Дело № 2-1256/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г., с участием:
истца Заец Светланы Петровны,
представителя истца Хатунцева Александра Сергеевича, действующего на основании доверенности № <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной нотариусом ФИО4, зарегистрировано в реестре №-н/92-2022-1-396,
представителя ответчика ГБУ города Севастополя "Городской службы жилищного фонда" Ладыка В.Н., действующего на основании доверенности выданной директором А.В. Ушевым ГБУ города Севастополя «Городской службы жилищного фонда»,
при секретаре судебного заседания Костенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заец Светланы Петровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, ГБУ «Городской службе жилищного фонда», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Заец С.П. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, ГБУ «Городской службе жилищного фонда» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ответ на обращение истца с заявлением о приватизации, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом капитального строительства города Севастополя заявителю отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Городская служба жилищного фонда», жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Полагая отказ необоснованным, истец просила суд признать за ней право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 07.04.2022 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены к участию в деле Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ «Городская служба жилищного фонда».
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 17.05.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен к участию в деле Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 01.06.2022 привлечено к участию в деле в качестве соответчика ГБУ «Городская служба жилищного фонда».
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом (л.д. 182). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Как следует из содержания письменного отзыва представителя Департамента капитального строительства города Севастополя, ответчик полагал заявленные истцом требования необоснованными, поскольку спорное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя, как жилое помещение общежития, является специализированным жилым помещением и в силу закона приватизации не подлежит, в связи с чем полагает, что Департаментом принято законное решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (л.д.65-66).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены судом о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 184, 182,186). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Заец С.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, указала на то, что с 1997 года является фактическим нанимателем спорного помещения. Указанное обстоятельство подтверждается решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.06.2017 по делу № 2-1881/2017, согласно которому за ней было признано право пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Представитель истца Хатунцев А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал на то, что комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Таким образом, комната, являясь частью квартиры в силу прямого указания закона, может быт предметом договора социального найма при соблюдении условия её изолированности. Обстоятельствами, подтверждающими факт изолированности спорного жилого помещения, являются: технический паспорт на жилое помещение, составленный 15.04.2022, выписка из ЕГРН от 09.01.2020.
Представитель ответчика ГБУ города Севастополя "Городской службе жилищного фонда" Ладыка В.Н. действующий на основании доверенности, в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, просил в иске отказать, поскольку статьей 62 ЖК РФ не предусмотрено заключения договора социального найма на секцию, комнату, так как наниматель помимо комнаты пользуется и местами общего пользования, где невозможно установить круг лиц пользующихся общими помещениями. Истцом не предоставлены документы послужившие основанием изменения назначение помещения с помещения специализированного жилищного фонда на помещение квартиры.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно положениям статей 49, 60 ЖК РФ и пункта 1 статьи 672 ГК РФ, договор социального найма может быть заключен только в отношении жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности договор социального найма заключен быть не может.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года за № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в Реестр собственности <адрес> как имущество, находящееся в казне города Севастополя, распоряжением №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр собственности <адрес> внесены изменения в отношении указанного жилого помещения, с целью уточнения сведений об объекте учета (л.д. 91).
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28.06.2017 за Заец С.П. признано право пользования жилой комнатой № по <адрес> на условиях социального найма.
02.11.2017 между Заец С.П. и Департаментом капитального строительства города Севастополя был заключен договор социального найма жилого помещения № ДСН/17-1625, согласно которому нанимателю в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, комнату № общей площадью 15,6 кв.м. по адресу: <адрес>. (л.д. 45-50).
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» 27.05.2021 Заец С.П. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в соответствии с административным регламентом «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (л.д. 42-44).
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 08.07.2021 № ОПР/21-232 в предоставлении соответствующей государственной услуги заявителю было отказано, поскольку в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01.04.2021 № 1675-РДИ «О закреплении недвижимого имущества - жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления», жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя. Соответственно у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания для заключения договора передаче в собственность граждан жилого помещения отсутствуют. Кроме того, в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». (л.д. 31-32).
Как следует справки ГУПС «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, участия в приватизации по указанному адресу ФИО1 не принимала (л.д. 109).
Согласно справке ГУПС «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрирована наниматель ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, прибыл из <адрес>а, <адрес> (л.д. 54).
Согласно материалам дела истец ФИО1 предоставила копии платежных документов, что подтверждают факт внесение оплаты за потреблённые жилищно-коммунальные услуги за период с 2019 по 2022 гг. (л.д.114-139).
Оценивая отказ Департамента капитального строительства города Севастополя о передаче в собственность истцу и членам его семьи занимаемого жилого помещения, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», заявителями, имеющими право на получение государственной услуги являются граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного жилищного фонда города Севастополя на условиях социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение поставлено на государственный кадастровый учет, имеет кадастровый №, как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использованиям (л.д. 57-63).
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно ч. ч. 2, 3, 5, 6 ст. 2 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя»: «Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа. Специализированный жилищный фонд формируется из:
1) жилых помещений, построенных или переоборудованных за счет средств бюджета города Севастополя;
2) жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, не входящих в состав специализированного жилищного фонда, после прекращения действия договоров социального найма, найма жилого помещения, аренды этих помещений и их освобождения;
3) жилых помещений, перешедших в государственную собственность города Севастополя в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
4) иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Севастополю, пригодных для постоянного проживания граждан и отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя.
Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя. Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя».
В соответствии со ст. 10 Закона города» Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 64 ЖК РФ, переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцу на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право заявителя на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено, в материалах дела не имеется, Департаментом капитального строительства города Севастополя с истцом был заключен бессрочный договор социального найма, решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не оспорено, истец, участия в приватизации жилых помещений не принимал, что подтверждается материалами приватизационного дела, истребованного судом (л.д. 31-55), а также уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (л.д.57-63), в жилом помещении отсутствует неузаконенная перепланировка и реконструкция (л.д. 110-113), суд приходит к выводу о том, что заявитель имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении в спорное жилое помещение и заключении договора социального найма судом не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Заец Светланы Петровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, ГБУ «Городской службе жилищного фонда», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Заец Светланой Петровной 05 августа 1972 года рождения, место рождения: <адрес>а <адрес> (№ право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 15,6 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 28 июня 2022г.
Судья В.Г. Дзюба