Дело № 2-383/2021
32RS0032-01-2021-000958-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2021 года г. Унеча
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Изотовой Л.И.,
при секретаре Ерченко М.А.,
с участием истца Гончаровой О.Н., представителя истца Гончаровой О.Н. – адвоката Брацуна А.В.,
представителя ответчика – государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) – Симоненко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой О Н к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонному) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Гончарова О.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она проживала на территории зон проживания с правом на отселение в периоды времени:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с. ФИО2 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст.ст. 33, 37 Закона РФ № от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльский АЭС».
Однако, решением ГУ – УПФ РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, поскольку документов, подтверждающих факт постоянного проживания в <адрес>, не представлено.
С отказом в назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию она не согласна, считает отказ необоснованным и нарушающим ее права.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Клинцовском педагогическом училище (ныне ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж»), проживала и была зарегистрирована в общежитии на территории <адрес> по адресу: <адрес>.
После окончания учебного заведения она проживала и была зарегистрирована в с. ФИО2 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые признаны и не оспариваются ответчиком.
До поступления в учебное заведение она проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, пер. Щорса, <адрес>, что подтверждается записями в похозяйственной книге №, лицевой счет №ДД.ММ.ГГГГ-1985 годы, и справкой Найтоповичской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поступлением в учебное заведение она была снята с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрирована по месту своего проживания на период обучения на территории <адрес>.
После окончания обучения она выехала с территории <адрес> и проживала также в зоне проживания с правом на отселение - с. ФИО2 <адрес>.
В связи с постоянным проживаем и обучением на территории зоны радиационного загрязнения непосредственно на момент аварии на ЧАЭС и в последующее время ей ДД.ММ.ГГГГ Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС <адрес> было выдано удостоверение, подтверждающее ее статус как лица, добровольно выехавшего с территории зоны проживания с правом на отселение, - <адрес>, с указанием периода проживания в «грязной» зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что с учетом наличия необходимого страхового стажа и уменьшения установленного законом возраста, она имеет право на назначение пенсии по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Так, по состоянию на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ей исполнилось 52 года, соответственно, ее возраст выхода на пенсию по старости при условии проживания на территории зоны радиационного загрязнения должен быть снижен на 2 года в связи с проживанием в грязной зоне в период максимального загрязнения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительно на 1 год за каждые 3 полных года проживания. Учитывая, что в общей сложности в грязной зоне она проживала 4 года 5 месяцев 15 дней, то возраст выхода на пенсию снижается еще дополнительно на 1 год, а в общей сложности на 3 года, то есть до 52 лет.
В связи с чем, Гончарова О.Н. просила суд признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО7 уточнила исковые требования,
просила суд:
- признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
- признать за ней, ФИО7, право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 33, 37 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение - в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно на 1 год в связи с проживанием на территории зон проживания с правом на отселение - в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с. ФИО2 <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца – адвокат ФИО5, считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ-УПФ РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> – ФИО4, выступающая по доверенности, исковые требования не признала, предоставила письменные возражения.
Выслушав объяснения истца, представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) в части, не противоречащей первым двум Законам.
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В примечании к статье 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гончарова О.Н., <данные изъяты> года рождения (52 года), ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со статьями 33, 37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как добровольно выехавшая из зоны проживания с правом на отселение – <адрес> и с. ФИО2 <адрес>.
Решением ГУ – УПФ РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, поскольку документов, подтверждающих факт постоянного проживания в <адрес>, не представлено.
Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, а впоследствии Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым к зоне проживания с правом на отселение относились <адрес> и с. ФИО2 <адрес>.
Судом установлено, что ФИО7 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> (зона проживания с правом на отселение).
Так, в обоснование заявленных требований истцом предоставлены следующие доказательства.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Клинцовском педагогическом училище (ныне ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж»), проживала и была зарегистрирована в общежитии на территории <адрес> по адресу: <адрес>, что подтверждается дипломом и справками.
После окончания учебного заведения она проживала и была зарегистрирована в с. ФИО2 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые признаны и не оспариваются ответчиком.
До поступления в учебное заведение она проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, пер. Щорса, <адрес>, что подтверждается записями в похозяйственной книге №, лицевой счет №ДД.ММ.ГГГГ-1985 годы, и справкой Найтоповичской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поступлением в учебное заведение она была снята с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрирована по месту своего проживания на период обучения на территории <адрес>.
После окончания обучения она выехала с территории <адрес> и проживала в зоне проживания с правом на отселение - с. ФИО2 <адрес>.
Также проживание истца в зоне проживания с правом на отселение - в <адрес> в спорный период и добровольный выезд из зоны проживания с правом на отселение подтверждается удостоверением серии АИ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС <адрес>, из которого следует, что ФИО7 имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является гражданкой, добровольно выехавшей из зон проживания с правом на отселение - <адрес>, проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с. ФИО2 <адрес>, проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона указаны граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Истец относится к указанной категории граждан, так как установлено, что она проживала в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в с. ФИО2 <адрес> - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Уменьшение пенсионного возраста для лиц, указанных в Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является одним из видов мер по возмещению вреда, носит компенсационный характер и должно быть обеспечено лицу, пострадавшему в результате чернобыльской катастрофы в полном объеме.
Истец просит назначить пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, Гончаровой О.Н. на день подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) исполнилось 52 года.
Поскольку истец проживала в зонах проживания с правом на отселение отселения в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в с. ФИО2 <адрес> - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то она на день подачи заявления приобрела право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне проживания с правом на отселение на 2 года и дополнительно на 1 год.
Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем назначения пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Уточненный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гончаровой О Н удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонному) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать за Гончаровой О Н право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 33, 37 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года в связи с проживанием на территории зоны с правом на отселение - в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительно на 1 год в связи с проживанием на территории зон проживания с правом на отселение - в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с. ФИО2 <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) назначить Гончаровой О Н пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение месяца в апелляционном порядке со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Изотова