Дело № 33-8812/2022 14 сентября 2022 г.
Номер дела в суде первой инстанции 2-95/2022
УИД: 59RS0043-01-2022-000099-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Петуховой Е.В. и Ивановой Е.В., при ведении протокола помощником судьи Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Карякиной Яны Андреевны на решение Чердынского районного суда Пермского края от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
«исковые требования Комитета имущественных отношений администрации Чердынского городского округа (Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа) к Карякиной (Кассихиной) Яне Андреевне, К1., Лебедевой Алене Юрьевне удовлетворить.
Выселить Карякину Яну Андреевну, дата рождения и ее несовершеннолетних детей: К1., дата рождения, Лебедеву Алёну Юрьевну, дата рождения, из служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Чердынского городского округа – квартира по адресу: ****, без предоставления другого жилого помещения.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя ответчика Каракиной Я.А. – Кромм Е.В., заключение прокурора Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комитет имущественных отношений администрации Чердынского городского округа обратился в суд с исковым заявлением к Карякиной (Кассихиной) Я.А., К1., Лебедевой А.Ю. в котором просит выселить ответчиков из служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Чердынского городского округа по адресу ****, без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ответчику было предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в собственности Чердынского муниципального района Пермского края, состоящее из квартиры, общей площадью 40,5 кв.м, расположенной по адресу: ****, на период трудовой деятельности в МАОУ «***» в должности преподавателя по классу «***». Впоследствии заключено дополнительное соглашение, согласно которому внесены изменения в части фамилии нанимателя, в качестве члена ее семьи включена дочь - К1.. Трудовой договор 3 ноября 2018 г. расторгнут, с 29 июля 2019 г. ответчик не работает в МАДОУ «***». 25 ноября 2021 г. ответчику направлено уведомление о необходимости выселения из служебного жилого помещения, которое Карякина Я.А. получать отказалась, почтовое отправление не получила, требование о выселении не исполнила. Право ответчика на проживание в помещении специализированного жилищного фонда прекращено ввиду прекращения трудовых отношений с Карякиной Я.А. и истечения срока трудового договора.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении требований настаивала.
Представитель третьего лица – администрации Чердынского городского округа поддержала исковые требования.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда, отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что судом были нарушены процессуальные права ответчика, поскольку дело было рассмотрено с допросом свидетеля Т. без ее участия. Неявка в судебное заседание вызвана уважительными причинами. Обращает внимание на то, что увольнение с указанных мест работы не было вызвано инициативой ответчика. Иного жилого помещения ответчики не имеют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на отмене решения суда настаивала.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Согласно п. 1 части 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещений (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом государственной власти РФ - в жилищном фонде РФ.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ).
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, вступившим в силу 14 февраля 2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с пунктом 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, квартира №**, расположенное по адресу: ****, находится в собственности муниципального образования Чердынского городского округа (объект включен в состав специализированного жилищного фонда и отнесен к служебным жилым помещениям) (л.д. 6,7).
10 декабря 2012 г. на основании распоряжения администрации Чердынского муниципального района от 25 декабря 2012 г. №402-р «О предоставлении служебного жилого помещения», именуемый в дальнейшем наймодатель с одной стороны и гражданка Кассихина Я.А., именуемая в дальнейшем наниматель заключили договор найма служебного помещения №1 (л.д. 8-10).
По условиям договора (п. 1) наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Чердынский муниципальный район Пермского края», состоящее из квартиры общей площадью 40,5 кв.м, расположенной по адресу: **** для временного проживания в нем.
В соответствии с п. 2, 5, договора сторонами определены условия предоставления жилого помещения, в связи с заключением трудового договора в МАОУ «***» и установлен срок его действия – на время трудовых отношений.
Дополнительным соглашением от 7 февраля 2019 г. к договору найма служебного помещения от 10 декабря 2012 г. в договор внесены изменения в связи со сменой фамилии нанимателя «Кассихина» на «Карякину». Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена дочь К1., дата рождения (л.д. 11).
В спорном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства К2., с 4 марта 2015 г. по настоящее время; К1. с 24 августа 2015 г по настоящее время и Лебедева А.Ю. с 21 ноября 2020 г. по настоящее время (л.д. 19).
Как следует из трудовой книжки ответчика, 3 ноября 2018 г. трудовой договор с Карякиной Я.А. МБУ дополнительного образования «***» расторгнут в связи с сокращением штата работников; 28 июля 2019 г. ответчик уволена в связи с истечением срока действия трудового договора из МАДОУ «***» на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что также подтверждается приказами дошкольных учреждений (л.д. 21,68, 71).
19 ноября 2021 г. Комитетом имущественных отношений администрации Чердынского городского округа в адрес Карякиной Я.А. направлен запрос о предоставлении сведений, подтверждающих ее место работы, службы, справок с места работы.
24 ноября 2021 г. в адрес Карякиной Я.А. направлено уведомление об освобождении в течение 30 дней со дня получения уведомления жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д. 23).
Получить лично указанное уведомление Карякина Я.А. отказалась, о чем свидетельствует акт от 25 ноября 2021 г., в связи с чем, уведомление направлено в адрес ответчика почтовым отправлением (л.д. 24).
Из акта обследования жилого помещения от 21 января 2022 г., комиссия в составе должностных лиц Комитета имущественных отношений администрации Чердынского городского округа, в присутствии Карякиной Я.А. произвела обследование жилого помещения по адресу **** и установила, что в жилом помещении проживает Карякина Я.А. с двумя детьми постоянно. Добровольно выселиться из данной квартиры Карякина Я.А. отказалась.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.10, 92, 93, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения, поскольку при вселении в спорную квартиру сторонами был определен законный режим использования нанимателем жилого помещения в качестве служебного, согласованы сторонами условия договора, в том числе о периоде временного проживания ответчика в жилом помещении. В связи с утратой трудовых отношений у ответчика прекращается и право пользования служебным жилым помещением.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
По мнению судебной коллегии принимая решение, судом первой инстанции было обоснованно принято во внимание, что отношения по пользованию спорной квартирой, сложившиеся между сторонами, регулируются положениями законодательства о специализированном жилищном фонде.
Сведений об изменении правового режима спорной квартиры в деле не имеется, при рассмотрении дела стороны по существу не оспаривали факт предоставления квартиры ответчику на период трудовых отношений. Указанные обстоятельства свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений по пользованию служебным жилым помещением.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение всегда находилось в муниципальной собственности, доказательства снятия с помещения статуса служебного, отсутствуют.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено именно на период трудовых отношений, трудовой договор с ответчиком прекращен, договор найма служебного жилого помещения, заключенный между сторонами, также прекратил свое действие.
Ответчики не относятся к категории граждан, указанных в ч.2 ст.103 ЖК РФ которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка жалобы на то обстоятельство, что ответчик была уволена с места работы не по своей инициативе, имеет основания для постановки на учет в качестве безработной, основанием для отмены или изменения решения суда не является, поскольку закон не связывает с данными обстоятельствами возможность сохранения права пользования жилым помещением.
Аналогично довод жалобы об отсутствие у ответчиков иного жилого помещения, не может служить основанием к отмене принятого судом решения, поскольку спорные правоотношения не предусматривают возможности сохранения за ответчиком права пользования данным жилым помещением, принадлежащим иному лицу.
Ссылка ответчика на то, что несовершеннолетние члены семьи нанимателя не могут быть выселены, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.
В абзаце 2 подпункта "е" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.
Указанные доводы жалобы не свидетельствуют ни о незаконности ни о необоснованности заявленных требований и не исключают право ответчика просить об отсрочке исполнения решения суда в соответствии со ст.203 ГПК РФ.
Доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности по требованиям о выселении не могут быть признаны обоснованными, поскольку спорные правоотношения между сторонами носят длящийся характер, в соответствии со ст. ст. 103 - 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении также не могут быть приняты судебной коллегией.
Согласно ч.1 ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В данном случае, как следует из материалов дела, ответчик, была извещена о подготовке дела и назначении судебного заседания на 6 апреля 2022 г. (л.д. 57, 60), в связи с чем знала о том, что в производстве суда находится указанное гражданское дело.
Ответчик дала согласие на получение извещений путем СМС-уведомления (л.д.62).
В судебном заседании 6 апреля 2022 г. ответчик присутствовала. В связи с истребованием дополнительных доказательств по делу был объявлен перерыв до 21 апреля 2022 г., а в последующем до 19 мая 2022 г. и 23 мая 2022 г.
Поскольку СМС-сообщение не было доставлено ответчику, она была извещена о дате судебного заседания – 19 мая 2022 г. телефонограммой (л.д.73)
О наличии каких-либо обстоятельств, исключающих по уважительным причинам получение корреспонденции в период ее направления судом, в жалобе ответчиком не указано.
Судебная коллегия отмечает, что при перерыве в судебном заседании ГПК РФ не требует извещать не явившихся в заседание участников процесса о времени продолжения заседания после перерыва (в отличие от случаев отложения судебного разбирательства).
Из приложенных к апелляционной жалобе документов не следует, что ответчик не могла принимать участие в судебном заседании ввиду болезненного состояния.
Поскольку ответчик, будучи извещенной о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции не сообщил о наличии уважительных причинах неявки, не представила соответствующие доказательства, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, то суд апелляционной инстанции вправе был рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
С учетом указанных обстоятельств, оснований полагать, что ответчик не была надлежащим образом извещена о времени и месте проведения судебного заседания, чем были нарушены ее процессуальные права, в том числе в связи с допросом в судебном заседании свидетеля Т., у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карякиной Яны Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи