бесхозяйность транзитного водопровода может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоснабжения, функционирование объектов жилищно-коммунального комплекса, что не соответствует государственной политики в сфере водоотведения направленной на обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения на территории города.
Таким образом, судом установлено, что транзитная водопроводная сеть от внутренней стены подвального помещения дома <адрес>, протяженностью – 81 п.м., год постройки 1973, признана Администрацией г.Апатиты бесхозяйным объектом недвижимого имущества (постановление от 20 августа 2019 года <№>), однако меры по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной Администрацией г.Апатиты до настоящего времени не приняты.
Судом также учитывается то обстоятельство, что выявленная бесхозяйная водопроводная сеть является системой сооружений и устройств, предназначенных для транспортировки воды и бесхозяйность транзитного водопровода может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоснабжения, функционирование объектов жилищно-коммунального комплекса, что не соответствует государственной политики в сфере водоотведения направленной на обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения на территории города.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком устранения нарушения закона, предложенным прокурором – до 1 октября 2020 года, поскольку он является разумным и достаточным для устранения ответчиком нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 1 октября 2020 года направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйственной недвижимой вещи – транзитная водопроводная сеть от внутренней стены подвального помещения дома <адрес>, протяженностью – 81 п.м., год постройки 1973, в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей».
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Воробьева