Решение по делу № 2-2767/2024 от 04.07.2024

Дело № 2-2767/202449RS0001-01-2024-004686-23 23 августа 2024 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Пикалевой Е.Ф.,

при секретаре Надыршиной А.У.,

с участием истца Даниловой Н.А.,

помощника прокурора Бегашева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску прокурора Ольского района, поданному в интересах несовершеннолетнего ФИО2 в лице ее законного представителя Даниловой Натальи Андреевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ольского района обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО2 в лице ее законного представителя Даниловой Н.А. с вышеуказанным иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой по обращению Даниловой Н.А. проверки исполнения требований законодательства при обеспечении молочными продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей и отдельных категорий детей первых трёх лет жизни установлено, что ФИО2, 25 мая 2023 года рождения был поставлена на педиатрический учёт для обеспечения специальными молочными продуктами питания.

В силу Порядка обеспечения молочными продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей и отдельных категорий детей первых трёх лет жизни на территории Магаданской области, утверждённого постановлением Правительства Магаданской области от 30 сентября 2021 г. № 751-пп, детям, проживающим в муниципальных образованиях Магаданской области, специальные молочные продукты питания выдаются филиалом ГБУЗ «Магаданская областная больница» за счёт средств областного бюджета, главным распорядителем которого является Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.

В нарушение установленных норм, в период с мая 2023 г. по январь 2024 г. Данилова Н.А. обеспечивалась специальными молочными продуктами питания не в полном объёме, в результате чего с учетом излишек ей не было выдано в мае 2023 г. – 00 гр., в июне 2023 г. – 3600 гр., в июле 2023 г. – 00гр., в августа – 00 гр., в сентябре 2023 г. – 3600 гр., в октябре 2023 г. – 00 гр., в ноябре 2023 г. – 1200 гр., в декабре 2023 г. – 1200 гр., в январе 2024 г. – 00 гр., в феврале 2024 г. - 1500 гр., в марте 2024 г. – 400 гр., в апреле 2024 г. – 800 гр.

Данилова Н.А. находится в отпуске по уходу за ребёнком, ограничена в финансовых средствах, была вынуждена приобретать специальные молочные продукты питания в г. Магадане, ввиду их отсутствия в пос. Ола, для чего ей приходилось брать малолетнего ребёнка с собой, что доставляло ему длительные неудобства, влияло на режим дня и, как следствие, повлекло причинение морального вреда, который оценивается в размере 35 000 рублей.

Ссылаясь на приведённые обстоятельства, просил суд взыскать с ГБУЗ «Магаданская областная больница» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 35 000 рублей.

Определением от 23 августа 2024 г. производство по делу в части требований к Министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании помощник прокурора Бегашев В.В., истец Данилова Н.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика ГБУЗ «Магаданская областная больница» в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представив письменный отзыв на иск, ГБУЗ «Магаданская областная больница» просило отказать в удовлетворении иска, указав в обоснование, что несовершеннолетний ФИО2 состоит под наблюдением педиатрического кабинета поликлинического отделения филиала «Ольская районная больница» ГБУЗ «МОБ» с рождения. Ребенок с двух месяцев находится на смешанном вскармливании по причине недостаточного количества грудного молока у матери и в связи, с чем 2 июня 2023 г. была поставлена на педиатрический учет для обеспечения специальными молочными продуктами питания. Ей выдавались специальные молочные смеси 2 июня 2023 г. - Нестожен-1 6 пачек, 18 сентября 2023 г. - Нестожен -1 6 пачек, 14 ноября 2023 г. - Мамелле 4 пачки, 5 декабря 2023 г. - Мамелле 4 пачки. 19 февраля 2024 г. - Беллакт5 пачек, 19 марта 2024 г. - НАН ГА 1 пачка, 29 марта 2024 г. - НАН ГА 1 пачка, 12 апреля 2024 г. - НАН ГА 2 пачки, 7 мая 2024 г. НАН ГА 2 пачки

В июле, августе, октябре 2023 г. адаптированная сухая молочная смесь Даниловой Н.А. не выдавалась по неизвестным причинам. В январе 2024 г. дети первого года жизни, находящиеся на искусственном вскармливании, не были обеспечены сухими адаптированными смесями по причине отсутствия поступления смеси в филиал «Ольская районная больница» ГБУЗ «МОБ».

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, оценив и в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Исходя из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Магаданской области от 30 сентября 2021 г. № 751-пп утверждена государственная программа Магаданской области «Развитие здравоохранения Магаданской области», целью которой являлось снижение смертности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, улучшение качества и доступности медицинской помощи.

В целях реализации мероприятий указанной государственной программы, направленного на охрану здоровья матери и ребёнка, постановлением Правительства Магаданской области от 21 июля 2022 г. № 619-пп утверждён Порядок обеспечения молочными продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей и отдельных категорий детей первых трех лет жизни на территории Магаданской области вместе с Нормами потребности в молочных продуктах питания беременных женщин, кормящих матерей и отдельных категорий детей первых трех лет жизни (далее – Порядок обеспечения молочными продуктами питания, Нормы потребности в молочных продуктах питания).

Пунктом 3.1 указанного Порядка предусмотрено, что специальными молочными продуктами питания (продукт детского питания для детей раннего возраста - адаптированная молочная смесь, соответствующая техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции») обеспечиваются дети первого года жизни, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании.

В целях обеспечения специальными молочными продуктами питания детей первого года жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, родителем (законным представителем) ребенка предоставляется лечащему врачу медицинской организации по месту жительства или месту пребывания (детской поликлиники) ребенка на личном приеме определённый перечень документов (пункт 3.2 Порядка обеспечения молочными продуктами питания).

Лечащий врач при наличии документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, выдает заключение о том, что ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и выписывает рецепт или направление на получение специальных молочных продуктов питания с указанием их наименования в зависимости от клинической ситуации (адаптированная молочная смесь, смесь антирефлюксная, смесь на основе частично гидролизованного молочного белка, низколактозная или безлактозная молочная смесь, специализированная молочная высокобелковая, высококалорийная смесь), количеством на один месяц. На бланке рецепта ставится штамп «Бесплатно». В медицинской карте лечащий врач делает отметку о выписке питания. Допускается выписка рецепта или направления на получение специальных молочных продуктов питания в количестве более чем на один месяц - на период пребывания ребенка за пределами Магаданской области (пункт 3.3 Порядка обеспечения молочными продуктами питания).

Основаниями для отказа в выдаче рецепта или направления на получение специальных молочных продуктов питания является: несоответствие ребенка категории; не представление или не полное представление документов; представление документов, не соответствующих действительности (пункт 3.4 Порядка обеспечения молочными продуктами питания).

Специальные молочные продукты питания детям, проживающим в муниципальных образованиях Магаданской области, выдаются на основании направления лечащего врача ответственным лицом, назначенным приказом руководителя районной больницы - филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданская областная больница», в специально отведенных помещениях при районной больнице (пункт 3.5 Порядка обеспечения молочными продуктами питания).

Согласно Нормам потребности в молочных продуктах питания, месячная потребность в специальных молочных продуктах питания для детей, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании, на 1 человека в граммах составляет: в возрасте от 0 до 4 месяцев - 3 420 гр., в возрасте от 4 до 6 месяцев - 3 000 гр., в возрасте от 6 до 9 месяцев - 2 550 гр., в возрасте от 9 до 12 месяцев - 1 800 гр.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО2, матерью которого является Данилова Н.А.

Совместно с матерью малолетний ФИО2 проживают в пгт <адрес> по адресу – <адрес>А, <адрес>. ФИО2 состоит на педиатрическом учёте по месту жительства в филиале «Ольская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница».

Ответчиком не оспаривается, что ФИО2 находится на искусственном вскармливании.

Согласно копии журнала регистрации молочной смеси, в 2 июня 2023 г. ФИО2 выдано 6 пачек смеси Нестожен, 18 сентября 2023 г. - 6 пачек смеси Нестожен, 14 ноября 2023 г. – 4 пачки Мамелле, 5 декабря 2023 г. – 4 пачки Мамелле, 19 февраля 2024 г. – 5 пачек Беллакт, 19 марта 2024 г. – 1 пачка НАН ГА, 12 апреля 2024 г. – 1 пачка НАН ГА.

Как следует из условий государственных контрактов на поставку начальной молочной смеси для детского питания № 0847500000922000364 от 18.01.2023, № 0847500000923001581 от 09.10.2023, распоряжений Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области от 12 мая 2023 г. № 257/03, от 23 мая 2023 г. № 304/03, от 29 августа 2023 г. № 430/03, от 9 ноября 2023 г. № 505/03 вес упаковок детской смеси Нестожен-1 и Нестожен-2 – 600 гр., Мамелле – 400 гр.

Таким образом, 2 июня 2023 г. ФИО2 выдано 3600 гр. смеси при норме 3420 гр., 18 сентября 2023 г. – 3600 гр. при норме 3420 гр., 14 ноября 2023 г. – 1200 гр. при номер 3000 гр., 5 декабря 2023 г. – 1200 гр. при норме 3000 гр.,19 февраля 2024 г. – 1500 гр. при норме 3000 гр., 19 марта 2024 г. – 400 гр. при норме 3000 гр., 12 апреля 2024 г. – 400 гр. при норме 3000 гр. В июле, августа, октябре 2023 г. - январе 2024 г. смеси не выдавались. Всего выдано смеси 12300 гр. при норме 38160 гр.

Таким образом, ответчик не выполнил обязанность по обеспечению ребёнка смесью в июле, августа, октябре 2023 г. - январе 2024 г., в ноябре 2023 г. в количестве 1800 гр., в декабре 2023 г. – 1800 гр., в феврале 2024 г. – 1500 гр., в марте 2024 г. – 2600 гр., в апреле 2024 г. – 2200 гр.

Рассматривая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Как указано выше, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, при этом государственная политика в интересах детей является приоритетной.

Согласно пункту 1.2 Порядка обеспечения молочными продуктами питания настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятия 1.8.5 «Обеспечение молочными продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей и отдельных категорий детей первых 3-х лет жизни» 1.8 основного мероприятия «Охрана здоровья матери и ребенка» подпрограммы «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» государственной программы Магаданской области «Развитие здравоохранения Магаданской области», утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 30 сентября 2021 г. № 751-пп «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие здравоохранения Магаданской области».

В силу вышеуказанного Порядка, обеспечение детей Магаданской области первых трех лет жизни молочными продуктами питания осуществляется в рамках реализации государственной программы по развитию здравоохранения, следовательно, предоставление такого питания неразрывно связано с обеспечением социальных прав детей, как наиболее уязвимой категории населения, а потому нарушение таких прав свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав ребёнка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье).

Поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение Порядка обеспечения молочными продуктами питания и Норм потребности в молочных продуктах питания ГБУЗ «Магаданская областная больница» в период с мая 2023 г. по июнь 2024 г. не в полной мере выполнялась обязанность по предоставлению ФИО2 молочной смеси, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены личные неимущественные права несовершеннолетнего, в результате чего ему причинен моральный вред, то есть о наличии правовых оснований для взыскания в его пользу с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер данной компенсации, суд принимает во внимание изложенные в решении фактические обстоятельства, его возраст, а также положения Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность по воспитанию и содержанию детей возложена на их родителей, отсутствие доказательств физических страданий ребенка, и приходит к выводу, что компенсация морального вреда в размере 10000 рублей будет являться соответствующей принципам разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку предъявленные к ГБУЗ «МОБ» исковые требования прокурора, освобождённого от уплаты государственной пошлины при подаче иска, подлежат частичному удовлетворению, то с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей по требованию о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ольского района, поданному в интересах несовершеннолетнего ФИО2 в лице ее законного представителя Даниловой Натальи Андреевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданская областная больница» (ИНН 4909007233) в пользу ФИО2 (свидетельство о рождении 1-ФК ) в лице законного представителя Даниловой Натальи Андреевны (паспорт: серия 4410 ) компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Ольского района отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданская областная больница» (ИНН 4909007233) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату изготовления решения суда в окончательной форме – 29 августа 2024 года.

    Судья                               Е.Ф.Пикалева

2-2767/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокурор Ольского района
Ответчики
ГБУЗ "Магаданская областная больница"
Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области
Другие
Данилова Наталья Андреевна
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Пикалева Е.Ф.
Дело на странице суда
magadansky.mag.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее