Дело № 2а-79 от 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 июня 2018 года
Вадинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Булавской Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по заявлению прокурора Вадинского района в защиту интересов инвалидов к Отделу образования администрации Вадинского района Пензенской области о признании незаконным бездействие Отдела образования администрации Вадинского района Пензенской области, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидам по зрению к информации учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Вадинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, обосновав свои требования следующим образом.
Прокуратурой Вадинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности отдела образования администрации Вадинского района Пензенской области (далее по тексту - отдел образования Вадинского района), в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе государственная поддержка инвалидов (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») и вступившей в силу для России 25.10.2012 г. (далее - Конвенция), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В п.п. 7,8 ч.2 ст.9 Конвенции установлено, что государства - участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержкой, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно - коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-ст «Об утверждении национального стандарта» (далее по тексту - ГОСТ Р 52872-2012) дается определение доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению -это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2, ГОСТ Р 52872-2012 при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:
- воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1);
- управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения (п.4.2.2);
- понятность: информация и операции пользовательского интерфейса - должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3);
- надёжность: контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п.4.2.4).
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
Положениями ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 № 187-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Вместе с тем, требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Прокуратурой района проведена проверка путем осмотра официального сайта отдела образования Вадинскогорайона (http://obrazovaniev.wmsite.ru/).
В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа официальный сайт отдела образования не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта администрации (версия для слабовидящих). Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра.
Таким образом официальный интернет - сайт отдела образования Вадинского района не соответствует требованиям ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» и, следовательно, нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации.
Право инвалидов по зрению участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества, путем получения информации на официальном сайте отдела образования нарушено. Между тем, на сайте размещены различные документы, сведения о планируемых и проведенных мероприятиях и др.
Отсутствие доступа инвалидов по зрению к официальному интернет - сайту отдела образования Вадинского района является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при этом, несоблюдение и невыполнение отделом образования требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административный истец, прокурор Вадинского района Пензенской области, просит суд:
признать незаконным бездействие Отдела образования администрации Вадинского района, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидам по зрению к информации учреждения;
обязать Отдел образования администрации Вадинского района, обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации учреждения на официальном сайте.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с главой 33 КАС РФ, единолично судьей, без проведения судебного заседания и без извещения сторон.
В деле имеется заявление от административного истца, прокурора Вадинского района, в котором он сообщает, что поддерживает требования в полном объеме и согласен на рассмотрение дела порядке упрощенного судопроизводства.
В деле имеется заявление от административного ответчика, начальника Отдела образования администрации Вадинского района, Семисчастновой Г.В., в котором она сообщает, что согласна полностью с требованиями прокурора и согласна на рассмотрение дела порядке упрощенного судопроизводства.
Проанализировав в целом требования прокурора Вадинского района, Пензенской области, суд находитих законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.