Решение по делу № 2-3106/2020 от 30.10.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Лубсановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3106/2020 по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах Башлеевой Александры Константиновны, Чимитова Бальжинимы Владимировича, Чимитовой Натальи Викторовны, Маргошвили Олега Шамильевича, Маргошвили Надежды Сергеевны, Тогочиева Сергея Ешидоржиевича, Тогочиевой Соелмы Анатольевны, Андросова Алексея Анатольевича, Андросовой Ольги Васильевны к Администрации г. Улан-Удэ об обеспечении земельных участков дорожной сетью и инженерной инфраструктурой,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Башлеевой А.К., Чимитова Б.В., Чимитовой Н.В., Маргошвили О.Ш., Маргошвили Н.С., Тогочиева С.Е., Тогочиевой С.А., Андросова А.А., Андросовой О.В., просил обязать Администрацию г.Улан-Удэ обеспечить земельные участки, принадлежащие истцам, расположенные в ..., вблизи ...» дорожной сетью и инженерной инфраструктурой (водоснабжение, электроснабжение) в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указывал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки по обращению собственников земельных участков, расположенных в микрорайоне Забайкальский г.Улан-Удэ, установлено, что в соответствии с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 №115- III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» в 2017 г. заявителям Башлеевой А.К., Чимитову Б.В., Чимитовой Н.В., Маргошвили О.Ш., Маргошвили Н.С., Тогочиеву С.Е., Тогочиевой С.А., Андросову А.А., Андросовой О.В., являющимся многодетными семьями, Администрацией г.Улан-Удэ предоставлены бесплатно в собственность земельные участки вблизи ...» в ... для индивидуального строительства. Далее, установлено, что предоставленные в собственность земельные участки не обеспечены инфраструктурой (водоснабжение, электроснабжение, дорожное сообщение), что противоречит требованиям закона.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республике Бурятия, Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ.

В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г.Улан-Удэ Алсагаева Е.К., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила в части указания кадастрового номера земельного участка Башлеевой А.К. - ..., а также, оставила на усмотрение суда вопрос о сроке исполнения обязательств ответчиком. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.

Истца Башлеева А.К., Чимитова Н.В. исковые требования поддержали, пояснили, что земельные участки фактически находятся в лесу и в настоящее время ни осуществление строительства, ни, тем более, использование для проживания данных земельных участков, не представляется возможным.

Остальные истцы в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Администрации г.Улан-Удэ Мужанова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Правительство Республики Бурятия.

Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия Бурлова А.А., действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет Администрации г.Улан-Удэ.

Представитель третьего лица Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истцы Башлеева А.К., Чимитов Б.В., Чимитова Н.В., Маргошвили О.Ш., Маргошвили Н.С., Тогочиев С.Е., Тогочиева С.А., Андросов А.А., Андросова О.В. являются многодетными семьями.

В соответствии с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 №115- III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» в 2017 г. истцам Администрацией г.Улан-Удэ предоставлены бесплатно в собственность земельные участки вблизи ...» в ... для индивидуального строительства, что подтверждено представленными в материалы дела распоряжениями Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о предоставлении земельных участков: Башлеевой А.К. с кадастровым номером 03:24:034701:315, Чимитову Б.В., Чимитовой Н.В. -..., Маргошвили О.Ш., Маргошвили Н.С. - ..., Тогочиеву С.Е., Тогочиевой С.А. - ..., Андросову А.А., Андросовой О.В. - ...

На указанные земельные участки истцами зарегистрировано право собственности, что подтверждено соответствующими выписками из ЕГРН.

Далее, установлено, что по обращению указанных истцов прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ проведена проверка, в результате которой установлено, что предоставленные в собственность граждан земельные участки не обеспечены инфраструктурой (водоснабжение, электроснабжение, дорожное сообщение).

Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела актом проверки, фотоснимками, снимками с публичной кадастровой палаты России. Кроме того, данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не отрицались.

В соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6).

Основания для предоставления в собственность земельных участков бесплатно многодетным семьям в Республике Бурятия определены Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 № 115-Ш «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»

Согласно части 1 статьи 1.2 Закона № 115-Ш земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги).

Пунктами 5 статьи 1.2 Закона № 115-Ш определено, что при наличии образованного в соответствии с требованиями законодательства земельного участка, который может быть предоставлен гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками (далее - уполномоченный орган), направляет в течение 14 календарных дней с момента образования земельного участка гражданину, стоящему первым в очереди, уведомление о возможности обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка. В случае если по истечении 30 календарных дней со дня вручения уведомления в адрес уполномоченного органа не поступило заявление от гражданина, уполномоченный орган направляет уведомление гражданину, принятому на учет и стоящему следующим по очереди.

В силу предписаний вышеуказанных норм закона предоставление земельных участок в собственность граждан бесплатно возможно при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Тем самым, суд соглашается с доводами прокурора, согласно которым предоставление Администрацией г.Улан-Удэ земельных участков истцам в отсутствие соответствующей инфраструктуры противоречит требованиям закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно зыступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

При этом, доводы представителя Администрации г.Улан-Удэ, согласно которым надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является не Администрация г.Улан-Удэ, а Правительство РБ, подлежат отклонению, поскольку именно Администрацией г.Улан-Удэ предоставлены истцам указанные земельные участки.

Согласно позиции, изложенной все в том же определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N 2516-0 При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В настоящем случае основанием для обращения прокурора в интересах истцов является защита жилищных прав указанных граждан и их несовершеннолетних детей.

В силу ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом, суд считает разумным установить срок для исполнения решения суда – в течение 18 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ обеспечить земельные участи, принадлежащие Башлеевой Александре Константиновне (...), Чимитову Бальжиниме Владимировичу, Чимитовой Наталье Викторовне (03:24:034701:199), Маргошвили Олегу Шамильевичу, Маргошвили Надежде Сергеевне, (... Тогочиеву Сергею Ешидоржиевичу, Тогочиевой Соелме Анатольевне ... Андросову Алексею Анатольевичу, Андросовой Ольге Васильевне (...), расположенные в ..., вблизи ... дорожной сетью и инженерной инфраструктурой (водоснабжение, электроснабжение) в течение 18 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.01.2021.

Судья Ю.А. Смирнова

30.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2020Передача материалов судье
02.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2020Подготовка дела (собеседование)
18.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее