Решение по делу № 2-314/2024 от 06.08.2024

11RS0013-01-2024-000650-29                         Дело № 2-314/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Цильма 18 октября 2024 года

Ижемский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Рудомётовой С.П.,

при секретаре судебного заседания Муравьёвой Ю.Ю.,

с участием: представителя истца Носова Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дуркина А.Ф. к администрации муниципального района «Усть-Цилемский» о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей»,

УСТАНОВИЛ:

Дуркина А.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Усть-Цилемский» (далее - администрация МР «Усть-Цилемский»), и после уточнения исковых требований просила признать за ней право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей» с датой постановки на учет с 13.08.2019.

В обоснование требований указала, что она состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей» с составом семьи 3 человека: она, дочь Носова Т.И., внук ФИО1 Дата постановки на учет 13.08.2019. Первоначально в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья с 25.06.2006 в категорию «Пенсионеры» была включена ФИО2 (её мать) с составом семьи 3 человека: заявитель, Дуркина А.Ф. (дочь), ФИО3 (правнук). 24.09.2013 она обратилась в администрацию района о проведении перерегистрации, предоставив свидетельство о смерти ФИО2 Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 17.12.2013 № 12/2555 в состав её семьи включен ФИО1 (внук). 24.12.2020 по заявлению в состав её семьи включена дочь Носова Т.И. ДД.ММ.ГГГГ она предоставила в администрацию МР «Усть-Цилемский» справку об инвалидности третьей группы. Администрации следовало по её заявлению поставить её на учет в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей». Однако постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 15.08.2019 № 08/698 она была переведена из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей». Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 18.07.2024 № 07/633 она снята с учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Определением суда от 18.09.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

Дуркина А.Ф. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель истца Носова Т.И. на уточненных требованиях настаивала, пояснила, что в 2019 году Дуркина А.Ф. могла быть поставлена ответчиком самостоятельно на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «Инвалиды», однако ответчик этого не сделал, на учет не поставил, а перевел из одной категории в другую. В администрацию постоянно предоставлялись необходимые документы, и заявления, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки.

Иные лица, участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили. Ранее администрацией МР «Усть-Цилемский» представлен отзыв, согласно которому администрация считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми просило рассмотреть дело без участия представителя третьего лица, в представленном отзыве просило в удовлетворении исковых требований Дуркина А.Ф. отказать.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, учетное дело Дуркина А.Ф., суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Дуркина А.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Коми АССР, её матерью является ФИО2

25.06.2006 ФИО2 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «Пенсионеры».

20.10.2008 ФИО2 умерла.

После смерти ФИО2, Дуркина А.Ф. обратилась в адрес администрации МР «Усть-Цилемский» с заявлением о перерегистрации.

Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 07.10.2013 № 10/2013 очередь с ФИО2 переведена на Дуркина А.Ф.

Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 17.12.2013 № 12/2555 в состав семьи Дуркина А.Ф. включен её внук ФИО1

13.08.2019 Дуркина А.Ф. обратилась в адрес администрации МР «Усть-Цилемский» с заявлением о переводе из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды».

Согласно справке серии МСЭ-2018 , Дуркина А.Ф. с 01.04.1978 повторно установлена инвалидность III группы бессрочно, причина инвалидности: инвалидность с детства.

Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 15.08.2019 № 08/698 Дуркина А.Ф. переведена из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей» с датой постановки на учет с 13.08.2019.

Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 12.01.2021 № 01/14 в состав семьи Дуркина А.Ф. включена её дочь Носова Т.И.

Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 18.07.2024 № 07/633 Дуркина А.Ф. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи 3 человека на основании подпункта «г» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, по мотиву неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии администрации МР «Усть-Цилемский» от 18.07.2024 № 15, отзыву администрации МР «Усть-Цилемский», очередь с ФИО2 на Дуркина А.Ф. переведена без нотариального согласия других членов семьи, а также заявления Дуркина А.Ф. о сохранении за ней очереди ФИО2 ФИО1 включен в состав семьи Дуркина А.Ф. без заявления последней о внесении изменений в состав семьи, кроме того он не являлся членом семьи ФИО2 Аналогичным образом в состав семьи Дуркина А.Ф. администрацией была включена её дочь Носова Т.И. Изменение очередности в рамках сохранения очереди за умершим родственником невозможно, личного заявления Дуркина А.Ф. о постановке её на учет по категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей» не имелось. Администрация МР «Усть-Цилемский» приходит к выводу о неправомерности включения в состав семьи Дуркина А.Ф. - ФИО1 и Носова Т.И., а также о неправомерности перевода Дуркина А.Ф. из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды».

В соответствии с отзывом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми действия администрации МР «Усть-Цилемский» по переводу очереди умершей ФИО2 на Дуркина А.Ф., а также по переводу Дуркина А.Ф. из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды» осуществлены в нарушение требований Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ. Дуркина А.Ф. самостоятельного права состоять на учете на получение социальной выплаты по категории «Пенсионеры» не приобрела, действий по обращению с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты по категории «Инвалиды» не совершала.

Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлена очередность предоставления жилищных субсидий: первая очередь - инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; вторая очередь - пенсионеры; третья очередь - граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; четвертая очередь - работающие граждане.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по датам подачи заявлений гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение, строительство жилья, в том числе по приему и проверке документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации; по постановке на учет, ведению списков граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение, строительство жилья.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ устанавливается Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).

Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлен пунктом 9 Положения, согласно которому заявителем представляются, в том числе заявление по форме, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи, справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства - в случае отсутствия соответствующих сведений в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».

Изменение численного состава семьи, претендующей на получение социальной выплаты для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется на основании заявления гражданина, включенного в список лиц, претендующего на получение такой выплаты.

Пунктами 16, 19, 20 Положения установлено, что на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.

Органы местного самоуправления ежегодно утверждают списки граждан, состоящих на учете имеющих право на получение социальных выплат по состоянию на первое число года отдельно каждой категории граждан (выезжающие инвалиды, пенсионеры, работающие и выехавшие инвалиды, пенсионеры, работающие). Очередность определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет.

Подпунктом «г» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

По смыслу приведенного правового регулирования проверка соответствия гражданина условиям, установленным в статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, постановка гражданина на учет отнесены к полномочиям и компетенции органов местного самоуправления, наделенных в установленном законом порядке соответствующими полномочиями, они осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Между тем, орган местного самоуправления, осуществив перевод Дуркиной А.Ф. из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей» с датой постановки на учет с 13.08.2019, не проверил право самой Дуркиной А.Ф. на постановку на учет в категорию «Инвалиды» с даты подачи заявления.

Кроме того, Дуркина А.Ф. на протяжении нескольких лет ежегодными заявлениями подтверждала свое право и желание быть участником комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». Такое право признавалось за истцом более 10 лет вплоть до июля 2024 года.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

Приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают необоснованное исключение гражданина из числа лиц, принятых на учет, как лица имеющего право на предоставление социальной выплаты с целью приобретения жилья, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого лица.

Таких действий со стороны истца не установлено, в то время как снятие с учета Дуркина А.Ф. явилось следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации МР «Усть-Цилемский».

При установленных обстоятельствах, в целях восстановления нарушенного права следует признать за Дуркина А.Ф. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей», с датой постановки на учет – 13.08.2019.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дуркина А.Ф. удовлетворить.

Признать за Дуркина А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженкой <адрес> Коми АССР (СНИЛС ) право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей», с датой постановки на учет – 13.08.2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ижемский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.П. Рудомётова

Мотивированное решение составлено 25.10.2024.

2-314/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дуркина Анастасия Федоровна
Ответчики
Администрация МР "Усть-Цилемский"
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Суд
Ижемский районный суд Республики Коми
Судья
Рудомётова С.П.
Дело на странице суда
izmasud.komi.sudrf.ru
06.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2024Передача материалов судье
13.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2024Дело оформлено
26.11.2024Дело передано в архив
18.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее