Решение по делу № 33а-3509/2021 от 08.09.2021

УИД 69RS0026-01-2021-001411-21

Дело № 2а-592/2021 (№ 33а-3509/2021) судья Харази Д.Т.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Сергуненко П.А.

судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.

при секретаре Малининой П.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Васильевой Т.Н

административное дело по административному исковому заявлению
Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации города Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации
города Ржева Тверской области, выразившегося в непринятии мер к организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области, о возложении обязанности на администрацию города Ржева Тверской области в срок до начала отопительного сезона периода 2021-2022 годов организовать теплоснабжение жилых домов, социально-значимых объектов, отапливаемых котельной ООО «ПК «Импульс», расположенной по адресу: <адрес>,

по апелляционной жалобе администрации города Ржева Тверской области на решение Ржевского городского суда Тверской области от 29 июля 2021 года,

установила:

17 июня 2021 года Ржевский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц к администрации города Ржева (заинтересованное лицо – ООО ПК «Импульс») о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области, о возложении обязанности в срок до начала отопительного сезона периода
2021-2022 годов организовать теплоснабжение жилых домов, социально-значимых объектов, отапливаемых котельной ООО «ПК «Импульс», расположенной по адресу: <адрес>.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и Федерального закона от 27 июля 2010 года
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) обязанность по организации и обеспечению на территории города Ржева Тверской области теплоснабжения, в том числе по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, лежит на администрации города Ржева Тверской области как на органе местного самоуправления.

Несмотря на то, что 15 октября 2018 года ООО ПК «Импульс» уведомило администрацию города Ржева о намерении вывести котельную из эксплуатации, административным ответчиком собственнику котельной направлено требование приостановить вывод источника теплоснабжения из эксплуатации на срок до
01 октября 2021 года. Для решения вопроса теплоснабжения районов «Новые Краны» и «Гарнизон» администрацией города Ржева Тверской области запланированы работы по строительству комплекса водогрейной газовой котельной в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Однако в названную инвестиционную программу не внесены изменения в части увеличения финансирования на выполнение работ по строительству такого комплекса. В рамках программы также предусмотрена реконструкция участка тепловой трассы, необходимой для проведения гидравлических испытаний, собственником которой является ООО «Регионэнергоресурс-Тверь». Между тем в настоящее время вопрос о передаче указанного участка тепловой сети в муниципальную собственность для реализации названных мероприятий по реконструкции не урегулирован.

Учитывая изложенное, административный истец полагает, что администрацией города Ржева Тверской области должных мер по решению вопроса организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области администрацией города Ржева Тверской области не принято.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Теплоресурс» и конкурсный управляющий ОАО «Ржевский краностроительный завод» Низов П.И.

Участвовавший в судебном заседании суда первой инстанции прокурор административный иск поддержал по изложенным в нём доводам. В случае удовлетворения заявленных требований просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель административного ответчика не отрицал, что обязанность по обеспечению теплоснабжением населения законом возложена на органы местного самоуправления. Однако полагал, что требование прокурора «обеспечить теплоснабжением до начала отопительного периода 2020-2021 годов» некорректно и в случае его удовлетворения будет неисполнимо. Помимо этого указал, что после получения уведомления собственника о выводе котельной из эксплуатации администрация предприняла все возможные меры для обеспечения теплоснабжения города, в том числе направила требование не выводить объект из эксплуатации три года, приняла решение о постройке новой котельной, для которой выделен земельный участок и разработана проектная документация, впоследствии направленная на согласование для получения денежных средств. Администрацией также рассматривался вариант покупки старой котельной у собственника, однако выяснилось, что указанное имущество находится в конкурсной массе в деле о банкротстве ОАО «Краностроительный завод».

Представители заинтересованных лиц поддержали заявленные прокурором требования.

По итогам рассмотрения дела судом принято решение о возложении на администрацию города Ржева Тверской области обязанности в срок до начала отопительного сезона периода 2021-2022 годов организовать теплоснабжение жилых домов, социально-значимых объектов, отапливаемых котельной
ООО ПК «Импульс», расположенной по адресу: <адрес>.

20 августа 2021 года администрация города Ржева Тверской области подала апелляционную жалобу, в которой, указывая на необоснованность выводов суда, допущенные нарушения норм материального и процессуального права, а также неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просила решение отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Дублируя доводы, приведённые представителем административного ответчика в суде первой инстанции, апеллянт отметил, что резолютивная часть решения суда не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку не содержит указания ни на необходимость принятия администрацией города Ржева Тверской области конкретных решений по организации теплоснабжения, ни на необходимость совершения администрацией города Ржева определённых действий по данному вопросу.

Заинтересованные лица ООО «ПК Импульс», ООО «Теплоресурс» и конкурсный управляющий ОАО «Ржевский краностроительный завод» Низов П.И. представили возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить её без удовлетворения, поскольку решение суда является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика апелляционную жалобу поддержали, просили её удовлетворить.

Представитель административного истца, полагая вынесенное решение законным, возражал против её удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав участников процесса и исследовав представленные ими дополнительные доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от
06 октября 2013 года № 131-ФЗ организация в границах городского поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Как следует из части 2 статьи 1 названного закона такие вопросы решаются органами местного самоуправления исходя из интересов населения.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом и другими федеральными законами.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей и потреблением тепловой энергии, определены Федеральным законом
№ 190-ФЗ.

Этим же законе регламентированы полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ к таковым относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территории соответствующего муниципального образования, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному сезону.

На основании части 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддерживанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Судом установлено и следует из материалов дела, что единственным возможным источником теплоснабжения жилых домов и социально-значимых объектов в микрорайонах «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области является котельная, расположенная по адресу: <адрес>.

На основании договора аренды № 1 между ООО ПК «Импульс» (арендодатель) и ООО «Теплоресурс» (арендатор) от 09 ноября 2020 года арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование принадлежащие ему на праве собственности здания котельной и углекислой станции, расположенные по указанному выше адресу, с находящимся в них специализированным оборудованием на срок с 01 декабря 2020 года по
30 сентября 2021 года.

15 октября 2018 года в адрес администрации города Ржева Тверской области поступило уведомление ООО ПК «Импульс» о намерении вывести вышеуказанную котельную из эксплуатации в связи с убыточностью и нерентабельностью.

01 марта 2019 года в ответ на уведомление администрация города Ржева Тверской области направила ООО ПК «Импульс» требование приостановить вывод источника теплоснабжения из эксплуатации на срок до 01 октября 2021 года в связи с отсутствием альтернативных источников теплоснабжения.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что вопрос организации теплоснабжения спорных микрорайонов города Ржева Тверской области в срок до начала отопительного периода
2021-2022 годов не решён, и обоснованно отверг доводы стороны административного ответчика о том, что администрацией города Ржева Тверской области приняты необходимые меры для разрешения данного вопроса.

При этом указал, что сведений о строительстве новой котельной не имеется. Представленными доказательствами подтверждено, что администрацией города Ржева Тверской области 21 сентября 2019 года выделен земельный участок под таковое и 11 ноября 2020 года получено положительное заключение государственной экспертизы по строительству котельной.

Однако данный факт не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком своих обязанностей, поскольку, будучи проинформированным о выводе из эксплуатации единственного возможного источника теплоснабжения в 2018 году, в течение длительного периода времени к началу отопительного периода вопрос о строительстве новой котельной так и не разрешил, ограничившись мерами, принятыми в 2019-2020 годах.

С учётом изложенного ссылка административного ответчика на нарушение ООО ПК «Импульс» процедуры направления уведомления о выводе котельной из эксплуатации также не состоятельна. Проверка соблюдения данной процедуры, как верно указал суд в оспариваемом решении, предметом рассмотрения в рамках данного дела не является.

Кроме того, 09 июня 2021 года ООО «Теплоресурс» направило главе города Ржева Тверской области письмо, в котором уведомило о том, что мероприятия по подготовке котельной к работе в осенне-зимний период 2021-2022 годов не проводит. В связи с уходом котельной с рынка просило администрацию города Ржева Тверской области заблаговременно решить вопрос об организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области другим способом.

Из письма ООО ПК «Импульс» от 26 августа 2021 года также следует, что в связи с подготовкой к отопительному сезону 2021-2022 годов они обращались к главе города Ржева Тверской области с просьбой назначить встречу с участием представителей теплоснабжающей организации (арендатора котельной) для обсуждения вопроса о возможных путях решения возникшей проблемы. Однако сведения о принятии администрацией города Ржева Тверской области предложения собственника котельной о проведении таких встреч отсутствуют.

Суду апелляционной инстанции представлены протоколы от
17 июня 2021 года, 21 июня 2021 года и 12 августа 2021 года, из которых следует, что совещания, на которых обсуждались вопросы теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области и проблема вывода из эксплуатации котельной, проведены после поступления административного иска в суд. При этом собственник котельной на данных совещаниях участия не принимал, тогда как на них обсуждались, в том числе, вопросы о выкупе котельной и её аренде.

По итогам названных совещаний не определено, каким образом будет организовано теплоснабжение жилых домов и социально-значимых объектов в микрорайонах «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязанностей, в том числе по причине вывода из эксплуатации арендуемой ею котельной, административным ответчиком не представлено.

Доказательств принятия мер по разрешению вопроса о возможности подключения потребителей названных микрорайонов города к иным источникам тепловой энергии, проработки каких-либо иных вариантов обеспечения их теплоснабжением, не представлено.

Доводы административного ответчика о дефиците бюджета и недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной на него публично-правовой обязанности организовать теплоснабжение населения.

Вопреки утверждению представителя администрации города Ржева, вопрос о передаче котельной в муниципальную собственность не решался.

Согласно письму от 13 августа 2021 года ООО «Объединённые энергетические системы Тверской области» просило передать ему котельную в аренду.

Таким образом, должных мер, направленных на разрешение вопроса об организации надёжного и бесперебойного теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области до начала отопительного сезона периода 2021-2022 годов, принято не было.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него судом обязанностей может повлечь за собой неотвратимые последствия в виде оставления потребителей без тепла в зимний период времени, что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, проживающих в жилых домах и находящихся в социально-значимых объектах, расположенных на территории микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» города Ржева Тверской области.

Таким образом, при рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы и приведённые представителями административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, содержат субъективное толкование этих доказательств, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ржевского городского суда Тверской области от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ржева Тверской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-3509/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ржевский межрайонный прокурор Тверской области
Ответчики
Администрация г.Ржева
Другие
конкурсный управляющий "Ржевский краностроительный завод" Низова П.И.
ООО ПК "Импульс"
ООО "Теплоресурс"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Васильева Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
15.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2021Передано в экспедицию
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее