Копия
Дело №12-20/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Тарко-Сале, ЯНАО 05 февраля 2021 года
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пономарев А.В., с участием защитника Синютина А.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Новатэк Таркосаленефтегаз» Васильева С.М. на постановление начальника Ноябрьского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Карась О.Н. № 0104-5912-2020 от 30.10.2020, по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Новатэк Таркосаленефтегаз» (далее - Общество) Васильева С.М.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Ноябрьского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Карась О.Н. № 0104-5912-2020 от 30.10.2020 Васильев С.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере по 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Васильев обратился в суд с жалобой указав, что дренажные емкости ЕПП-3-1200-1500-3 Зав.№ 87 Рег.№ 291 и ЕД-1020-25-0,07 Зав.№ 2249 Рег.№ 292 введены в эксплуатацию 05.11.2015 г. Согласно правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 и административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 Общество должно было направить заявление о внесении изменений сведений об ОПО № А59-6004-0122 в государственном реестре опасных производственных объектов не позднее 19.11.2015, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности уже истек. Административной орган имел возможность выявить данное правонарушение в период давности привлечения к административной ответственности, так как имел возможность беспрепятственно обходить и осматривать все здания и сооружения на объекте повышенной опасности. Вина должностного лица в совершении административного правонарушения не доказана. Просил указанное постановление отменить, производство прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Васильев С.М. извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, не явился, не просил об отложении судебного заседания, для участия в деле и представления его интересов им направлен защитник Синютин, что не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Защитник Синютин в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, представитель Ростехнадзора просил рассмотреть дело без участия их представителя, что не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив письменные материалы дела, и оценив в совокупности доказательства, исследованные в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Северо-Уральского управления Ростехнадзора и. о. заместителя руководителя Р.Н. Исмагилова от 03.08.2020 № РП-321-4271-0 в отношении ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» была проведена плановая выездная проверка.
Согласно обжалуемого постановления, в ходе проверки установлено, что генеральный директор ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» Васильев С.М., являясь должностным лицом, допустил нарушение требований положений Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, что подтверждается пунктом 2.2.4 раздела 2, срочного трудового договора №137/18 от 10.09.2018 г., генерального директора ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ», а именно: не обеспечил полноту и достоверность сведений ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз» при регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов «Объекты системы обустройства месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов (ЦПС)», а именно не указана дренажная емкость ЕД-3, отмеченная в технологической схеме метанольного хозяйства ЦПС ДКС ЦДНГ ВТСМ, не указана емкость дренажная шлама V=3м3, отмеченная в технологической схеме участка дожимной компрессорной станции ЦПС ДКС ЦДНГ ВТСМ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об административном правонарушении.
В связи с изложенным, административный орган не вправе составлять протокол об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого он составлен, в отсутствие сведений о его надлежащем извещении.
В нарушение указанных требований в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении Васильева С.М. о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела.
В протоколе об административном правонарушении № 0104-5912-2020 от 12.10.2020 указано на надлежащее извещение должностного лица о месте и времени составления протокола.
Вместе с тем, в материалах дела находится определение № 0104-5912-2020 от 29.09.2020 (л.д. 2-3), согласно которого рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз» перенесено на 12.10.2020 в 14 часов 00 минут, которые было направлено Васильеву заказным письмом.
Согласно имеющегося в материалах дела отчета об отслеживании вышеуказанного отправления № (л.д. 4-5) данное уведомление было отправлено 05.10.2020, 07.10.2020 прибыло в место вручения, 21.10.2020 было возвращено отправителю по иным обстоятельствам, 30.10.2020 вручено отправителю почтальоном, протокол же был составлен 12.10.2020.
Соответственно протокол об административном правонарушении составлен в нарушении требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, без надлежащего извещения должностного лица, что существенно нарушает его процессуальные права, данный протокол суд признает недопустимым доказательством.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о несоблюдении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Допущенное при составлении протокола об административном правонарушении нарушение процессуальных требований КоАП РФ является неустранимым и исключает возможность возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Соблюдение требований, установленных КоАП РФ, при составлении постановления, которым лицо привлекается к административной ответственности и претерпевает связанные с этим правовые последствия в виде административного наказания, является гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено административное производство.
В соответствие со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами.
С учетом вышеизложенного, сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, суд признает неустранимыми и толкует в пользу этого лица.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление не доказаны в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Новатэк Таркосаленефтегаз» Васильева С.М. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление должностного лица административного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Ноябрьского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Карась О.Н. № 0104-5912-2020 от 30.10.2020, по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Новатэк Таркосаленефтегаз» Васильева С.М.– отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Пономарев