Дело 2-1093/2023 (2-7919/2022;) | 06.09.2023 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Бурыкиной Е.Н.
при секретаре Грант Д,А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к <адрес> Санкт-Петербурга о сохранении помещения в перепланированном состоянии,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к <адрес> Санкт-Петербурга о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
Просят сохранить квартиру по адресу: <адрес>, лит. А, <адрес> перепланированном состоянии в соответствии с паспортом на квартиру, составленным 22.08.2022г. по состоянию на 19.08.2022г. Также назначить по делу судебную строительно-техническую экспертизу.
Свои требования мотивируют тем, что являются собственниками долей квартиры, общей площадью 207,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, лит. А, <адрес>. В 2020 году по ООО «УКС» выполнило проект перепланировки и переустройства данной квартиры, была произведена перепланировка в соответствии с проектом, произведены изменения во внутренних сетях водоснабжения и канализации, выполнена внутренняя отделка помещений. <адрес> после перепланировки: 194,8 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на квартиру от 22.08.2021г. Проект перепланировки в установленном порядке был подан на согласование в <адрес>. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил о решении отказать в согласовании проекта ввиду самовольной перепланировки.
В судебное заседание истцы не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истцов и третьих лиц ФИО15, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО9 - ФИО3 исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, указанным в заявлении.
Представитель ответчика <адрес> Санкт-Петербурга ФИО4 иск не признала, поддержала представленный на иск отзыв. Также пояснила, что учитывая положения ст. ст. 25 - 29, 41 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №), администрация <адрес> Санкт-Петербурга считает, что проведенными строительными работами: в спорной квартире нарушена целостность конструкции квартиры, изменен порядок использования квартиры, в <адрес> года постройки, находящейся в общей долевой собственности всех собственников помещений в данной квартире без получения согласия сособствепников и разрешительной документации, то есть произведена самовольная перепланировка, просит суд исковые требования оставить без удовлетворения.
Третьи лица ФИО20, ФИО21, ФИО18, ФИО9, ФИО13, ФИО8, ФИО19, ФИО10, ФИО12, ФИО11, ФИО16, ФИО15, ФИО14, ФИО17, ООО «Жилкомсервис № <адрес>» Санкт-Петербурга, Проектно-инвентаризационное бюро <адрес> Санкт-Петербурга, СПб ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения иска.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В соответствии с требованиями части 3,4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного отношения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующипе внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 2 названной статьи перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В обоснование заявленных требований представитель истцов ФИО3 ссылался на то, что работы по перепланировке квартиры, а также в части водоснабжения и канализация, были выполнены в соответствии с проектом перепланировки, разработанным ООО «УКС» в 2020 году, работы по перепланировке квартиры не были согласованы в установленном законом порядке по причине отказа администрации <адрес> Санкт-Петербурга ввиду самовольной перепланировки. Указывает, что истцы являются долевым собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит.А, Право собственности ФИО1 на жилое помещение долю 19/207 в праве собственности на помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №, выданной в соответствии с техническим паспортом на квартиру, составленным ИП ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Перепланировка и переустройство помещения - <адрес> расположенной на 2-м этаже в многоквартирном жилом <адрес> года постройки осуществлена в отсутствии разрешительной документации.
Из материалов дела усматривается, что в жилом помещении, расположенном на 2-м этаже в части комнат коммунальной <адрес> литера А по Московскому проспекту в Санкт-Петербурге, выполнена самовольная перепланировка: изменена конфигурация коммунальной квартиры, демонтированы все межкомнатные перегородки, изменены расположения санузлов, выполнен демонтаж каминов, демонтаж деревянных полов, лаг, демонтированы сантехнические приборы, демонтировано газовое оборудование и газовая плита. Самовольная перепланировка выполнена в 2020 году, произведены изменений во внутренних сетях электроснабжения, водоснабжения и канализации.
Разрешительная и согласованная в установленном порядке документация на выполненные работы по перепланировке и переустройству помещений спорной квартиры, находящейся в долевой собственности, отсутствует.
Согласно с части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 209 Еражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе но своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет расходы по содержанию и сохранению имущества, находящегося в долевой собственности. При этом под сохранением имущества понимается также и своевременное обследование технического состояния инженерного иного оборудования, производство ремонта общего имущества в многоквартирном доме - необходимых случаях.
Аналогичное положение содержится в ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом ч. 4 данной статьи определяет, что собственник жилого помещения не только обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, но и соблюдать права и законные интересы соседей, а также правила пользования жилыми помещениями и правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регламеитирована обязанность собственника использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обеспечивать сохранность жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.п. 1.7.2, 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к крушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускаются.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч.5,6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представляющегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений - согласование переустройства и перепланировки помещений - многоквартирном доме, осуществление муниципального жилищного контроля осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № «Об администрациях районов Санкт-Петербурга», предусмотрено, что администрация района является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики согласовывает в установленном порядке переустройство перепланировку помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме (п. ДД.ММ.ГГГГ), создавая в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112 Межведомственные комиссии, согласовывающие проекты на переустройство н перепланировку квартир.
Согласно пункту 2.1.1 Положения о районной межведомственной комиссии (далее - МВК), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственных комиссий», определение необходимости проведения работ по переустройству и (или) переоборудованию при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, н также соответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства отнесено к полномочиям МВК района.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ потребитель обязан допускать представителей исполнителя, в том числе работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - но мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Как указал в судебном заседании ответчик, в Администрацию поступало обращение ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ № о намерении произвести перепланировку спорного жилого помещения; Межведомственной комиссией <адрес> Санкт-Петербурга принято решение об отказе в согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации - несоответствие проекта переустройте и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно: не предоставлен раздел ВК со схемой расположения трубопроводов водоотведения, указаниями к прокладке трубопроводов.
Актом МВК установлено, что осуществлен выход по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит.А, <адрес>, в результате которого доступ в жилое помещение обеспечен не был.
ДД.ММ.ГГГГ МВК по обращению. ФИО15 № принято решение об отказе в согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства жилого помещения №, так как доступ для обследования помещения с целью проверки наличия/отсутствия несогласованной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения не обеспечен.
Отказ в доступе в <адрес> подтверждается телефонограммой МВК от ДД.ММ.ГГГГ №-К, из которой следует, что сотрудником МВК осуществлен звонок представителю собственников по доверенности ФИО6 с требованием о необходимости предоставления доступа ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут в <адрес> целью проверки наличия/отсутствия несогласованной перепланировки (или) переустройства жилого помещения, однако доступ в жилое помещение не предоставлен.
Собственники не предприняли меры для согласования иного времени проведения МВК проверки, доступ в жилое помещение не обеспечен.
Ответчиком <адрес> Санкт-Петербурга приняты меры по надлежащему уведомлению собственников о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение.
Истцы не выполнили установленный законом порядок проведения перепланировки и переустройства помещения, произведенные работы выполнены самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами (организациями).
В силу пункта 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 41 и пункта 1 части 5 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой с учетом практики применения они позволяют распространять правовой режим общей долевой собственности, действующий в отношении коммунальной квартиры, на принадлежащие конкретным лицам отдельные комнаты в данной квартире и в связи с этим не допускают выполнение перепланировки и (или) переустройства, а равно сохранение в переустроенном и (или) перепланированном состоянии отдельной комнаты коммунальной квартиры, принадлежащей конкретному лицу, без получения согласия лиц, которым принадлежат другие комнаты в данной квартире (указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии со статьей 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире) (ч. 1).
Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки (ч. 2).
Истцами суду не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о согласии всех собственников коммунальной квартиры на произведенную перепланировку.
По ходатайству истцов судом назначена и проведена судебная строительно-техническую экспертиза, производство которой поручено экспертному учреждению Федеральное бюджетное учреждение Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 2-68) планировка на отметке 2 этажа жилого дома и расположение.санцтарно-технического оборудования в квартире по адресу: <адрес>, Мрсковский пр-кт, <адрес>, лит. А, <адрес> соответствует техническому паспорту, имеющемуся в деле. Планировка на отметке уровня антресолей не соответствует техническому паспорту, имеющемуся в деле. Расположение электрического оборудования не соответствует техническому паспорту, имеющемуся в деле. Расположение инженерных сетей в техническом nacпорте не указано. Работы по переустройству и перепланировке, выполненные в квартире по адресу: <адрес>, лит А, <адрес>, не соответствуют требованиям санитарных правил и норм, требованиям пожарной безопасности и строительным нормам и правилам; произведенные перепланировка и переустройство не соответствуют строительным нормам СНиП, техническим регламентам, учитывая давность постройки и заселение квартиры разными семьями.
Словосочетание "угроза жизни или здоровью" термином не является, и его определение в нормативных документах и нормативных правовых актах отсутствует. Угроза жизни или здоровью людей в данном конкретном случае может возникнуть вследствие обрушения здания. В пределах своей компетенции при разрешении данного вопроса проводилось исследование технического состояния объекта.
Исходя из состояния конструктивных элементов, наличия признаков естественного износа несущих и ограждающих конструкций, наличия видимых дефектов, технического состояния конструктивных элементов квартиры определено, что угрозы обрушения не имеется.
Произведенная перепланировка и переустройство систем электроснабжения, газового оборудования не соответствует проекту перепланировки, разработанному ООО «УКС» в 2020 года. Системы водоснабжения, канализации соответствуют проекту перепланировки, разработанному ООО «УКС» в 2020 года. Произведенная перепланировка и переустройство по функциональному назначению помещений действующим не соответствует проекту перепланировки, разработанному ООО КС» в 2020 года.
В исследуемой квартире не имеется газовых приборов, а также дымоходов вентканалов от газовых приборов. Определить состояние вентканалов и их пригодность к эксплуатации не представляется возможным, по причинам указанным в исследовательской части.
Исходя из представленного Акта обследования технического состояния дымоходов и вентканалов квартиры по адресу: СПб, Московский проект <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вентканалы в исследуемой квартире отвечают техническим условиям и пригодны к эксплуатации.
Анализируя заключение эксперта суд приходит к выводу о том, что оно является достоверным, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства. Указанная экспертиза была проведена по назначению суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в компетентности эксперта не имеется. Нарушений требований действующего законодательства при его составлении не усматривается.
Вопреки доводам представителя истцов, экспертиза проведена с соблюдением действующего законодательства, может быть положено в основу решения суда, как доказательство тому, что сохранение жилого помещения в перепланированном состоянии нарушает права и законные интересы граждан (ч.4 ст. 29 ЖК РФ).Правильность и обоснованность выводов эксперта у суда не вызывает сомнений. Доказательств, которые могли ставить под сомнение объективность и достоверность выводов эксперта, сторонами в нарушение требований ст. 87 ГПК РФ суду представлено не было. Судебная экспертиза является полной, понятной, оснований для вызова для допроса эксперта, назначении дополнительной, повторной экспертизы не имеется.
Оценив экспертное заключение по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о соответствии заключения требованиям закона, а также в совокупности со всеми представленными суду доказательствами, суд пришел к выводу о невозможности сохранения квартиры в перепланированном и переустроенном виде, поскольку работы, проведенные в квартире, не соответствуют представленному на согласование в администрацию проекту, а также строительным нормам и правилам.
Истцы осуществили незаконное переустройство и перепланировку помещения <адрес> при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации с нарушением представленного в адрес ответчика проекта, работы произведены с нарушением требований санитарных правил и норм, требованиям пожарной безопасности, строительным нормам и правилам; произведенная перепланировка и переустройство не соответствуют строительным нормам СниП, техническим регламентам, при этом учитывается давность постройки и заселение квартиры разными семьями.
Оснований для применения положений ч.4 ст. 29 ЖК РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к <адрес> Санкт-Петербурга о сохранении помещения квартиры по адресу: Санкт-Петербург Московский пр-кт <адрес> лит. А <адрес> перепланированном состоянии –– отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Бурыкина